Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 5 мая 2001 г. N 256
"О Концепции (основных направлениях) развития физической культуры
и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы"
(с изменениями на 30 декабря 2004 года)

В целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья граждан, утверждения в обществе принципов здорового образа жизни и расширения предоставляемых населению спортивно-оздоровительных услуг Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию (основные направления) развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы.

2. Государственному комитету Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму совместно с заинтересованными министерствами, госкомитетами и ведомствами разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан Положение о Координационном совете по физической культуре и спорту и его состав.

3. Руководителям республиканских министерств, госкомитетов и ведомств, участвующих в выполнении мероприятий Концепции (основных направлений) развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы, обеспечить их безусловную реализацию в установленные сроки.

4. Рекомендовать администрациям районов и городов разработать программы развития физической культуры и спорта соответствующих административно-территориальных образований.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан И.К.Хайруллина.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Концепция (основные направления) развития физической культуры
и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы
(утверждена Постановлением КМ РТ от 5 мая 2001 г. N 256)

Паспорт
Концепции (основных направлений) развития физической культуры
и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы

Наименование

Концепция (основные направления) развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2001-2005 годы (далее - Концепция).

Основание для разработки

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.99 г. N 826 "О мерах по улучшению спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи в Республике Татарстан";

Закон Республики Татарстан "О физической культуре и спорте".

Государственный заказчик

Государственный комитет Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму

Основные разработчики

Государственный комитет Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму с участием министерств, госкомитетов, ведомств и администраций городов и районов Республики Татарстан

Цели и задачи:

  Создание условий для сохранения и укрепления здоровья граждан Республики Татарстан за счет привлечения к активным занятиям физической культурой и спортом;

утверждение в обществе принципов здорового образа жизни;

снижение криминогенной напряженности в молодежной среде за счет развития детского спорта, привлечения молодежи к физкультурно-спортивной деятельности.

В процессе реализации Концепции решаются следующие задачи:

создание целостной нормативно-правовой системы, обеспечивающей приоритетное развитие физической культуры и утверждение в обществе принципов здорового образа жизни;

развитие и совершенствование механизмов совместных действий всех структур, обеспечивающих здоровье граждан Республики Татарстан;

перестройка системы подготовки физкультурных кадров в соответствии с требованиями дифференцированного подхода к работе с различными социально-демографическими группами населения;

поиск, экспериментальная адаптация и широкое внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

модернизация программно-методического обеспечения процесса физического воспитания, создание новых физкультурно-оздоровительных технологий;

расширение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;

создание и дальнейшее развитие физкультурно-спортивной индустрии Татарстана;

укрепление и развитие материально-технической базы для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий.

Сроки реализации

2001-2005 годы.

Перечень основных направлений

Обновление нормативно-правовой базы;

совершенствование системы управления;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

внедрение новых физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий;

информационно-образовательная деятельность;

развитие физкультурно-спортивной индустрии;

развитие сети физкультурно-спортивных сооружений.

Исполнители основных мероприятий

Государственный комитет Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму; республиканские министерства, госкомитеты и ведомства; администрации городов и районов Республики Татарстан; специализированные учебные заведения; организации и учреждения физкультурно-спортивной направленности.

Объемы и источники финансирования

Финансирование реализации мероприятий Концепции осуществляется в основном в пределах текущего бюджетного финансирования. Финансирование реализации инвестиционных проектов, включая развитие материально-технической базы, осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов в пределах утвержденных ассигнований на соответствующий год.

Объем и источники финансирования, необходимые для реализации мероприятий Концепции, не предусмотренных планами социально-экономического развития, будут определяться в ходе разработки организационных мероприятий путем принятия решений Правительства Республики Татарстан.

Организация управления реализацией Концепции

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.09.94 г. N 446 "О разработке государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан" ответственность за реализацию соответствующего раздела Концепции возлагается на орган государственного управления, являющийся государственным заказчиком этого раздела.

