Действующий

О концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан (с изменениями на 1 декабря 2008 года)

Задачи по управлению государственными предприятиями и учреждениями

Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями направлено на достижение следующих целей:

1. Оптимизация структуры и количества государственных унитарных предприятий и учреждений.

Количество государственных унитарных предприятий (ГУП) в республике весьма значительно. Однако отраслевое распределение унитарных предприятий далеко не рационально, что сдерживает развитие рыночных отношений и конкурентной среды в ряде отраслей. Поэтому актуальной остается проблема сужения круга унитарных предприятий до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций. Унитарные предприятия должны сохраняться (создаваться) только в следующих случаях:

- осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для унитарных предприятий;

- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте, а также обеспечивающих национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации;

- осуществление социально значимой деятельности;

- в приоритетных с точки зрения государственной политики отраслях;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством для обеспечения интересов государства или реализации пилотных проектов.

В случае несоответствия организационно-правовой формы унитарных предприятий и учреждений осуществляемой ими деятельности проводится их приватизация или реструктуризация, включая реорганизацию и реализацию интеграционных механизмов.

В случае неспособности предприятий и учреждений выполнить возложенные на них задачи проводится их ликвидация, в том числе через процедуры несостоятельности (банкротства).

Выделенные государственные унитарное предприятия можно классифицировать как прибыльные, безубыточные и убыточные (дотируемые для выполнения государственного заказа).

Требуется провести анализ деятельности учреждений и выполняемых ими задач с целью выявления дублирования функций, нерационального распределения обязанностей и сформировать оптимальную структуру учреждений.

2. Повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений

Основными критериями эффективности деятельности указанных организаций являются выполнение в полном объеме поставленных перед ними задач, увеличение поступлений в бюджет от использования закрепленного за ними имущества, увеличение чистых активов, обновление производства, сохранение и увеличение рабочих мест.

Для достижения этих целей должны быть приняты следующие меры:

- Принятие решений о сохранении организационно-правовой формы ГУП или его преобразовании (ликвидации).

- Отработка стратегии развития предприятий, в случае целесообразности - пересмотр видов деятельности.

- Переутверждение уставов, в которых должны закрепляться новые требования, в частности:

- определение размера фондов предприятия, а также прибыли государственного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, порядка такого перечисления;

- детальная регламентация порядка создания ГУП, формирования и изменения его уставного фонда, его реорганизации или ликвидации;

- закрепление полномочий собственника по распоряжению имуществом унитарного предприятия, созданию его органов управления и контроля, в том числе контрольно-ревизионной комиссии (ревизора);

- проведение ежегодных аудиторских и контрольно-ревизионных проверок ГУП по указанию собственника.

- Отработка оптимальной структуры имущественного комплекса ГУП. Наделение предприятия имуществом по потребностям бизнеса. При этом высвобождаемое имущество либо реализуется (передается в доверительное управление, аренду, залог), либо передается на баланс специально созданных предприятий - фондов недвижимости, технопарков - для использования преимущественно представителями малого и среднего бизнеса.

- Формирование системы рационального распределения госзаказа для ГУП.

- Назначение руководителей, как правило, на конкурсной основе, а также заключение контрактов с руководителями унитарных предприятий, предполагающих:

- установление экономических заданий на определенный период;

- конкретную ответственность руководителей за достижение заданных показателей финансово-хозяйственной деятельности и зависимость от этого оплаты их труда;

- установление требований по контролю и отчетности;