Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 21 июня 2000 г. N 434
"О ходе выполнения постановлений Кабинета Министров Республики
Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению
санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан"
и
от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов
хранения, утилизации и переработки отходов"


Анализ выполнения постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов" показал, что не во всех городах и районах разработаны схемы санитарной очистки территорий. Медленно идет работа по изготовлению контейнеров и обустройству площадок для сбора твердых бытовых отходов в Аксубаевском, Алексеевском, Апастовском, Арском, Верхнеуслонском и Ютазинском районах. Из подлежащих сдаче в 1999 году 8 полигонов твердых бытовых отходов введены в эксплуатацию только 6. Объем выполненных работ на объектах профинансирован Экологическим фондом Республики Татарстан на 52,8 процента. Средства Дорожного фонда Республики Татарстан и местных бюджетов в финансировании объектов вообще не были использованы.

Строительство Зеленодольского комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов затянулось по причине его недостаточного финансирования администрациями Зеленодольского района и г.Зеленодольска, г. Казани, Фондом занятости Республики Татарстан. Не сданы в эксплуатацию полигоны твердых бытовых отходов в Аксубаевском и Агрызском районах. Экологическим фондом Республики Татарстан не решен вопрос о приобретении пресса для брикетирования твердых бытовых отходов в г.Набережные Челны.

Вместе с тем жилищно-коммунальное хозяйство республики обеспечено полигонами по захоронению твердых бытовых отходов всего на 48,2%, специальной коммунальной техникой (мусоровозами) - на 50,6%, оборудованными площадками для сбора бытовых отходов - на 44,1%, контейнерами для временного складирования бытовых отходов - на 34,4 процента. Централизованный сбор бытовых отходов организован только у 80% населения.

Несмотря на предпринятые в 1999 году меры, санитарно-экологическая обстановка в городах и районах республики остается напряженной. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан не обеспечило выполнение контрольных функций за деятельностью ведомств, предприятий и организаций республики в части обращения с твердыми бытовыми отходами.

В целях выполнения постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов", создания комплексной системы раздельного сбора твердых бытовых отходов, условий, исключающих возникновение несанкционированных свалок, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Отметить недостаточной работу:

администраций Аксубаевского, Алексеевского, Апастовского, Арского, Верхнеуслонского и Ютазинского районов по выполнению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.99 г. N 395 "О мерах по улучшению санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан";

администраций г.Казани, Зеленодольского района и г.Зеленодольска, Аксубаевского и Агрызского районов по выполнению постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.10.99 г. N 651 "О финансировании строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов".

2. Утвердить прилагаемые:

Концепцию обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Татарстан;

состав рабочей комиссии по координации строительства объектов хранения, утилизации и переработки отходов.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан и Государственным комитетом Республики Татарстан санитарно-эпидемиологического надзора до 1 сентября 2000 года разработать мероприятия по реализации Концепции, утвержденной настоящим постановлением.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с Экологическим фондом Республики Татарстан организовать централизованное снабжение предприятий жилищно-коммунального хозяйства городов и районов Республики Татарстан на лизинговой основе специальной коммунальной техникой в объемах, предусмотренных республиканским бюджетом Республики Татарстан.

5. Администрациям городов и районов Республики:

организовать изготовление на предприятиях городов и районов республики контейнеров для комплектования мест временного хранения бытовых отходов согласно приложению и завершить эту работу до 2003 года;

оборудовать города и населенные пункты местами временного хранения бытовых отходов согласно приложению;

организовать приобретение для предприятий жилищно-коммунального хозяйства специальной коммунальной техники за счет средств местных бюджетов согласно приложению;

внести до 1 августа 2000 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предложения о размещении дополнительных объектов санитарной очистки городов и районов, согласованные с территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов, по земельным ресурсам и земельной реформе.

6. Администрациям Зеленодольского района и г.Зеленодольска, г. Набережные Челны принять меры по завершению строительства комплекса по сортировке и переработке твердых бытовых отходов в г.Зеленодольске в 2001 году и предприятия по переработке твердых бытовых отходов в г.Набережные Челны в 2002 году.

7. Администрации г.Казани завершить в 2000 году проектирование строительства полигона и завода по переработке твердых бытовых отходов и строительство указанных объектов до 2003 года.

8. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан внести в III квартале 2000 года в Кабинет Министров Республики Татарстан:

предложения о совершенствовании экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами и стимулирования деятельности по улучшению санитарно-экологической обстановки;

программу переработки и утилизации токсичных и промышленных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях Республики Татарстан.

