Недействующий

О развитии кадетского образования в Республике Татарстан (утратило силу)

Содержание проблемы

Общая социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан, в числе прочих негативных явлений характеризуется комплексом социальных проблем, связанных с падением уровня общей культуры, престижа труда, возможностью получать нетрудовые доходы, алкоголизмом, наркоманией, бродяжничеством и т.д. Кроме того, с каждым годом все сложнее решаются задачи призыва граждан на военную службу. Это связано как с неудовлетворительным состоянием здоровья многих юношей, так и с их нежеланием посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной или военной службы. Причины названных выше проблем известны и соответствующие детальные аналитические материалы включены в состав всех социально-ориентированных программ.

Являясь субъектом Российской Федерации, Республика Татарстан не может самостоятельно решить такие проблемы, как профилактика распространения наркомании, наличие неуставных отношений в Вооруженных Силах и наличие зон вооруженных конфликтов. Вместе с тем, многие проблемы можно решить и в рамках субъекта Российской Федерации. Мировой опыт говорит о том, что для этого необходим некий "катализатор", способствующий развитию системы, которая могла бы создать зоны комфорта для определенных категорий населения и, прежде всего, социально-важных для государства категорий. Очевидным образом это относится и к нашим детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Известно, что ежегодно в Республике Татарстан появляется более 1,5 тыс. "отказных детей", умирают и погибают около 300 детей и подростков. В детских домах и школах-интернатах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей содержатся около 1600 детей. Бездомных детей и подростков, занимающихся бродяжничеством в Республике Татарстан около 2 тысяч. Поэтому "катализатором" процесса адаптации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, может служить кадетское образование, смысл которого заключается в следующем. На базе инфраструктуры отдельно стоящего комплекса строений, освобождающегося в результате реорганизации какого-либо образовательного учреждения, создается специализированное образовательное учреждение (кадетское образовательное учреждение). Первоначально, при открытии кадетской школы-интерната осуществляющей образовательный процесс с 5 по 11 класс (7 лет), набор производится исходя из норм наполняемости по 20 человек в четыре класса с 5 по 8 (всего 80 человек). При открытии кадетской профильной школы осуществляющей учебный процесс с 9 по 11 класс (3 года), набор производится по одному классу в год с наполняемостью 20 человек. Дети, набираемые в кадетскую школу-интернат, не должны быть старше 13 лет. Каждый последующий год производится комплектование младшего класса. Прием детей в старшие классы допускается решением педагогического совета образовательного учреждения по ходатайству органов опеки и попечительства. Таким образом, через 4 года численность учащихся кадетского образовательного учреждения со сроком обучения 7 лет достигнет 140-150 человек, со сроком обучения 3 года 60-70 человек. В ходе обучения кадеты семилетней школы после окончания восьмого класса могут быть рекомендованы и направлены для поступления в Суворовские (Нахимовские) военные училища или в профильные кадетские школы. Выпускники кадетской образовательной школы в зависимости от качества приобретенных и усвоенных знаний, состояния физического и психического здоровья направляются на продолжение профессиональной подготовки в военные образовательные учреждения, поступают на военную службу по контракту.

Выпускники, не соответствующие требованиям физической и профессиональной образовательной подготовке, будут рекомендованы для продолжения образования в другом учебном заведении, либо трудоустроены в соответствии с учетом их желания.

Принимая во внимания, что установлен возрастной ценз на набор в кадетское образовательное учреждение, предполагается, что дети уже получили начальное образование в другом образовательном учебном заведении. В этой связи должен будет сформирован государственный заказ на отбор детей (названных выше категорий) из других образовательных учреждений. Для детей, которые не посещают ни одно из образовательных учреждений после достижения ими возраста 7 лет, может предусматриваться подготовительный класс при кадетском образовательном учреждении. В этот класс могут быть приняты дети, не обучающиеся в других учебных заведениях и признанные по результатам тестирования способными к усвоению программы кадетских образовательных школ. Дети, обучающиеся в кадетской школе, носят обязательную единую форму.

Содержание обучающихся в кадетском образовательном учреждении осуществляется в соответствии с типовым положением о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года N 1427.

Немаловажным обстоятельством является также привлечение для обучения детей в кадетской образовательной школе действующих офицеров и офицеров запаса. Для офицеров запаса это также является системой адаптации к "неармейской" жизни, в связи с этим было бы важным внести в миграционную политику Республики Татарстан изменение, касающееся определения в качестве приоритетного направления - приглашение в Республику Татарстан офицеров запаса из других субъектов Российской Федерации (это, как правило, молодые мужчины с относительно высокой пенсией и высокой внутренней самодисциплиной).