Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 июля 2002 г. N 430
"О развитии дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан"

В целях укрепления и развития кадрового потенциала, создания эффективной системы дополнительного профессионального образования и обеспечения условий для непрерывного повышения профессиональных знаний работниками отраслей народного хозяйства, совершенствования государственного регулирования рынка образовательных услуг Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы.

2. Министерству финансов Республики Татарстан осуществлять начиная с 2003 года финансирование указанной программы за счет средств сводной сметы доходов и расходов Министерства образования Республики Татарстан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерство образования Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан                                      Р.Н.Минниханов


Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан                              И.Б.Фаттахов


Программа
развития дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан на 2002-2005 годы
(утверждена постановлением КМ РТ от 19 июля 2002 г. N 430)

Содержание

  

Введение

Роль дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) в системе образования Республики Татарстан определяется ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального ресурса общества, осуществление непрерывного образования, прежде всего руководителей и специалистов, обеспечение качества кадрового потенциала, социальной защищенности и социальной реабилитации граждан.

Главной целью ДПО является повышение уровня профессионализма работников всех категорий отраслей народного хозяйства. Соответственно, учреждения системы ДПО реализуют образовательные программы:

повышения квалификации;

стажировки;

профессиональной переподготовки;

переподготовки.

В рамках реализации указанных программ система ДПО осуществляет обучение взрослого населения на протяжении всей трудовой деятельности, а также граждан, признанных безработными в порядке, предусмотренном законодательством, и является неотъемлемой частью непрерывного образования.

Конкретные пути и меры для успешного решения проблем эффективности системы ДПО определены настоящей Программой развития дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан на 2002-2005 годы (далее - Программа).

Программа является концептуальной и организационной основой государственной политики Республики Татарстан в области ДПО на указанный период. Она разработана в соответствии с Республиканской программой развития государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан на 1999-2000 годы и на период до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 марта 1999 года N 107 "О мерах по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан" и включает в себя план мероприятий по выполнению поставленных задач.

Исполнителями и соисполнителями Программы выступают органы государственного управления Республики Татарстан, Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан (далее - МВК), Ассоциация непрерывного образования Республики Татарстан, органы местного самоуправления, советы ректоров государственных и негосударственных вузов, совет директоров ссузов, Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (далее - МРЦПК), структурные подразделения высших, средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования.

Контроль за выполнением Программы осуществляют Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерство образования Республики Татарстан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти.

Результаты реализации Программы периодически рассматриваются на расширенных коллегиях Министерства образования Республики Татарстан, заседаниях МВК. При необходимости МВК вносит коррективы и изменения в план мероприятий.

Выполнение Программы обеспечивается путем текущего финансирования за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных средств, в том числе средств работодателей и граждан.

Программа рассчитана на 4 года.

Цель Программы:

Повышение качества ДПО в Республике Татарстан, создание условий для удовлетворения потребностей общества в повышении уровня профессионализма работников всех категорий, их профессиональной мобильности, укрепление и развитие кадрового потенциала республики.

Задачи Программы:

1. Оптимизация управления системой ДПО в Республике Татарстан, усиление государственной поддержки ее развития.

2. Организация системы ДПО как единого учебно-научно-производственного комплекса в рамках системы образования Республики Татарстан.

3. Интеграция системы ДПО с реальным сектором экономики, промышленными предприятиями и организациями, непроизводственной сферой региона.

4. Совершенствование законодательной, нормативно-правовой, научной и учебно-методической, информационной баз, обеспечивающих функционирование системы ДПО Республики Татарстан на уровне современных требований.

5. Повышение эффективности республиканских и федеральных органов управления образованием.

6. Содействие обеспечению социальной защищенности, социальной реабилитации и занятости населения в регионе.

Механизмы реализации Программы:

введение государственного заказа в систему дополнительного профессионального образования Республики Татарстан;

конкурсный отбор исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы;

контроль за выполнением Программы, ежегодное корректирование плана мероприятий на основе анализа и оценки полученных результатов.

