Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 марта 2001 г. N 117
"О первоочередных мерах по реализации Республиканской целевой
программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы"
(с изменениями на 1 августа 2005 года)

В целях обеспечения выполнения Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы", совершенствования системы подготовки энергосберегающих инвестиционных проектов Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о разработке производственных (ведомственных) и региональных (по территориально-административным образованиям) программ энергосбережения в Республике Татарстан;

перечень форм статистической отчетности, плановой и отчетной информации о деятельности энергоснабжающих и энергораспределительных организаций представляемых в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.

2. Агентству по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям заключить государственный контракт (договор) с Государственным комитетом Республики Татарстан по статистике на информационное обеспечение Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан ежеквартальной и ежегодной статистической отчетностью по формам, утвержденным настоящим постановлением.

3. Центру энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, государственному учреждению "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан обеспечить оперативный контроль за выполнением программ и мероприятий по энергосбережению административных образований, предприятий, организаций, учреждений и ежеквартально представлять отчет в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.

4. Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.05.99 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан" следующее дополнение:

пункт 3 Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан, дополнить абзацем следующего содержания:

"наличие заключения по результатам энергетического аудита".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан Когогина С.А.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Положение
"О разработке производственных (ведомственных) и региональных
(по территориально-административным образованиям) программ
энергосбережения в Республике Татарстан"
(утверждено постановлением КМ РТ от 6 марта 2001 г. N 117)

Настоящее Положение разработано в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2000 г. N 371 "О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан" и от 3 июля 2000 г. N 468 "О Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы".

Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и организации выполнения производственных и региональных программ энергосбережения (далее - программы).

К региональным программам энергосбережения относятся программы городов, населенных пунктов, районов, к производственным - программы предприятий, госбюджетных ведомств и организаций.

Региональные программы не могут включать в себя вопросы энергосбережения промышленных предприятий, не являющихся собственностью администрации города или района.

1. Общие положения

1.1. Цель программ энергосбережения

Программы разрабатываются в целях проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, решения наиболее значимых организационных, технических, экономических, нормативно-правовых проблем приоритетных направлений энергосбережения, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов на указанных направлениях и ускорения на этой основе развития экономики и социальной сферы Республики Татарстан.

Программа - это документ, содержащий комплекс организационных, технических, экономических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение задач энергосбережения на предприятиях, в организациях, министерствах и ведомствах, территориально-административных образованиях Республики Татарстан.

Программы определяют приоритетные направления реализации государственной политики в области энергосбережения, а также пути максимального использования имеющихся резервов экономии топливно-энергетических ресурсов в республике, регионе, ведомстве и на отдельных предприятиях и в организациях.

Главной задачей разработки и реализации программ является обеспечение в планируемый период снижения потребления топливно-энергетических ресурсов на предприятиях, в организациях, министерствах и ведомствах, территориально-административных образованиях по отношению к уровню их расходования за период, предшествующий началу реализации программы. Объем снижения потребления этих ресурсов определяется в соответствии с основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития республики на соответствующий период.

Глобальной целью разработки программ энергосбережения является обеспечение социально-экономического развития республики в целом, предприятия, организации, ведомства или региона на пять лет за счет ускоренного перевода региональной экономики, промышленных предприятий и госбюджетных организаций на энергосберегающий путь развития.

Конкретными целями в основных сферах деятельности предприятия, организации, территориально-административного образования, министерства и ведомства являются:

В производственной сфере:

- снизить удельное потребление энергии на единицу выпускаемой продукции или оказанных услуг на предприятиях, в быту, сельском хозяйстве и т.д.;

- повысить энергетическую эффективность выпускаемой продукции;

- расширить производство и наполнить рынок техническими средствами регулирования и учета потребления энергоресурсов;

- ускорить разработку и организацию производства конкурентоспособной продукции нового поколения, имеющей улучшенные энергетические характеристики;

- улучшить метрологический контроль, надзор и статистическое наблюдение за расходом энергоресурсов;

- повысить энергетический КПД действующих энергетических установок;

- снизить потери энергоносителей в инженерных сетях;

- повысить теплозащиту зданий, сооружений, сетей;

- повысить научно-технический потенциал отрасли или региона;

- уменьшить энергетическую зависимость республики.

В экономической сфере:

- снизить затраты бюджетных средств на оплату энергоресурсов и дотационные выплаты из бюджета;

- повысить конкурентоспособность продукции за счет увеличения показателей энергоэффективности;

- повысить реальные доходы населения и прибыль предприятий за счет снижения платежей за энергию;

- снизить финансовые затраты на ввозимые энергоресурсы.

В социальной сфере:

- создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения;

- формировать сознание и энергосберегающее поведение населения;

- углублять подготовку и переподготовку персонала, обучение населения в области энергосбережения.

В экологической сфере:

- сократить вредные выбросы в окружающую среду;

- привести качество воздуха, воды, почвы к экологическим стандартам;

- повысить эффективность использования недр.

1.2. Энергосберегающие мероприятия и механизмы их финансирования

К энергосберегающим мероприятиям относятся мероприятия, внедряемые на действующих объектах (оборудовании), при реализации которых снижается доля энергозатрат или доля энергозатрат на обеспечение объекта (оборудования) в себестоимости выпускаемой продукции (достигается суммарная экономия энергоресурсов на производство единицы продукции по сравнению с базовой) при условии соблюдения санитарных и экологических требований.

