В целях повышения эффективности контроля финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по управлению государственным имуществом ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Методические рекомендации о порядке заключения договоров на проведение независимого аудита акционерных обществ с долей государства в уставном капитале (Приложение 1).
2. Создать рабочую группу по подготовке решений Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, связанных с совершенствованием аудита экономических субъектов с государственной долей собственности (Приложение 2).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Л.Н.Шафигуллина.
Председатель Государственного комитета
Республики Татарстан по управлению
государственным имуществом В.П.Васильев
Приложение N 1
к постановлению Госкомимущества РТ
от 16 мая 2000 г. N 77
Методические рекомендации о порядке заключения договоров
на проведение независимого аудита акционерных обществ
с долей государства в уставном капитале
I. Настоящие Рекомендации предназначены для государственных представителей в органах управления акционерных обществ с долей государственной собственности Республики Татарстан (далее госпредставители) и руководителей аудиторских организаций, аккредитованных при Государственном комитете Республики Татарстан по управлению государственным имуществом (далее - Госкомимущество РТ) для аудита финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, имеющих вклад государства, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Госкомимущества Республики Татарстан от 15 марта 1999 г. N 98 (далее - аудиторские организации).
В соответствии со ст.86, п.З. ст.88 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров ежегодно утверждает аудитора общества, который на основании заключаемого с ним договора подтверждает достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, счете прибылей и убытков. Согласно ст.65 указанного закона, повестку дня общего собрания формирует совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества (далее - совет директоров), который выносит на обсуждение кандидатуру аудитора, совет директоров определяет также размер оплаты аудитора общества.
II. При обсуждении кандидатуры аудитора на предстоящий финансовый год и размера оплаты его услуг совет директоров обязан рассмотреть объем предполагаемых работ по аудиту финансовой отчетности общества и примерный перечень вопросов, рассматриваемых в ходе аудита (программу аудита). Вышеуказанный перечень должен содержать все разделы, установленные Минимальным перечнем предметных областей бухгалтерского учета, подлежащих проверке при аудите экономического субъекта с долей государственной собственности, утвержденным решением Межведомственной комиссии по координации аудиторской деятельности от 22.04.99 г. Совет директоров вправе предложить предполагаемому аудитору общества включить в программу аудита вопросы, которые могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности.
По итогам обсуждения аудитору может быть рекомендовано советом директоров включить в перечень предметных областей, подлежащих рассмотрению в ходе аудита, следующие дополнительные вопросы:
- аудит крупных сделок, сделок с недвижимостью, сделок с государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, оперативном управлении , иных сделок, имеющих существенное значение для деятельности общества;
- аудит целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, налоговых льгот;
- аудит сохранности и использования основных средств, находящихся в государственной собственности;
- анализ использования прибыли, резервного и иных фондов общества, целевого использования амортизационных отчислений;
- анализ причин возникновения непроизводительных потерь общества в части штрафов, неустоек, пени и т.п.
Совету директоров целесообразно установить дополнительные требования к письменной информации аудиторской организации руководству акционерною общества по результатам проведенного аудита. Указанная информация должна содержать анализ финансовой и хозяйственной деятельности общества, в соответствии с рекомендуемыми формами, а также рекомендации и профессионально выраженное мнение аудиторской организации:
- о финансово-экономическом состоянии общества и возможности общества продолжать свою деятельность в течение ближайшего финансового года;
- о соответствии действующему законодательству, решениям органов управления общества совершенных исполнительным органом общества крупных сделок, сделок с недвижимостью, сделок с государственным имуществом, иных сделок, имеющих существенное значение для деятельности общества;
- о соответствии действующему законодательству, решениям органов управления общества использования прибыли, резервного и иных фондов общества, целевого использования амортизационных отчислений, бюджетных и внебюджетных средств, налоговых льгот, а также иных хозяйственных операций, совершенных исполнительным органом общества, имеющих существенное значение для деятельности общества.
Следует принять во внимание возможность выполнения аудиторской фирмой сопутствующих услуг, отвечающих характеру ее деятельности (в т.ч. анализ основных проблем хозяйственной деятельности, работ по бюджетированию и постановке управленческого учета, оптимизация организационной структуры, разработка инвестиционных проектов, правовая работа, независимая оценка и др.)
Совету директоров следует также оценить результаты проведенных с условиями договора работ и имеющиеся претензии к утвержденному ранее аудитору (например, в связи с непроизводительными потерями общества по вине аудитора в части штрафов, неустоек, пени).