В соответствии с этим Государственный комитет Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму формирует Координационный совет по реализации мероприятий Концепции, состоящий из полномочных представителей государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта, а также представителей заинтересованных министерств, госкомитетов и ведомств, участвующих в реализации мероприятий; состав Координационного совета и положение о нем утверждаются постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.

Координационный совет заслушивает аналитическую информацию о ходе выполнения мероприятий Концепции, рассматривает предложения об изменениях и дополнениях, готовит проекты решений Правительства Республики Татарстан о финансировании конкретных мероприятий Концепции.

Для обеспечения эффективного контроля за ходом работ по реализации мероприятий Концепции создается специальная аналитическая группа, в задачи которой входят:

регулярный сбор информации о состоянии работ по Концепции;

выявление отклонений (сбоев) фактического хода работ от сроков, предусмотренных Концепцией;

анализ причин сбоев;

прогнозирование возможных причин сбоев;

информирование Координационного совета о состоянии работ по Концепции.

Для отображения хода работ по Концепции аналитическая группа ежеквартально запрашивает у ответственных исполнителей данные о тех работах, которые должны быть завершены в прошедший период или об ожидаемых сроках завершения тех работ, окончание которых предусмотрено Концепцией в течение следующего контрольного периода. В случае произошедших или прогнозируемых в следующем контрольном периоде сбоев аналитическая группа выясняет их причины и возможные сроки устранения.

На основании полученных данных аналитическая группа готовит справку о состоянии работ по Концепции в целом и по каждой самостоятельной подпрограмме. Эти справки направляются в Координационный совет.

Информация о принятых Координационным советом решениях обязательно поступает ко всем заинтересованным исполнителям.

Раз в год исполнители мероприятий готовят отчеты о результатах работ и сдают их в аналитическую группу, где на их основе делается обобщенный доклад для Правительства Республики Татарстан о результатах и состоянии работ по Концепции в целом. Доклад обсуждается в Координационном совете и направляется в Правительство Республики Татарстан.

Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции

По данным Госкомстата Республики Татарстан, численность населения республики составляет 3784 тыс.человек, из них физкультурой и спортом в 1997 г. занимались 365,0 тыс. человек, в 1998 г. - 370,8 тыс.человек, в 1999 г. - 388,5 тыс.человек. Эти цифры включают число организованно занимающихся в секциях и группах по видам спорта в общеобразовательных школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в организациях, по месту жительства.

Предполагается, что реализация мероприятий Концепции позволит добиваться как увеличения численности занимающихся физической культурой и спортом, так и развития материально-технической базы физической культуры и спорта.

Многообразие и сложность форм физкультурно-оздоровительных технологий, внедряемых в многочисленные отрасли производственной и хозяйственной деятельности, не позволяют дать точной оценки экономической эффективности в целом, в то же время снижение числа дней нетрудоспособности на 1 день на каждого работающего может дать в целом по республике значительный экономический эффект.

В мероприятиях по реализации Концепции заложено использование уже разработанных систем физического воспитания и оздоровительных технологий, а также предусмотрена разработка новых, с учетом меняющихся условий и требований, что позволит при их широком использовании добиться значительного социального эффекта, выраженного в показателях, представленных в таблице, разработанной сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры.

N
п/п

Контингент/технологии

Показатели (по оценке экспертов)

Дети, учащаяся молодежь

1.1

Оздоровительные технологии для
женщин в период беременности

Снижение смертности новорожденных
Улучшение демографической ситуации

Оздоровительные технологии для
детей дошкольного возраста

Снижение количества неинфекционных
заболеваний

Оздоровительные технологии для
учащихся

Снижение количества неинфекционных
заболеваний

1.2

Процессы физического воспита-
ния и спортивной деятельности
в учреждениях дополнительного
образования

Снижение социальной напряженности в
молодежной среде

1.3

Профилактика асоциального по-
ведения

Снижение подростковой преступности

1.4

Спортивная деятельность

Повышение социальной адаптации в об-
ществе (находится в связи со специ-
фикой видов спорта, педагогическими
воздействиями и ценностными ориенти-
рами) в среднем может составлять от
10 до 20%