Не относятся к энергосберегающим:

- мероприятия, выполняющиеся в соответствии с регламентом обслуживания оборудования (капитальный, средний, текущий ремонты);

- мероприятия по доведению оборудования до проектных (паспортных) показателей;

- мероприятия по замене оборудования, отслужившего свой амортизационный срок без улучшения показателей энергоэффективности.

Финансируются только те энергосберегающие мероприятия, которые обеспечивают суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов на энергообеспечение объектов, а также экономию на единицу выпускаемой продукции за счет внедрения на действующих объектах новых технологий, оборудования, систем учета и регулирования, новых схемных решений, а также мероприятия, стимулирующие энергосбережение и научно-исследовательские работы по этим направлениям.

Часть энергетических мощностей, ввод которой обусловлен наличием уже имеющегося энергетического потенциала (избыточное давление пара или природного газа, вторичные энергетические ресурсы, горючие отходы, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и т.п.), может финансироваться из источников, допускающих расходы на цели энергосбережения.

Объем средств, направляемых на цели энергосбережения путем замены морально и физически устаревшего оборудования на новое, с улучшенными показателями энергоиспользования, определяется разностью между стоимостью нового (с учетом монтажа) и первоначальной стоимостью заменяемого оборудования.

Финансово-экономические механизмы реализации программ энергосбережения определены в разделе 5 Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы".

Финансирование разработки и выполнения программ осуществляется за счет средств заказчика, а также средств, предусмотренных законодательством Республики Татарстан для реализации мероприятий по энергосбережению.

2. Организация разработки программ

Организационное и методическое обеспечение разработки региональных и производственных программ, а также экспертизу программ энергосбережения осуществляет Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан.

Разработка региональных и производственных программ осуществляется на каждые предстоящие 5 лет, начиная с 2001 года. К разработке программ привлекаются в установленном порядке специалисты предприятий, организаций и учреждений, ведущие ученые и специалисты по профилю планируемых работ. Разработанная программа после ее согласования с Центром энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан вносится в установленном порядке утверждения в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан до 1 октября года, предшествующего началу ее реализации.

3. Основные этапы разработки программ

Основными этапами разработки программ являются:

- определение приоритетов в энергосбережении и наиболее важных технических и экономических проблем, оказывающих влияние на эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в регионе, отрасли промышленности или ведомстве;

- формирование пакета энергосберегающих мероприятий и проектов предприятий, организаций и учреждений, отбор этих мероприятий и проектов в соответствии с определенными приоритетами для включения их в программы. При этом предложения предприятий, организаций и учреждений включаются в производственные и региональные программы при наличии согласования с соответствующими министерствами, госкомитетами, ведомствами;

- анализ технико-экономических обоснований мероприятий и проектов в соответствии с требованиями настоящего положения и других нормативных документов;

- взаимоувязка республиканских, отраслевых и региональных программ по основным индикаторам эффективности использования энергетических ресурсов, источникам и объемам их финансирования;

- определение экономического эффекта, ожидаемого от реализации программ, доработка программ;

- согласование и утверждение программ.

Региональные и производственные программы должны включать:

- анализ состояния и определение перспектив развития топливно-энергетического комплекса;

- перспективный прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов;

- анализ достижений научно-технического прогресса в решении задач энергосбережения;

- определение резервов экономии топливно-энергетических ресурсов по отношению к уровню их потребления в предшествовавшем разработке программы году;

- обоснование наиболее важных проектов (мероприятий) с указанием исполнителей, сроков и этапов их реализации;

- оценку финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, требующихся для достижения целей программы, с определением источников их обеспечения;

- механизмы реализации программы и контроль за ходом ее выполнения;

- ожидаемые конечные результаты и оценку их экономической эффективности;

- мероприятия по энергосбережению, актуальные для региона (ведомства) в перспективе.

При отборе мероприятий следует руководствоваться Приложением 2 Республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы".

Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан при необходимости проводит экспертизу Программы, для реализации которой привлекаются организации, имеющие сертификат на данный вид деятельности. Целью экспертизы проектов является оценка технического уровня, экономической обоснованности, целесообразности выполнения предлагаемых мероприятий.

4. Содержание программы

Программа энергосбережения, утвержденная соответствующим отраслевым министерством, головным ведомством, представительным органом власти, должна содержать следующие основные части:

- паспорт (приложение 1);

- пояснительную записку;

- перечень энергосберегающих мероприятий, оформленных в виде таблицы и сгруппированных по виду энергоресурса: электроэнергия, тепловая энергия, газ, нефть и нефтепродукты, уголь и торф, вода, дрова, альтернативные источники энергии (приложение 2);

- перечень показателей (индикаторов) оценки эффективности выполнения программы (приложение 3).

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

- оценку состояния дел на предприятии, в организации, ведомстве, министерстве, регионе и подтверждение нерационального использования ресурсов, низкого экономического и технического состояния производства, слабой юридической подготовки;

- оценку плана развития на ближайшие 3-5 лет предприятия, организации, ведомства, министерства, территориально-административного образования со сравнительным анализом состояния дел при отсутствии реализации энергосберегающих мероприятий;

- краткое описание предлагаемых к реализации мероприятий;

- сроки реализации разработанных предложений;

- источники финансовых средств, необходимых для реализации программы (таблица 1);

- оценку эффекта от внедрения разработанных предложений (экономический, технический, социальный) (таблица 2);

- оценку окупаемости инженерных решений.

Оценка состояния дел в регионе или отрасли может проводиться с помощью экспресс-аудита с использованием опросных листов, рассылаемых в ведомства, администрации, управления, организации и предприятия, участвующие в данной программе (опросные листы для территориально-административных образований представлены в приложении 4).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»