Реализация Концепции среднесрочной программы реформирования здравоохранения Республики Татарстан в 1998-2002 гг., одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1998 года N 179, позволила системе здравоохранения Республики Татарстан сохранить государственный характер, доступность и бесплатность основных видов медицинской помощи.
Проводимая Минздравом Республики Татарстан реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений уже достигла определенных результатов. Так, за период 1998-2004 гг. проведена реорганизация стационарной медицинской помощи, сокращено более 8,5 тысяч неэффективно работающих коек. С учетом фактической потребности и структуры заболеваемости с 1998 года на режим дневного стационара переведено более 4,5 тыс. коек, на которых только в 2004 году пролечено 162,3 тысяч больных. Наиболее выраженной является тенденция сокращения маломощных учреждений: во врачебные амбулатории преобразованы 57 участковых больниц, 9 врачебных амбулаторий переведены в статус фельдшерско-акушерских пунктов.
Таким образом, в системе здравоохранения число самостоятельных больничных учреждений за 6 лет сократилось с 239 до 164 (на 45%).
Однако, имеются значительные трудности как в развитии амбулаторно-поликлинической службы по принципу общей врачебной практики, так и в реструктуризации стационарного звена с развитием стационарозамещающих технологий.
Реструктуризацию отрасли во многом тормозит то, что значительная часть стационарной помощи является госпитализацией пожилых людей, лиц с ограниченной трудоспособностью по социальным, а не медицинским показаниям. Организация социальной помощи этим категориям пациентов позволит существенно снизить потребность в стационарной помощи.
Существенный перекос в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в сторону последней ограничивают возможность развития материально-технической базы амбулаторного звена и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, а, следовательно, удорожанию медицинской помощи. Отсутствие экономической мотивации развития стационарозамещающих видов помощи, утрата комплексного подхода к здоровью пациента и преемственности в обследовании и лечении пациентов отрицательно влияет на экономичность медицинской помощи и сохранность здоровья.
Развитие узкой специализации на догоспитальном этапе и бесконтрольная доступность для населения амбулаторной специализированной помощи способствуют тому, что участковый врач фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи, не координирует лечебно-профилактическую работу на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль состояния пациента и его семьи, у него преобладают диспетчерские функции (частота направлений амбулаторных больных на консультации к врачам-специалистам достигла 40-50%). Престиж участкового врача среди населения и медицинской общественности, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказались низкими.
Анализ видов медицинской помощи и служб показывает, что за счет адекватного развития всех видов первичной медико-санитарной помощи, помощи на дому, скорой медицинской помощи, а также за счет повышения квалификации медицинского персонала, возможно существенное сокращение показателей преждевременной смертности населения и сохранение трудового потенциала.
В перспективе увеличение доли финансовых средств на оказание первичной медицинской помощи за счет устранения их нерационального использования в стационаре приведет к существенному возрастанию объемов амбулаторной и стационарозамещающей помощи, снижению уровня госпитализации. Кроме того, в связи с большей доступностью для населения врача общей практики (семейного врача) и повышением уровня его компетенции и ответственности за здоровье прикрепленного населения вполне достижимо существенное уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи - наиболее ресурсоемкой, по сравнению с другими видами помощи.
Таким образом, отмеченные диспропорции и неблагоприятные тенденции в развитии сети медицинских учреждений подчеркивают несомненную актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер в виде внедрения Отраслевой программы "Оптимизация здравоохранения Республики Татарстан".