III. Совет директоров общества может предложить форму договора акционерного общества с аудиторской организацией, включающего дополнительные требования к аудиту и к письменной информации аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита. Сроки и адресность представления результатов аудита также определяются условиями договора.
В договоре устанавливается, что аудиторская организация передает определенное количество экземпляров аудиторского заключения в составе вводной и итоговой части, а также письменную информацию аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита уполномоченному госпредставителю, иным членам совета директоров.
В договоре также целесообразно предусмотреть обязанность аудиторской организации незамедлительно (до истечения срока договора) письменно известить совет директоров о невозможности проведения аудиторской проверки общества в случае непредоставления заказчиком необходимой документации. Аудитор обязан сделать вывод о том, что отчетность заказчика не может быть признана достоверной в случае, если имеются существенные искажения бухгалтерской отчетности заказчика, и также незамедлительно (до истечения срока договора), письменно известить совет директоров об этом.
Примерная форма договора акционерного общества с аудиторской организацией прилагается (Приложение 1.1).
Примерная форма и структура письменной информации аудиторской фирмы по результатам проведенного аудита прилагается (Приложение 1.2).
IV. Итоги обсуждения кандидатуры независимого аудитора, объема работ по аудиту финансовой отчетности общества, примерный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита, дополнительные требования к письменной информации аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита, форма договора с аудиторской организацией, а также размер оплаты услуг аудитора отражаются в протоколе заседания совета директоров общества и кандидатура аудитора, при его согласии, вносятся в повестку дня общего собрания акционеров общества.
При этом государственный представитель обязан голосовать за аудиторскую организацию, которая аккредитована при Госкомимуществе РТ в соответствии с Положением об аккредитации аудиторских организаций для проведения вневедомственных проверок эффективности управления государственной собственностью, проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, а также иных видов работ, утвержденным постановлением Госкомимущества Республики Татарстан от 15 марта 2000 г. N 98.
V. При голосовании за кандидатуру независимого аудитора общества, государственный представитель должен принимать во внимание, что аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов)
б) аудиторскими фирмами
в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;
в отношении экономических субъектов, являющимися их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм;
в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.
Кроме того, нецелесообразно утверждение аудитора, если доля экономического субъекта в выручке аудитора от оказания услуг превышает 25%.
VI. На основании решения общего собрания акционерного общества об утверждении независимого аудитора общества генеральный директор (директор) заключает договор (по утвержденной советом директоров форме) с аудиторской организацией.
VII. Результаты аудита оформляются в виде аудиторского заключения (вводной, аналитической и заключительной части) и отчета.
Требования к вышеуказанным документам определяются аудиторскими стандартами, иным действующим законодательством, а также условиями договора.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, является неотъемлемой ее частью. В соответствии с аудиторскими стандартами в целях идентификации бухгалтерская отчетность должна быть помечена либо подписью уполномоченного лица аудиторской фирмы, либо специальным штампом, либо иным соответствующим образом.
VIII. По окончании срока договора совет директоров заслушивает доклад руководителя аудиторской организации, анализирует объем и результат выполненных работ, исполнение условий договора и принимает решение о подписании генеральным директором итогового акта выполненных работ. Решение также оформляется протоколом.
Приложение 1.1.
к Методическим рекомендациям о порядке
заключения договоров на проведение
независимого аудита акционерных обществ
с долей государства в уставном капитале
Утверждено
Советом директоров АО __________________
протокол от "___" _________ 2000 г. N ______
Примерный договор на оказание аудиторских услуг
г.___________
"___" _________ 200__ г.
Аудиторская фирма _________________________, именуемая в
дальнейшем Исполнитель, в лице директора _____________________,
действующего на основании устава и лицензии N____ от ___________,
выданной ЦАЛАК МФ РФ с одной стороны, и ______________________,
именуемый в дальнейшем Заказчик, в лице ______________ действующего на
основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о
нижеследующем:
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение
аудиторской проверки бухгалтерской отчетности Заказчика в объеме,
установленном п.1.2 настоящего договора за период с ___________ по
___________ и составление аудиторского заключения о достоверности этой
отчетности, а также письменной информации аудитора руководству
экономического субъекта по результатам проведения аудита.
