Действующий

О концепции (основных направлениях) развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы (с изменениями на 30 декабря 2004 года)

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В ситуации, сложившейся в настоящее время в социальной сфере, особое беспокойство вызывает состояние здоровья населения. Анализ причин такого состояния показывает, что на протяжении многих лет деятельность по охране здоровья сводилась прежде всего к расширению медицинской помощи населению, увеличению числа койко-мест и количества врачей.

При всей очевидности экономической выгоды профилактики заболеваний перед лечением в стране господствует стратегия лечебной медицины. Бюджетное финансирование системы здравоохранения, незаинтересованность со стороны работодателей в сохранении и укреплении здоровья трудящихся приводили к тому, что из года в год увеличивалось число заболеваний, случаев производственного травматизма, инвалидов.

Состояние здоровья населения - результат воздействия различных факторов. Поэтому эффективное решение проблемы оздоровления населения связано с разработкой комплекса мероприятий, которые в совокупности должны способствовать качественному улучшению показателей здоровья жителей республики.

Среди различных факторов, определяющих здоровье, одним из наиболее действенных является двигательная активность. Многочисленные исследования как в России, так и за рубежом доказывают, что занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие практически на все системы организма и являются весьма эффективным средством профилактики заболеваний.

Помимо непосредственного физиологического воздействия на организм человека двигательная активность имеет большое социальное значение. Вовлеченность в занятия физической культурой различных социально-демографических групп населения решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания морально-волевых и нравственных качеств личности, рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т.д. В рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

По данным социологических исследований и статистических наблюдений, лишь небольшая часть населения придерживается принципов здорового образа жизни. Только 10,3% жителей Татарстана занимаются физической культурой и спортом. У большинства населения, особенно у детей и молодежи, крайне низка ориентация на заботу о своем здоровье и физическом развитии. Родители, в основном молодые, мало внимания уделяют физическому воспитанию своих детей.

Особую тревогу вызывает неудовлетворительное состояние физического воспитания детей. В республике насчитывается 2118 дошкольных учреждений, которые посещают 152386 детей. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий, а в должности инструктора по физической культуре в этих учреждениях работает всего 251 человек, в основном там, где имеются крытые маломерные плавательные бассейны.

Проведенный Республиканским центром охраны семьи, материнства и детства углубленный анализ заболеваемости детского населения выявил ряд неблагоприятных тенденций, из них наибольшую тревогу вызывают резкий рост заболеваемости детей, увеличение частоты фоновых заболеваний (анемия, гипотрофия, рахит). Большинство детей имеют морфофункциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, лор-органов. Значительное число подростков страдают эмоциональной и психической неустойчивостью, свыше 20% детей имеют низкую степень адаптации к условиям окружающей среды. Заболеваемость среди подростков в 1999 г. составила 1161,5 случая на 1000 человек.

Важнейшей социальной проблемой является также количество трудопотерь родителей болеющих детей, основную массу которых составляют дошкольники.

Занятия по физическому воспитанию, за редким исключением (г.г.Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Заинск), проводятся в помещениях, предназначенных для музыкальных занятий, которые, как и игровые площадки, не укомплектованы спортивным инвентарем и оборудованием в соответствии с нормативными требованиями. На их приобретение выделяются незначительные средства.

В Республике Татарстан в общеобразовательных школах различных типов, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования обучаются 729,2 тыс.детей, подростков и молодежи, из них уроки физической культуры посещают 696,3 тыс.человек, или 95,5 процента. В спортивных секциях, оздоровительных группах по видам спорта занимаются 173,9 тыс.учащейся молодежи, или 24,0% их контингента, в т.ч. 24,6% - учащиеся общеобразовательных школ, 19,9% - учащиеся ПУ, 20,6% - ссузов, 20,4% - студенты вузов. Число учащейся молодежи, отнесенной к специальной медицинской группе, составляет 44,6 тыс.человек, или 6,1% контингента учащейся молодежи, из них занятия по физической культуре посещают 53,6 процента. Недооценка роли физвоспитания в формировании здорового поколения приводила к тому, что вместо коренной модернизации системы физического воспитания молодежи в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразования. В результате этого в настоящее время практически на всех этапах обучения недостаточно полно и эффективно решаются задачи физического воспитания.

Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для поддержания и улучшения здоровья и физической подготовленности молодого организма (7-25 лет), в настоящее время составляет лишь 25-40% , в том числе:

N
п/п

Группы

Время, необходимое для заня-
тий физической подготовкой

Реальное время

(часов)

часов

% к
необходимому

1

Школьники 7-13 лет

8-10

3-4

37-40

2

Школьники 14-17 лет

10-12

3-4

25-33

3

Студенты

10

4

40

Существующие нормы организации занятий физической культурой (3-4 академических часа в неделю в общеобразовательной школе, 4 часа в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, 3 часа в учреждениях начального профессионального образования) явно не решают проблемы необходимого объема двигательной активности. В это же время в развитых странах мира уже осуществляется переход на ежедневные обязательные занятия по физическому воспитанию, а в подавляющем большинстве стран уже давно введены 3-4 часа обязательных занятий. В общеобразовательных школах и учреждениях начального профессионального образования еще работают учителя и преподаватели, не имеющие профессионального образования, что не позволяет дать ученикам развернутого понятия о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области физической культуры.