Паспорт
Программы развития дополнительного профессионального образования
в Республике Татарстан на 2002-2005 годы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦  Наименование  ¦     Программа развития ДПО в Республике Татарстан    ¦
¦                ¦                   на 2002-2005 годы                  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Государственные ¦Министерство образования Республики  Татарстан - коор-¦
¦заказчики       ¦динатор, Министерство экономики и промышленности  Рес-¦
¦                ¦публики Татарстан, Министерство труда и занятости Рес-¦
¦                ¦публики Татарстан                                     ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основные  разра-¦Министерство образования Республики  Татарстан, Минис-¦
¦ботчики         ¦терство  экономики и промышленности Республики  Татар-¦
¦                ¦стан, Министерство труда и занятости Республики Татар-¦
¦                ¦стан, МРЦПК                                           ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Цель            ¦Повышение качества ДПО в Республике Татарстан,  созда-¦
¦                ¦ние условий для роста профессионализма работников всех¦
¦                ¦категорий, их профессиональной мобильности, укрепление¦
¦                ¦и развитие кадрового потенциала                       ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Основные задачи ¦Оптимизация управления системой  ДПО,  усиление  госу-¦
¦                ¦дарственной  поддержки ее развития,  совершенствование¦
¦                ¦ее структуры, реализация программ ДПО в Республике Та-¦
¦                ¦тарстан на условиях государственного заказа.          ¦
¦                ¦Интеграция системы ДПО с реальным  сектором  экономики¦
¦                ¦Республики Татарстан.                                 ¦
¦                ¦Совершенствование  нормативно-правового,  научного   и¦
¦                ¦учебно-методического, информационного, кадрового,  фи-¦
¦                ¦нансового и ресурсного обеспечения системы ДПО Респуб-¦
¦                ¦лики Татарстан                                        ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации¦2002-2005 годы                                        ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Исполнители  ме-¦Министерство образования Республики  Татарстан, Минис-¦
¦роприятий       ¦терство  экономики  и промышленности Республики Татар-¦
¦                ¦стан, Министерство труда и занятости Республики Татар-¦
¦                ¦стан, Министерство социальной защиты Республики Татар-¦
¦                ¦стан и другие министерства, МВК, МРЦПК, Ассоциация не-¦
¦                ¦прерывного образования  Республики  Татарстан,  советы¦
¦                ¦ректоров государственных  и  негосударственных  высших¦
¦                ¦учебных заведений,  совет директоров средних специаль-¦
¦                ¦ных учебных заведений, вузы, ссузы, учреждения системы¦
¦                ¦ДПО,  предприятия,  общественные  организации  и фонды¦
¦                ¦Республики Татарстан                                  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Источники      и¦Республиканский бюджет Республики  Татарстан,  бюджеты¦
¦объемы  финанси-¦Министерства образования Республики  Татарстан, Минис-¦
¦рования         ¦терства труда и занятости Республики Татарстан, Минис-¦
¦                ¦терства  экономики и промышленности Республики  Татар-¦
¦                ¦стан, Министерства социальной защиты Республики Татар-¦
¦                ¦стан и других министерств, средства предприятий и  ор-¦
¦                ¦ганизаций Республики Татарстан (работодателей),  Ассо-¦
¦                ¦циации непрерывного образования Республики Татарстан. ¦
¦                ¦Общий объем финансирования - 17330 тыс.рублей,  из них¦
¦                ¦средств  республиканского бюджета Республики Татарстан¦
¦                ¦- 2880 тыс.рублей, в т.ч. по министерствам и годам:   ¦
¦                ¦                                                      ¦
¦                ¦                                        (в тыс.рублей)¦
¦                +------------------------------------------------------¦
¦                ¦  Наименование Министерства   ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство образования РТ   ¦  1410 ¦  350  ¦  350  ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство экономики и  про-¦   80  ¦   30  ¦   30  ¦
¦                ¦мышленности РТ                ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство труда и занятости¦   50  ¦   -   ¦   -   ¦
¦                ¦РТ                            ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство социальной защиты¦   50  ¦   -   ¦   -   ¦
¦                ¦РТ                            ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство строительства   и¦   75  ¦   25  ¦   25  ¦
¦                ¦жилищно-коммунального   хозяй-¦       ¦       ¦       ¦
¦                ¦ства РТ                       ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство сельского  хозяй-¦   80  ¦   30  ¦   30  ¦
¦                ¦ства и продовольствия РТ      ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство транспорта и  до-¦   80  ¦   30  ¦   30  ¦
¦                ¦рожного хозяйства РТ          ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Министерство торговли и  внеш-¦   75  ¦   25  ¦   25  ¦
¦                ¦неэкономического  сотрудничес-¦       ¦       ¦       ¦
¦                ¦тва РТ                        ¦       ¦       ¦       ¦
¦                +------------------------------+-------+-------+-------¦
¦                ¦Итого                         ¦  1900 ¦  490  ¦  490  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Контроль за  ис-¦Министерство экономики и промышленности Республики Та-¦
¦полнением       ¦тарстан - государственный заказчик. Министерство обра-¦
¦                ¦зования Республики Татарстан - координатор Программы  ¦
+----------------+------------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конеч-¦Обеспечение условий для непрерывного повышения профес-¦
¦ные результаты  ¦сиональных  знаний  работниками всех категорий во всех¦
¦                ¦отраслях народного хозяйства Республики Татарстан.    ¦
¦                ¦Обеспечение государственного регулирования рынка услуг¦
¦                ¦системы ДПО Республики Татарстан;  соответствие струк-¦
¦                ¦туры  и  объемов услуг системы ДПО потребностям регио-¦
¦                ¦нального рынка труда.                                 ¦
¦                ¦Введение системы государственного заказа на ДПО       ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