9. В соответствии с Законом Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год" исключить из числа инвесторов по финансированию объектов хранения, утилизации и переработки отходов Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан В.А.Швецова.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Концепция
обращения с твердыми бытовыми отходами в Республике Татарстан
(утверждена постановлением КМ РТ от 21 июня 2000 г. N 434)

                               

Оглавление

  

Введение

1. Анализ существующего положения в области управления отходами

2.0сновные направления сбора, транспортировки и обезвреживания твердых бытовых отходов

2.1. Сбор и транспортировка твердых бытовых отходов

2.2. Стратегия обезвреживания и переработки отходов в новых условиях

3. Экологические проблемы твердых бытовых отходов

4. Основные особенности переработки вторичного сырья и рынок продукции на его основе

5. Совершенствование экономического механизма в системе управления твердыми бытовыми отходами

5.1. Организация работ

5.2. Плата за образование отходов

5.3. Льготы (стимулы) при обращении с отходами

5.4. Льготы при заготовке вторичного сырья

5.5. Финансирование мероприятий по обращению с отходами

Выводы и предложения

Введение

Настоящая Концепция разработана на основе Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы "Отходы" и ее подпрограммы "Техническая политика в области управления твердыми бытовыми отходами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 1996 г. N 1098, в целях реализации Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 июня 1999 г. N 395 "Об улучшении санитарно-экологической обстановки в Республике Татарстан" и других нормативных документов по обращению с отходами, действующих на территории Республики Татарстан.

К твердым бытовым отходам (далее - ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы в результате жизнедеятельности населения.

ТБО образуются из двух источников:

- жилых зданий;

- административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

Основными направлениями решения данной проблемы являются:

- внедрение комплексной механизации санитарной очистки городов и других населенных мест;

- двухэтапная система транспортировки отходов;

- максимально возможная утилизация, вторичное использование образующихся отходов;

- экологически безопасная переработка и складирование оставшейся части отходов;

- развитие рынка вторичного сырья и его продукции;

- поощрительная налоговая, кредитная и амортизационная политика в области обращения с твердыми бытовыми отходами;

- внедрение системы государственного учета и контроля сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования ТБО;

- оптимизация тарифов сбора, транспортирования и утилизации ТБО;

- повышение технического уровня, надежности, снижения металлоемкости всех групп машин и оборудования, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- снижение стоимости услуг для населения и повышение эффективности системы управления ТБО.

Главная задача реализации этих целей состоит в комплексном использовании всех рычагов управления и ресурсосбережения: экологических, технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.

1. Анализ существующего положения в области управления отходами

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и емкость применяемых контейнеров зависит от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2-2,5 раза ниже нормы.

В России выпускается достаточно широкий спектр машин для вывоза ТБО. В республике выпуск аналогичной техники крайне недостаточен. Кроме того, выпускается не полный их спектр. Выпускаемая техника отличается:

- назначением (машины для вывоза отходов из жилых и общественных организаций, машины для вывоза крупногабаритных отходов);

- вместимостью кузова (минимусоровозы вместимостью 7-10 куб.м; средние вместимостью 16-45 куб.м; большегрузные транспортные мусоровозы вместимостью более 45 куб.м);

- механизмами загрузки отходов;

- характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);

- системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).

Сопоставление показателей технического уровня выпускаемых отечественной промышленностью специальных машин для санитарной очистки городов с лучшими зарубежными аналогами показало, что отечественные машины в основном обеспечивают технологический процесс загрузки, транспортирования и выгрузки ТБО, но отстают от лучших зарубежных образцов по следующим показателям:

- масса машин и спецоборудования,

- номинальная мощность двигателя,

- расход топлива,

- эффективность работы гидравлического привода рабочих органов.

Также не выпускаются серийно машины для мойки несменяемых контейнеров, что ухудшает экологическую обстановку в городах и других населенных местах.

В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние.

Среднее по республике расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс.жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов России (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояния 10-15 км, 40% - на 15-20 км, а 15% всех отходов - более чем на 20 километров. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки, соответственно, на 15-20 процентов.

Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций (МПС) и большегрузных транспортных мусоровозов. Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30 процентов. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.

Накопление ТБО в Республике Татарстан в 1998 году составило более 2,0 млн.тонн. С учетом увеличения удельных норм накопления ТБО прогнозируется их рост к 2005 году до 2,1 млн.тонн. Основная масса ТБО вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в республике свыше 300 га земли. Кроме того, дополнительно требуется для захоронения ТБО отчуждение более 300 га земель.

Из всего количества полигонов только около 5% отвечают санитарным требованиям, большинство их представляет значительную эпидемиологическую опасность, нарушает природный ландшафт и является источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Следует отметить, что, несмотря на опасность для окружающей среды, многие из уже переполненных и формально закрытых полигонов продолжают принимать значительные объемы ТБО, что обеспечивает их владельцам получение высоких доходов.

При обращении с ТБО необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты. В таблице 1 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО городов республики.

Таблица 1. Морфологический и физико-химический состав ТБО в % от массы

Компонент

Морфологический состав

Пищевые отходы

35-45

Бумага, картон

32-35

Дерево

1-2

Черный металлолом

3-4

Цветной металлолом

0,5-1,5

Текстиль

3-5

Кости

1-2

Стекло

2-3

Кожа, резина

0,5-1

Камни, штукатурка

0,5-1

Пластмасса

3-4

Прочее

1-2

Отсев (менее 15 мм)

5-7

Физико-химический состав ТБО

Зольность на рабочую массу, %

10-21

Зольность на сухую массу, %

20-32

Органическое вещество на сухую массу, %

68-80

Влажность, %

35-60

Плотность, кг/куб, м

190-200

Теплота сгорания низшая на рабочую массу,
кДж/кг

5000-8000

Агрохимические показатели, % на сухую массу

Азот общий N

0,8-1

Фосфор РгОS

0,7-1,1

Калий К-20

0,5-0,7

Кальций СаО

2,3-3,6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»