В целях принятия комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы.
2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проектов республиканского бюджета Республики Татарстан на 2003-2006 годы включать указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан и ежегодно уточнять объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Возложить на Управление Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Республике Татарстан функции координатора по выполнению мероприятий Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы.
4. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан принять аналогичные комплексные программы, предусмотрев их реализацию в пределах средств бюджетов городов и районов Республики Татарстан, а также за счет внебюджетных источников.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование Прог-¦Республиканская комплексная программа профилактики¦
¦раммы ¦наркотизации населения Республики Татарстан на¦
¦ ¦2002-2006 годы (далее - Программа) ¦
+-------------------+---------------------------------------------------¦
¦Государственный за-¦Кабинет Министров Республики Татарстан ¦
¦казчик ¦ ¦
+-------------------+---------------------------------------------------¦
¦Основные разработ-¦Управление Федеральной службы Российской Федерации¦
¦чики Программы ¦по контролю за оборотом наркотических средств и¦
¦ ¦психотропных веществ по Республики Татарстан - ко-¦
¦ ¦ординатор, Министерство внутренних дел Республики¦
¦ ¦Татарстан, Министерство здравоохранения Республики¦
¦ ¦Татарстан, Министерство образования Республики Та-¦
¦ ¦тарстан, Министерство социальной защиты Республики¦
¦ ¦Татарстан, Министерство по делам молодежи и спорту¦
¦ ¦Республики Татарстан, Министерство культуры Респуб-¦
¦ ¦лики Татарстан, Федеральное государственное учреж-¦
¦ ¦дение "Центр государственного санитарно-эпидемиоло-¦
¦ ¦гического надзора в Республике Татарстан" ¦
+-------------------+---------------------------------------------------¦
¦Цели и задачи Прог-¦Главной целью Программы является снижение динамики¦
¦раммы ¦прироста лиц, употребляющих психоактивные вещества,¦
¦ ¦- на 10%. ¦
¦ ¦Задачами Программы являются: ¦
¦ ¦создание единой государственной системы профилакти-¦
¦ ¦ки наркотизации населения; ¦
¦ ¦организация мониторинга в области профилактики нар-¦
¦ ¦котизации населения; ¦
¦ ¦обеспечение реализации и совершенствования законо-¦
¦ ¦дательных и иных нормативных правовых актов, регла-¦
¦ ¦ментирующих вопросы профилактики наркотизации насе-¦
¦ ¦ления; ¦
¦ ¦формирование здорового образа жизни; ¦
¦ ¦повышение роли семьи в вопросах профилактики нарко-¦
¦ ¦тизации детей и подростков; ¦
¦ ¦развитие и совершенствование системы лечения и реа-¦
¦ ¦билитации лиц, допускающих немедицинское потребле-¦
¦ ¦ние психоактивных веществ; ¦
¦ ¦повышение эффективности работы правоохранительных¦
¦ ¦органов по пресечению незаконного оборота наркоти-¦
¦ ¦ков; ¦
¦ ¦развитие межрегионального и международного сотруд-¦
¦ ¦ничества в области профилактики наркотизации насе-¦
¦ ¦ления ¦
+-------------------+---------------------------------------------------¦
¦Система организации¦Общий контроль за исполнением Программы осуществля-¦
¦контроля за испол-¦ет Управление Федеральной службы Российской Федера-¦
¦нением Программы ¦ции по контролю за оборотом наркотических средств¦
¦ ¦и психотропных веществ по Республике Татарстан,¦
¦ ¦который ежегодно уточняет целевые показатели и¦
¦ ¦затраты по программным мероприятиям, механизм реа-¦
¦ ¦лизации Программы и состав исполнителей, запрашива-¦
¦ ¦ет у министерств и ведомств, ответственных за вы-¦
¦ ¦полнение мероприятий, о ходе выполнения Программы. ¦
¦ ¦Ежегодно на заседании Межведомственной комиссии Со-¦
¦ ¦вета Безопасности Республики Татарстан по противо-¦
¦ ¦действию злоупотреблению наркотическими средствами¦
¦ ¦и их незаконному обороту Управление Федеральной¦
¦ ¦службы Российской Федерации по контролю за оборотом¦
¦ ¦контролю за оборотом наркотических средств и психо-¦
¦ ¦тропных веществ по Республике Татарстан информирует¦
¦ ¦о ходе выполнения Программы и эффективности исполь-¦
¦ ¦зования финансовых средств ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
В последние годы целенаправленная работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан проводится в соответствии с Республиканской комплексной программой противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан на 1999-2001 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 26 мая 1999 г. N 2175.