Наряду с уровнем подготовки преподавателей качество учебного процесса определяет и обеспеченность спортивным инвентарем и оборудованием, что дает возможность знакомства учащихся с разнообразием форм физической культуры и на этой основе свободного выбора и приобщения к активным занятиям физической культурой. На сегодняшний день обеспеченность спортивным инвентарем и оборудованием в школах не соответствует нормативному перечню, являющемуся базовым в выполнении программы по физической подготовке учащихся. Из 21-й номенклатурной позиции по 15-ти обеспеченность ниже уровня 50 процентов. Особую тревогу вызывает отсутствие в достаточном количестве гимнастических матов, что может привести к росту травматизма.

Помимо обязательных занятий, молодежь участвует в различного рода внешкольных формах организации физкультурно-спортивной деятельности. Наиболее распространенной формой этой работы является система спортивных школ, которая в последние годы претерпела значительные изменения. Прекратилось сокращение числа спортивных школ и занимающихся в них. В первом полугодии 2000 года в городах и районах республики вновь открыты 49 ДЮСШ, в которых занимаются более 48 тыс.детей и подростков и 5 ДЮКФП на 2580 учащихся. В настоящее время в республике функционируют более 130 спортивных школ различного типа, 22 из которых являются специализированными учреждениями. Охват массовым спортом составляет 9,5% населения 6-15-летнего возраста, спортом высших достижений - 0,22% населения 16-25-летнего возраста.

С целью вовлечения подростков в занятия физической культурой и спортом в республике созданы и работают 165 детских подростковых клубов спортивной направленности, в секциях и группах которых занимаются 77,8 тыс.детей и подростков, или 13,1% контингента учащихся. Ежегодно Госкомспорттуризм Республики Татарстан выделяет средства из республиканского бюджета Республики Татарстан для оплаты более 100 тренеров-преподавателей, работающих в городах и районах республики.

В учреждениях высшего профессионального образования практически нет средств на содержание студенческих спортивных клубов. Снизилось число студентов, отдыхающих в студенческих оздоровительно-спортивных лагерях. Необходимо решение вопросов государственной поддержки развития спорта среди студентов не только путем выделения средств на проведение спортивно-массовых мероприятий, но и оказания финансовой помощи его организационным структурам.

Серьезное беспокойство вызывает тенденция ежегодного снижения уровня физической подготовленности призывников, что является следствием низкой организации занятий по физической культуре в общеобразовательных школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования, недостаточного взаимодействия их руководителей с военкоматами. Это не позволяет обеспечить необходимой физической подготовленности будущих военнослужащих. Углубленные медицинские осмотры юношей показали, что число ограниченно годных и негодных к военной службе по сравнению с 1995 годом весной 2000 года возросло с 14% до 63,4% призывников.

Поэтому из всех мероприятий Концепции первоочередными на ближайшие годы становятся мероприятия по духовному и физическому оздоровлению подрастающего поколения.

Радикальные качественные изменения в процессе физического воспитания учащейся молодежи могут быть достигнуты путем совершенствования обязательных учебных программ в сочетании с внеклассной физической культурой; расширения внеурочных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью; соответствующей подготовки кадров и повышения квалификации учителей и преподавателей физического воспитания для различных учебных заведений, а также тренеров-преподавателей по видам спорта.

Наряду с увеличением численности спортивных школ разного типа, обеспечивающих вовлечение учащейся молодежи в спортивную деятельность, необходимо развивать новые формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, призванные объединить детей и взрослых, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С большими сложностями ведется сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди трудящихся. Раньше основную долю этой работы брали на себя профсоюзы. Физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности 80-85 % всех спортивных сооружений, около 50 % кадрового потенциала республики, более половины всех детско-юношеских спортивных школ.

Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными учреждения физической культуры, спорта, туризма и отдыха для широких масс. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют в иных целях. За редким исключением (ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" и ряд других) на предприятиях, включая сельскохозяйственные, сокращены должности инструкторов-методистов, прекращено проведение спортивно-массовых мероприятий с трудящимися и членами их семей.

В Законе Республики Татарстан "О физической культуре и спорте" впервые закреплена правовая обязанность администраций предприятий, учреждений, организаций создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.

Важнейшим направлением работы с населением должно стать создание сети центров и пунктов оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, местными органами управления с участием предприятий, учреждений и организаций, эффективно используя имеющуюся материально-техническую базу физической культуры и спорта.

В крайне неудовлетворительном состоянии находится физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с инвалидами. Известно, что средства физической культуры и спорта являются достаточно эффективными, а в некоторых случаях и единственными для полного или частичного возвращения людей с разной степенью инвалидности к нормальной социальной жизни.