I. Совершенствование управления и структуры системы дополнительного
профессионального образования Республики Татарстан

Главной задачей совершенствования структуры системы ДПО в Республике Татарстан является создание государственно-общественного механизма координации и контроля образовательных учреждений, структурных подразделений вузов, ссузов, учреждений начального профессионального образования, предприятий и организаций, осуществляющих ДПО, республиканских государственных органов, муниципальных органов управления, общественных организаций и объединений.

Эффективное взаимодействие всех составляющих системы ДПО Республики Татарстан требует решения следующих задач:

1. Создание законодательной и нормативно-правовой базы ДПО.

2. Создание единой информационной базы (республиканского реестра) системы ДПО, что, в свою очередь, предполагает паспортизацию учреждений, обеспечивающую получение следующих сведений:

наличие лицензии на право ведения ДПО;

данные об организационно-правовой форме;

данные о руководителе;

количественная и качественная (тематическая) характеристики образовательных программ;

квалификационный уровень преподавательского состава;

информация о количестве и контингенте обученных (за 3 года);

формы контроля знаний;

основные показатели состояния учебно-методической и материально-технической базы.

3. Анализ состояния и прогнозирование развития системы ДПО в Республике Татарстан.

4. Формирование комплексной оценки качества ДПО.

В целях совершенствования управления системой ДПО необходимо:

1. На основе анализа ведомственной подчиненности и специфики:

определить компетенцию, полномочия и ответственность различных государственных органов, в том числе местных органов управления в сфере ДПО, и содержание их совместной с министерствами деятельности путем заключения соответствующих договоров;

закрепить в положении об органах управления образования за указанными органами функции обеспечения координации развития ДПО;

сформировать при главах администраций городов и районов общественные координационные советы по управлению системой ДПО.

2. Ввести государственный заказ на подготовку специалистов по программам ДПО.

3. Создать механизмы эффективного взаимодействия учреждений ДПО с другими субъектами системы образования и реальным сектором экономики, межотраслевого сотрудничества в сфере ДПО.

4. Создать республиканские государственно-общественные органы, обеспечивающие координацию управления системой ДПО, в том числе Ассоциацию непрерывного образования Республики Татарстан.

5. Создать при Ассоциации непрерывного образования Республики Татарстан специализированные научно-методические советы, в том числе по вопросам нормативно-правового обеспечения системы ДПО, по проблемам социологии дополнительного профессионального образования, практической психологии в сфере ДПО.

6. Дополнить государственные стандарты оценки качества ДПО, порядок лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений системы ДПО в части, не предусмотренной соответствующими нормативными документами Министерства образования Российской Федерации.

7. Осуществлять регулярный контроль качества деятельности учреждений ДПО в период между аккредитациями; разработать и использовать систему мер, обеспечивающих:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»