Трудящиеся

2.1

Оздоровительные технологии

Снижение простудных заболеваний, бо-
лезней органов дыхания, системы кро-
вообращения, опорно-двигательного
аппарата

2.2

Лечебно-оздоровительные техно-
логии

Сокращение сроков возврата на рабо-
чие места при утрате работоспособ-
ности (находится в наибольшей зави-
симости от вида производства, "фак-
торов риска", патологии и т.п.) от 5
до 20%

2.3

Профессионально-прикладная фи-
зическая подготовка

Повышение качества производительной
деятельности от 7 до 15%

2.4

Рекреация в структуре досуга

Повышение производительности труда
от 9 до 10%.
Повышение "качества жизни" (объек-
тивная оценка ориентировочно от 3 до
10% особенно в сочетании с п.1.1)

Лица ослабленного здоровья,
инвалиды, пенсионеры

3.1






Оздоровительные технологии






Возврат на рабочие места лиц, поте-
рявших трудоспособность, от 5 до
12%.
Оздоровление, устранение дефектов
двигательной активности от 10 до
15%.
Сохранение творческого долголетия
(на 1000 чел.) от 15 до 20%

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В ситуации, сложившейся в настоящее время в социальной сфере, особое беспокойство вызывает состояние здоровья населения. Анализ причин такого состояния показывает, что на протяжении многих лет деятельность по охране здоровья сводилась прежде всего к расширению медицинской помощи населению, увеличению числа койко-мест и количества врачей.

При всей очевидности экономической выгоды профилактики заболеваний перед лечением в стране господствует стратегия лечебной медицины. Бюджетное финансирование системы здравоохранения, незаинтересованность со стороны работодателей в сохранении и укреплении здоровья трудящихся приводили к тому, что из года в год увеличивалось число заболеваний, случаев производственного травматизма, инвалидов.

Состояние здоровья населения - результат воздействия различных факторов. Поэтому эффективное решение проблемы оздоровления населения связано с разработкой комплекса мероприятий, которые в совокупности должны способствовать качественному улучшению показателей здоровья жителей республики.

Среди различных факторов, определяющих здоровье, одним из наиболее действенных является двигательная активность. Многочисленные исследования как в России, так и за рубежом доказывают, что занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие практически на все системы организма и являются весьма эффективным средством профилактики заболеваний.

Помимо непосредственного физиологического воздействия на организм человека двигательная активность имеет большое социальное значение. Вовлеченность в занятия физической культурой различных социально-демографических групп населения решает сложнейшие задачи социализации личности, приобщения человека к ценностно-нормативной системе общества, воспитания морально-волевых и нравственных качеств личности, рациональной организации досуга, активного отдыха, общения людей и т.д. В рейтинге молодежных интересов физкультурно-спортивная деятельность занимает одно из ведущих мест.

По данным социологических исследований и статистических наблюдений, лишь небольшая часть населения придерживается принципов здорового образа жизни. Только 10,3% жителей Татарстана занимаются физической культурой и спортом. У большинства населения, особенно у детей и молодежи, крайне низка ориентация на заботу о своем здоровье и физическом развитии. Родители, в основном молодые, мало внимания уделяют физическому воспитанию своих детей.

Особую тревогу вызывает неудовлетворительное состояние физического воспитания детей. В республике насчитывается 2118 дошкольных учреждений, которые посещают 152386 детей. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий, а в должности инструктора по физической культуре в этих учреждениях работает всего 251 человек, в основном там, где имеются крытые маломерные плавательные бассейны.

Проведенный Республиканским центром охраны семьи, материнства и детства углубленный анализ заболеваемости детского населения выявил ряд неблагоприятных тенденций, из них наибольшую тревогу вызывают резкий рост заболеваемости детей, увеличение частоты фоновых заболеваний (анемия, гипотрофия, рахит). Большинство детей имеют морфофункциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, лор-органов. Значительное число подростков страдают эмоциональной и психической неустойчивостью, свыше 20% детей имеют низкую степень адаптации к условиям окружающей среды. Заболеваемость среди подростков в 1999 г. составила 1161,5 случая на 1000 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»