В соответствии с названной программой:
разработан ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности мер по противодействию наркотизации населения;
проведена работа по предупреждению и сокращению спроса на наркотические средства, а также пропаганде здорового образа жизни;
в учебные программы отдельных образовательных учреждений включены дополнительные темы, изданы пособия для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, начата подготовка специалистов-психологов;
проводились тематические телерадиопередачи, акции, марафоны, концерты; опубликованы многочисленные материалы в печатных средствах массовой информации, изданы и распространены средства наглядной агитации антинаркотического содержания;
укрепляется лечебно-реабилитационная база;
реализован ряд мероприятий, направленных на пресечение незаконного оборота наркотических средств и укрепление материально-технической базы подразделений правоохранительных органов.
Несмотря на предпринятые действия, проблема наркомании выходит на одно из первых мест как глобальная угроза здоровью населения и национальной безопасности.
За последние 5 лет количество потребителей наркотиков в Республике Татарстан возросло в 4 раза и при сохраняющейся тенденции роста числа лиц, злоупотребляющих наркотиками, их количество к концу 2005 года может превысить уровень 200 тыс.человек. Таким образом, учитывая возрастную категорию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение республики. Особое беспокойство вызывает рост наркомании среди женщин, школьников, а также в студенческой среде. Наркотики становятся определенной ценностью, непременным атрибутом досуга молодежи.
Одним из ведущих факторов, влияющих на снижение возраста потребителей психоактивных веществ, является социальная дезадаптация детей.
Если учесть, что истинное число наркоманов по экспертным оценкам в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в Республике Татарстан в настоящее время приближается к 50 тыс.человек. С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связан и рост числа лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими сопутствующими заболеваниями.
Наркомания способствует обострению криминогенной обстановки в республике. За последние три года число зарегистрированных преступлений, связанных с продажей, применением, сбытом, хранением и изготовлением наркотических и психотропных веществ, возросло в 1,7 раза. Отмечаются факты проникновения наркотических веществ в места заключения.
Отношение общества к проблеме наркотизации достаточно равнодушное. Не сформирована потребность в формировании здорового образа жизни населения. Обеспеченность республики учреждениями дополнительного образования детей и подростков, спортивными сооружениями, спортивно-игровыми площадками по месту жительства, лечебно-профилактическими и реабилитационными учреждениями наркологического профиля далека от нормативной. На начало 2001 года в Республике Татарстан действовали 5 наркологических и 3 психоневрологических диспансеров с суммарным числом наркологических коек 773, что не соответствует реальной потребности. Состояние материально-технической базы медицинских подразделений учреждений Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - УИН МЮ РФ по РТ) также находится на низком уровне.
Следует признать, что несмотря на повышение активности средств массовой информации, потребность в квалифицированных публикациях, подготовленных специалистами (медиками, психологами и др.), а также материалов, пропагандирующих здоровый образ жизни, по-прежнему большая.
В этих условиях очевидна актуальность неотложной реализации комплексной системы мероприятий по профилактике наркотизации населения, включающей в себя:
радикальное изменение отношения общества к проблеме наркотизации;
признание ответственности граждан за свое здоровье;
приоритет непрерывно действующих профилактических мер в области охраны здоровья человека;
доступность медико-социальной помощи;
создание условий для профессиональной ориентации, занятий физической культурой, организации досуга детей и молодежи.
