Действующий

О ходе выполнения в ТатарскоЙ АССР закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры"

Постановление Совета Министров Татарской АССР
от 23 октября 1981 г. N 601
"О ходе выполнения в Татарской АССР закона РСФСР
"Об охране и использовании памятников
истории и культуры"

Совет Министров Татарской АССР отмечает, что исполкомы городских и районных Советов народных депутатов, органы культуры и общественные организации республики проводят определенную работу по выполнению Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры периодически рассматриваются исполкомами городских и районных Советов народных депутатов, коллегией Министерства культуры ТАССР, президиумом совета Татарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В настоящее время в республике учтено более 4 тыс. памятников истории и культуры, из них принято на государственную охрану памятников: истории 150, археологии - 462, архитектуры - 91, искусства - 12. На многих памятниках установлены мемориальные доски.

Министерством культуры ТАССР совместно с Государственным комитетом ТАССР по делам строительства, Татарской организацией Союза архитекторов СССР, Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения "Росреставрация" и Татарским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры разработан перспективный план реставрации и использования памятников на 1981-1990 годы, которым предусматривается завершение реставрационных работ по ряду архитектурно-исторических памятников республики.

За последние годы в республике значительно возрос объем ремонтно-реставрационных работ, выполняемых Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. В 1981 г. он составит 1 млн. 100 тысяч рублей. Произведены реставрационные работы на архитектурных памятниках Казани, Свияжска, Елабуги, Болгар.

Осуществлен ряд мер по улучшению условий хранения документальных памятников в государственном архиве, где хранится свыше одного миллиона дел, организован их учет, создается страховой фонд микрофильмов на уникальные и особо ценные документы.

Возросла роль историко-культурного наследия в идеологической и воспитательной работе. С памятниками истории и культуры республики ежегодно знакомятся более 1,5 млн. советских и зарубежных туристов и экскурсантов.

Вместе с тем, в деле охраны, реставрации, использования и пропаганды памятников истории и культуры в Татарской АССР имеется ряд недостатков.

Исполкомы отдельных местных Советов народных депутатов не уделяют должного внимания вопросам охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, содержанию их охранных зон, благоустройству мемориальных комплексов и памятных мест.

При исполнительных комитетах ряда городских, районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов республики не созданы, как это предусмотрено Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", комиссии содействия охране памятников истории и культуры.

При застройке городов и других населенных пунктов не всегда учитывается градостроительная роль памятников, в ряде случаев необоснованно предлагается снос зданий, представляющих историческую и культурную ценность. У большинства памятников отсутствуют охранные зоны и зоны регулирования застройки. Нередки факты неудовлетворительного содержания памятников и плохого благоустройства их территории.

В нарушение постановления Совета Министров ТАССР от 28 декабря 1978 г. N 776 "О мероприятиях по дальнейшему улучшению охраны, содержания, реставрации и музейного показа памятников Болгарского* историко-архитектурного заповедника" исполкомом Куйбышевского районного Совета народных депутатов используется прибрежная полоса заповедника для разгрузочных и других работ, им не произведено благоустройство улицы, ведущей от речного вокзала до въезда в заповедник, не приняты меры по выносу аэропорта с его территории.

Научно-исследовательский отдел Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения "Росреставрация" не обеспечивает в необходимом объеме и должном качестве производство проектно-сметной документации.

В республике не удовлетворяется спрос на полиграфические издания по памятникам истории и культуры. Недостаточно создается документальных кинофильмов, пропагандирующих охрану и использование памятников истории и культуры Татарской АССР.

Некоторыми исполкомами городских и районных Советов народных депутатов не организована шефская работа коллективов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учебных заведений над памятниками истории и культуры.

В целях дальнейшего улучшения содержания памятников истории и культуры в Татарской АССР в свете Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" Совет Министров Татарской АССР постановляет:

1. Исполнительным комитетам городских и районных Советов народных депутатов:

усилить работу по улучшению содержания и благоустройства памятников истории и культуры и прилегающих к ним территорий;

создать комиссии содействия охране памятников истории и культуры из работников органов и учреждений культуры, народного образования, архивных органов, представителей творческих союзов и других общественных организаций и организовать их работу;

организовать шефство коллективов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учреждений и учебных заведений над памятниками истории и культуры;

активизировать работу по освещению вопросов охраны памятников истории и культуры средствами массовой информации, развернуть широкий показ фильмов историко-краеведческой тематики в кинотеатрах, клубах, по телевидению;

развивать систему школьных музеев, улучшать организацию туристских походов по местам нахождения памятников истории и культуры, революционной, боевой и трудовой славы.

2. Министерству культуры ТАССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов ускорить разработку и в установленном порядке представить на утверждение в Совет Министров ТАССР охранные зоны и зоны регулирования застройки всех находящихся на государственной охране памятников истории и культуры республиканского и местного значения, принять дополнительные меры по строгому соблюдению режима содержания этих зон.

3. Государственному комитету ТАССР по делам строительства, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов при разработке и рассмотрении проектов планировки городов и населенных пунктов республики определять перспективу их развития на основе всестороннего учета историко-архитектурной ценности сложившейся застройки.

4. Министерству культуры ТАССР, Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения "Росреставрация" и Татарскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

усилить контроль за качеством проектных и реставрационных работ, экономным использованием средств, трудовых и материальных ресурсов, выделяемых на реставрацию памятников в республике;

не допускать их распыления по объектам и затягивания сроков окончания производства работ;

добиваться строгого соблюдения государственной плановой и финансовой дисциплины;

рассмотреть вопрос о создании в г.Казани на основе научно-исследовательского отдела Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской филиала института "Спецпроектреставрация" для обеспечения проектно-сметной документацией планируемых реставрационных работ.