Статья 1. Реализация государственной политики в сфере образования в Республике Татарстан
Организационной основой реализации государственной политики в области образования является Комплексная республиканская целевая программа развития образования в Республике Татарстан.
Статья 2. Законодательство Республики Татарстан об образовании
1. Законодательство Республики Татарстан об образовании основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Татарстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан об образовании.
2. Задачами законодательства Республики Татарстан в области образования являются:
- обеспечение и защита конституционного права на образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования в Республике Татарстан;
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования;
- определение принципов реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан.
3. Юридические и физические лица, нарушившие законодательство Республики Татарстан об образовании, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Статья 3. Право граждан на образование
1. Граждане в Республике Татарстан имеют право на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
2. Право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования в Республике Татарстан и социально-экономических условий для получения образования.
3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законом Республики Татарстан для образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан, и муниципальных образовательных учреждений.
4. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.1. Государство оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений Республики Татарстан и муниципальных образовательных учреждений.
5. Отдельные категории граждан в соответствии с федеральным законодательством имеют право на поступление без вступительных испытаний, вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний либо преимущественное право на поступление в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6. Республика Татарстан оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
7. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
Статья 4. Основные принципы реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан
Основными принципами реализации государственной политики в области образования в Республике Татарстан являются:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.