Такое положение дел является следствием несистемного и фрагментарного подхода к борьбе с наркоманией, недостаточной межведомственной координации, вызванных отсутствием единого центра ответственности по работам, связанным с профилактикой наркотизации населения.
Чтобы объединить усилия органов государственной и исполнительной власти (республиканских, муниципальных), органов местного самоуправления, политических, религиозных и общественных организаций, семьи, коммерческих и финансовых структур необходима целенаправленная государственная политика в области профилактики наркотизации населения и создание единой государственной системы профилактики наркотизации населения.
Единая государственная система профилактики наркотизации населения предусматривает:
формирование и реализацию концепции здорового образа жизни населения Республики Татарстан;
четко ориентированную пропагандистско-информационную кампанию по принципу - легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных наркоманией;
целенаправленную и комплексную работу государственных структур и общественных организаций;
разработку и внедрение просветительских и образовательных программ для различных групп населения;
обеспечение содействия семье в вопросах противодействия наркотикам и формирования здорового образа жизни;
привлечение к кампании против наркотиков известных политических и общественных деятелей;
обеспечение населения качественными и достаточными (на нормативном уровне) по объему профилактическими, лечебными и реабилитационными услугами наркологического профиля.
Создание такой системы позволит консолидировать усилия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций, политических деятелей, бизнеса на основе единой государственной политики и программных методов.
Главной целью Программы является замедление роста, а в последующем снижение уровня наркотизации населения.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создание единой государственной системы профилактики наркотизации населения;
организация мониторинга в области профилактики наркотизации населения для получения наиболее полной информации о динамике развития наркотической ситуации и оценки эффективности профилактических мероприятий;
развитие и совершенствование республиканской законодательной и иной нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы профилактики наркотизации населения;
широкая пропаганда и формирование здорового образа жизни населения;
повышение роли семьи в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков;
формирование качественной и достаточной по объему лечебно-профилактической и реабилитационной помощи;
создание эффективной системы пресечения незаконного оборота наркотиков и распространения их среди населения;
развитие межрегионального и международного сотрудничества в области профилактики наркотизации населения.
3.1. Организационные мероприятия.
3.2. Нормотворчество.
3.3. Учреждения социального обслуживания семьи, детей и молодежи, образовательные учреждения, учреждения культуры, спорта и занятости как основа противодействия наркотизации населения.
3.4. Формирование здорового образа жизни.
3.5. Средства массовой информации, общественные движения, политические и религиозные деятели, национально ответственный бизнес - против наркотиков.
3.6. Совершенствование и расширение материально-технической базы лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений наркологического профиля.
3.7. Подготовка кадров и обмен опытом.
3.8. Пресечение незаконного оборота наркотиков.
3.9. Профилактика наркомании в системе Управления исполнения наказания Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Татарстан и Военного комиссариата Республики Татарстан.
3.10. Научно-исследовательская работа.
В приложении приведены мероприятия по основным направлениям Программы. До 1 декабря текущего года ежегодно министерствами и ведомствами, являющимися центрами ответственности за реализацию направлений, в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Республике Татарстан представляются предложения в Межведомственный план мероприятий на следующий год по выполнению Программы (далее - Межведомственный план). Подготовленный Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Республике Татарстан Межведомственный план на текущий год утверждается решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности Республики Татарстан по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Организационно-методическое руководство и контроль за ходом работ осуществляются Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Республике Татарстан.
Данный раздел предусматривает разработку системы индикаторов оценки деятельности субъектов, участвующих в профилактике наркотизации населения и организацию мониторинга.
Целью мониторинга является получение наиболее полной информации о динамике развития наркотической ситуации в Республике Татарстан для обоснования и разработки приоритетных направлений в области профилактики наркотизации и формирования здорового образа жизни среди различных слоев населения. Достижение поставленной цели осуществляются путем:
формирования республиканского информационного фонда;
проведения социологических исследований;