Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке заключения договоров на проведение независимого аудита акционерных обществ с долей государства в уставном капитале (утратило силу)

Приложение N 1
к постановлению Госкомимущества РТ
от 16 мая 2000 г. N 77

Методические рекомендации о порядке заключения договоров
на проведение независимого аудита акционерных обществ
с долей государства в уставном капитале

I. Настоящие Рекомендации предназначены для государственных представителей в органах управления акционерных обществ с долей государственной собственности Республики Татарстан (далее госпредставители) и руководителей аудиторских организаций, аккредитованных при Государственном комитете Республики Татарстан по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество РТ) для аудита финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, имеющих вклад государства, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Госкомимущества Республики Татарстан от 15 марта 1999 г. N 98 (далее - аудиторские организации).

В соответствии со ст.86, п.З. ст.88 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров ежегодно утверждает аудитора общества, который на основании заключаемого с ним договора подтверждает достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков. Согласно ст.65 указанного закона, повестку дня общего собрания формирует совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества (далее - совет директоров), который выносит на обсуждение кандидатуру аудитора, совет директоров определяет также размер оплаты аудитора общества.

II. При обсуждении кандидатуры аудитора на предстоящий финансовый год и размера оплаты его услуг совет директоров обязан рассмотреть объем предполагаемых работ по аудиту финансовой отчетности общества и примерный перечень вопросов, рассматриваемых в ходе аудита (программу аудита). Вышеуказанный перечень должен содержать все разделы, установленные Минимальным перечнем предметных областей бухгалтерского учета, подлежащих проверке при аудите экономического субъекта с долей государственной собственности, утвержденным решением Межведомственной комиссии по координации аудиторской деятельности от 22.04.99 г. Совет директоров вправе предложить предполагаемому аудитору общества включить в программу аудита вопросы, которые могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.

По итогам обсуждения аудитору может быть рекомендовано советом директоров включить в перечень предметных областей, подлежащих рассмотрению в ходе аудита, следующие дополнительные вопросы:

- аудит крупных сделок, сделок с недвижимостью, сделок с государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, оперативном управлении , иных сделок, имеющих существенное значение для деятельности общества;

- аудит целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, налоговых льгот;

- аудит сохранности и использования основных средств, находящихся в государственной собственности;

- анализ использования прибыли, резервного и иных фондов общества, целевого использования амортизационных отчислений;

- анализ причин возникновения непроизводительных потерь общества в части штрафов, неустоек, пени и т.п.

Совету директоров целесообразно установить дополнительные требования к письменной информации аудиторской организации руководству акционерною общества по результатам проведенного аудита. Указанная информация должна содержать анализ финансовой и хозяйственной деятельности общества, в соответствии с рекомендуемыми формами, а также рекомендации и профессионально выраженное мнение аудиторской организации:

- о финансово-экономическом состоянии общества и возможности общества продолжать свою деятельность в течение ближайшего финансового года;

- о соответствии действующему законодательству, решениям органов управления общества совершенных исполнительным органом общества крупных сделок, сделок с недвижимостью, сделок с государственным имуществом, иных сделок, имеющих существенное значение для деятельности общества;

- о соответствии действующему законодательству, решениям органов управления общества использования прибыли, резервного и иных фондов общества, целевого использования амортизационных отчислений, бюджетных и внебюджетных средств, налоговых льгот, а также иных хозяйственных операций, совершенных исполнительным органом общества, имеющих существенное значение для деятельности общества.

Следует принять во внимание возможность выполнения аудиторской фирмой сопутствующих услуг, отвечающих характеру ее деятельности (в т.ч. анализ основных проблем хозяйственной деятельности, работ по бюджетированию и постановке управленческого учета, оптимизация организационной структуры, разработка инвестиционных проектов, правовая работа, независимая оценка и др.)

Совету директоров следует также оценить результаты проведенных с условиями договора работ и имеющиеся претензии к утвержденному ранее аудитору (например, в связи с непроизводительными потерями общества по вине аудитора в части штрафов, неустоек, пени).

III. Совет директоров общества может предложить форму договора акционерного общества с аудиторской организацией, включающего дополнительные требования к аудиту и к письменной информации аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита. Сроки и адресность представления результатов аудита также определяются условиями договора.

В договоре устанавливается, что аудиторская организация передает определенное количество экземпляров аудиторского заключения в составе вводной и итоговой части, а также письменную информацию аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита уполномоченному госпредставителю, иным членам совета директоров.

В договоре также целесообразно предусмотреть обязанность аудиторской организации незамедлительно (до истечения срока договора) письменно известить совет директоров о невозможности проведения аудиторской проверки общества в случае непредоставления заказчиком необходимой документации. Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность заказчика не может быть признана достоверной в случае, если имеются существенные искажения бухгалтерской отчетности заказчика, и также незамедлительно (до истечения срока договора), письменно известить совет директоров об этом.

Примерная форма договора акционерного общества с аудиторской организацией прилагается (Приложение 1.1).

Примерная форма и структура письменной информации аудиторской фирмы по результатам проведенного аудита прилагается (Приложение 1.2).

IV. Итоги обсуждения кандидатуры независимого аудитора, объема работ по аудиту финансовой отчетности общества, примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита, дополнительные требования к письменной информации аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита, форма договора с аудиторской организацией, а также размер оплаты услуг аудитора отражаются в протоколе заседания совета директоров общества и кандидатура аудитора, при его согласии, вносятся в повестку дня общего собрания акционеров общества.

При этом государственный представитель обязан голосовать за аудиторскую организацию, которая аккредитована при Госкомимуществе РТ в соответствии с Положением об аккредитации аудиторских организаций для проведения вневедомственных проверок эффективности управления государственной собственностью, проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, а также иных видов работ, утвержденным постановлением Госкомимущества Республики Татарстан от 15 марта 2000 г. N 98.

V. При голосовании за кандидатуру независимого аудитора общества, государственный представитель должен принимать во внимание, что аудиторская проверка не может проводиться:

а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов)

б) аудиторскими фирмами

в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;

в отношении экономических субъектов, являющимися их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;

в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.