В результате преобразования государственных предприятий в акционерные общества в Республике Татарстан на 1 января 2000 года общее число приватизированных предприятий составило 1155. В ряде отраслей приватизация еще не достигла должного уровня. В частности, в агропромышленном комплексе приватизирован 71% предприятий, в строительстве - 85%, в торговле, общепите и бытовом обслуживании - 59 процентов.
В связи с завершением этапа массовой приватизации изменяются государственные приоритеты в области приватизации и, в соответствии с этим, определяются новые задачи. Это предполагает переход от приватизации как бюджетообразующего фактора к идеологии поддержки и развития производства.
Основной целью приватизации на новом этапе является создание слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятия, расширение производства, создание новых рабочих мест, продвижение продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо обеспечить привлекательность приватизации как инструмента привлечения инвестиций, препятствующего банкротству и ликвидации экономически и социально значимых предприятий, а также предприятий, обладающих уникальными технологиями.
Важнейшими принципами государственной политики приватизации должны стать:
- принятие приватизационных решений на основе анализа планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, предоставляющих государству право принятия своевременных мер воздействия на недобросовестных инвесторов;
- комплексный мониторинг и постприватизационная поддержка предприятий за счет средств, реинвестируемых из Фонда приватизации Республики Татарстан;
- приватизация низколиквидных предприятий по невысокой цене при условии принятия потенциальным собственником инвестиционных и социальных обязательств;
- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса, включающего земельный участок, при наличии экономической целесообразности.
При этом используются преимущественно следующие способы приватизации:
- приватизация по инициативе Госкомимущества Республики Татарстан;
- преобразование предприятий в акционерные общества с полным участием государства в уставном капитале и последующей продажей контрольного пакета акций инвестору;
- реализация второго способа приватизации, предполагающего привлечение инициативной группы (инвестора) на основе опциона;
- приватизация с учетом инвестиций с прямым направлением средств на развитие производства;
- приватизация путем преобразования в ООО с полным выкупом имущества инвестором, инициативной группой, трудовым коллективом.
В первую очередь предполагается завершить приватизацию небольших предприятий, обеспечивающих потребности населения (предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания, легкой промышленности). У многих из них высокая кредиторская задолженность, устаревшая производственная база, недостаточный объем собственных средств, отсутствие собственных помещений. Для оживления этого сектора экономики предприятия при приватизации необходимо передавать представителям малого и среднего бизнеса с предоставлением им соответствующих льгот при условии сохранения профиля деятельности.
Для повышения финансовой устойчивости приватизированных предприятий необходимо также рассмотреть вопрос о совместной приватизации республиканского и коммунального имущества (в частности, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, аптек вместе с помещениями, находящимися, как правило, в коммунальной собственности).