1.2. Перечень вопросов, рассматриваемых в ходе аудиторской проверки включает все разделы Минимального перечня предметных областей бухгалтерского учета, подлежащих проверке при аудите экономического субъекта с долей государственной собственности, утвержденного решением Межведомственной комиссии по координации аудиторской деятельности при Госкомимуществе РТ от 22.04.99 г. Кроме того, подлежат рассмотрению следующие дополнительные вопросы:
- аудит крупных сделок, сделок с недвижимостью, сделок с государственным имуществом и иных сделок, совершенных исполнительным органом общества, имеющих существенное значение для деятельности общества;
- аудит целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, налоговых льгот;
- аудит сохранности и использования основных средств, находящихся в государственной собственности;
- анализ использования прибыли, резервного и иных фондов общества, целевого использования амортизационных отчислений;
- анализ причин возникновения непроизводительных потерь общества в части штрафов, неустоек, пени и т.п.
Письменная информация аудиторской организации руководству акционерного общества по результатам проведенного аудита должна содержать анализ финансовой и хозяйственной деятельности общества, а также рекомендации и профессионально выраженное мнение аудиторской организации:
- о финансово-экономическом состоянии общества и возможности общества продолжать свою деятельность в течение ближайшего финансового года;
- о соответствии действующему законодательству, решениям органов управления общества совершенных исполнительным органом общества крупных сделок, сделок с недвижимостью, сделок с государственным имуществом, иных сделок, имеющих существенное значение для деятельности общества;
- о соответствии действующему законодательству, решениям органов управления общества использования прибыли, резервного и иных фондов общества, целевого использования амортизационных отчислений, бюджетных и внебюджетных средств, налоговых льгот, а также иных хозяйственных операций, совершенных исполнительным органом общества, имеющих существенное значение для деятельности общества.
1.3. Сроки выполнения всей работы ___________________
График выполнения отдельных этапов работы прилагается.
2.1. Проводит аудит бухгалтерской отчетности Заказчика, руководствуясь Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, а также условиями настоящего договора.
2.2. Самостоятельно определяет формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с Заказчиком.
2.3. Имеет право проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличии денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам в ходе аудита и копии любых документов, необходимых для аудиторской проверки.
2.4. Имеет право получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку.
2.5. Имеет право в установленном порядке привлекать к участию по выполнению работ, предусмотренных в договоре, дополнительных аудиторов (специалистов), сторонних консультантов или экспертов.
2.6. Имеет право отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в аудиторском заключении, в случае непредставления Заказчиком необходимой документации.
2.7. Обязан незамедлительно (до истечения срока договора) письменно известить совет директоров о невозможности проведения аудиторской проверки общества в случае непредставления Заказчиком необходимой документации и иных, установленных законодательством случаях.
2.8. Обязан сделать вывод о том, что отчетность Заказчика не может быть признана достоверной в случае, если имеются существенные искажения бухгалтерской отчетности Заказчика, и также незамедлительно (до истечения срока договора), письменно известить совет директоров об этом.
2.9. Обязан неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов.
2.10. Обязан квалифицированно проводить аудиторскую проверку.
2.11. Обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия собственника (руководителя) Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, независимо от продолжения или прекращения отношения с Заказчиком и без ограничения сроком давности.
2.12. Составляет аудиторское заключение и письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита на русском языке, все стоимостные показатели выражаются в валюте Российской Федерации.
2.13. Передает руководителю или уполномоченному лицу Заказчика ___ экземпляр(ов) аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговой частей и ___ экземпляра(ов) заключения в составе вводной и итоговой частей, а также ___ экземпляр(ов) письменной информации аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.
2.14. Передает Председателю совета директоров по ___ экземпляру(ов) аудиторского заключения в составе вводной и итоговой частей, а также по ___ экземпляру(ов) письменной информации аудитора руководству проверяемого экономического субъекта. Уполномоченному государственному представителю в совете директоров - по два экземпляра указанных документов, один из которых должен быть представлен в Госкомимущество РТ в порядке отчетности, установленном распоряжением Госкомимущества РТ от 03.04.2000 г. N 393.
2.15. По окончании срока договора руководитель аудиторской организации или его представитель обязан доложить совету директоров о результатах проведенной работы.
3.1. Имеет право получать от Исполнителя информацию о требованиях законодательства, касающегося проведения аудита, в том числе об основаниях для замечаний и выводов, сделанных аудитором.
3.2. Имеет право обратиться с соответствующим заявлением в орган, выдавший Исполнителю лицензию на осуществление аудиторской деятельности, для проверки качества аудиторского заключения в порядке, предусмотренном п.15 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263.
3.3. Обязан создавать Исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, представлять всю документацию, необходимую для ее проведения, давать по запросу Исполнителя разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, а также выполнять необходимые множительные работы.
3.4. Обязан оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.