Недействующий

О развитии кадетского образования в Республике Татарстан (утратило силу)

I. Цели и задачи

Целью Республиканской целевой Программы развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2003-2005 годы является подготовка несовершеннолетних граждан из числа детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к военной службе. Для этого предусматривается создание кадетских образовательных школ (школ-интернатов) с численностью обучающихся в 2003-2005 учебном году на уровне 180 человек с ежегодным увеличением на 20 человек, укомплектовав к 2007 году кадетские школы (школы-интернаты), до нормативной численности в 260 обучающихся. Первый выпуск осуществляется в 2006 году. В этот же год производится набор в пятый класс (младший класс кадетской школы). Открытие кадетских групп (классов) наполняемостью 20-25 человек в образовательных учреждениях среднего образования и в учреждениях начального профессионального образования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

подготовка детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к военной службе;

совершенствование и внедрение вариативных учебных планов и программ, а также дополнительных образовательных программ, с учетом региональной специфики образования;

укрепление и развитие элементов учебно-материальной базы для обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных образовательных программ;

разработка, издание и обеспечение кадетских образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой в рамках дополнительных образовательных программ;

  создание системы подготовки и переподготовки руководителей, педагогов и воспитателей (офицеров-воспитателей) кадетских образовательных учреждений;

совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских школ-интернатов.

Важно, что цель измеряема и поэтому в качестве конечных результатов выбран индикатор - обеспечение профессиональной подготовки выпускников кадетских классов на уровне не ниже 90% от приема в кадетскую образовательную школу (школу-интернат). Наличие этого индикатора позволит оценивать эффективность реализации Программы развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2003-2005 годы. Кроме того, поскольку на первом этапе реализация Программы происходит в режиме пилотного проекта, в ходе ее реализации в случае его успешности станет возможным расширение масштабов проекта как на другие образовательные учреждения Республики Татарстан, так и на другие субъекты Российской Федерации. Кроме того, кадетские школы могут стать "федеральной площадкой" т.е. обучающимися в ней могут быть не только жители Республики Татарстан.

Привлечение в качестве преподавателей и педагогов действующих офицеров будет способствовать использованию материальной базы военных училищ, расположенных на территории Республики Татарстан в качестве материальной базы кадетских образовательных школ.

В настоящее время в ряде образовательных учреждениях существуют кадетские классы, они создавались в общеобразовательных учреждениях в виде эксперимента, по результатам которого должно было быть принято решение об открытии специализированных кадетских образовательных школ. Анализ результатов работы показал, что можно в общеобразовательной школе создать специфическую среду, благоприятно влияющую на учащихся. Этот результат позволяет сделать вывод о целесообразности создания отдельных кадетских образовательных школ. В эти школы будут приниматься дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем, следует отметить, что в названных выше кадетских классах обучаются не только дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Большой интерес у детей всех социальных групп населения вызывают любые новации в образовательном процессе, в связи с чем в кадетских классах обучаются дети всех категорий граждан с разным уровнем развития. Поэтому перед разработчиками и исполнителями программы стоит задача отработать уже другой эксперимент, связанный в том числе с конкурсным отбором в такие классы в рамках общеобразовательных школ и профессиональных образовательных учреждениях. Или, другими словами, проводимый эксперимент предопределил выделение отдельного направления в виде создания кадетских образовательных школ, а также нового эксперимента в плане новых профильных форм обучения в общеобразовательных учреждениях.