Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что за последние годы на потребительском рынке республики произошли существенные изменения. В системе товародвижения сформировались новые торговые структуры, в том числе рынки.
В городах и районах республики проводятся меры по приведению их в соответствие с Номенклатурой типов рынков и основных требований к ним. Развивается и укрепляется материально-техническая база рынков, осуществляется их оснащение торгово-технологическим оборудованием и контрольно-кассовыми машинами, производится реконструкция существующих рынков.
Вместе с тем в организации торговли на рынках и отведенных территориях продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения. Не решены проблемы определения собственности, отвода земель, эффективного использования не завершенных строительством и пустующих объектов, создания на базе существующих рынков акционерных обществ, привлечения инвестиций, способствующих трансформации рынков в цивилизованные торгово-сервисные комплексы.
В целях определения и реализации основных направлений развития рынков в республике, способствующих улучшению торгового обслуживания населения, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Признать неудовлетворительной работу администраций городов Казани и Набережные Челны по организации торговли на рынках.
2. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексной программы развития продовольственных и вещевых рынков Республики Татарстан.
3. Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по защите прав потребителей:
в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан порядок аккредитации рынков;
разработать и представить на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения о внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен", предусматривающих административную ответственность администраций рынков за невыполнение возложенных на них обязанностей.
4. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости, Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан разработать порядок, регламентирующий трудовые отношения между индивидуальными предпринимателями и лицами, работающими у них по найму, и об обязательной аттестации работников торговли на территории Республики Татарстан.
5. Министерству внутренних дел Республики Татарстан обеспечить соблюдение правопорядка и защиту предпринимателей от влияния криминальных структур на рынках и других отведенных местах с учетом сложившейся оперативной обстановки.
6. Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными министерствами, госкомитетами, ведомствами, администрациями городов и районов осуществить мероприятия по использованию незавершенных строительством объектов и пустующих помещений для организации на их базе торгово-сервисных комплексов.
О принятых мерах проинформировать Кабинет Министров Республики Татарстан до 1 февраля 2000 года.
7. Администрациям городов и районов до 1 февраля 2000 года представить в Министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан утвержденные программы развития продовольственных и вещевых рынков, предусматривающие:
реконструкцию действующих рынков и преобразование их в торгово-сервисные комплексы с дополнительным отводом земельных участков, в том числе для парковки автомобилей и организации комплексов сервисного обслуживания;
строительство новых рынков с проведением конкурсов, тендеров на лучшие проекты рынков при выборе инвесторов;
осуществление мер по ликвидации в течение 2000 года несанкционированной уличной торговли.
8. Разрешить до 1 июля 2000 года осуществление расчетов с населением за реализованные товары с контейнеров и других объектов стационарной мелкорозничной сети, где отсутствует электроснабжение, без применения контрольно-кассовых машин.
9. Администрациям рынков:
предоставлять торговые места и инвентарь торгующим на рынках в первоочередном порядке для граждан Республики Татарстан в соответствии с утвержденной дислокацией, предусмотрев безналичную форму оплаты аренды торговых мест, а гражданам ближнего и дальнего зарубежья только при наличии регистрации в Республике Татарстан;
обеспечить содержание территорий рынков и специально отведенных территорий в соответствии с Правилами уборки и санитарной очистки территорий населенных мест Республики Татарстан, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 22.09.99 г. N 302;
организовать на территориях рынков лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, оборудованные средствами связи, котлами, автоклавами, стерилизаторами для обеззараживания и утилизации биологических отходов, конфискантов и отработанных материалов;
предусмотреть для продавцов возможность сервисного обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин непосредственно на рынках.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Конюшеву А.И.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Основанием для разработки настоящей Концепции комплексной программы развития продовольственных и вещевых рынков Республики Татарстан является Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Татарстан на 1998-2005 г., одобренная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 1998 г. N 328. Она определяет основные направления развития продовольственных и вещевых рынков республики и является руководством при разработке администрациями городов и районов конкретных программ.
В настоящее время социальная значимость рынков в республике очевидна, так как они предоставляют возможность приобретать товары по более низким ценам и обеспечивают занятость населения, оставшегося без рабочих мест. По оценке специалистов, товарооборот рынков составляет около 40% общего розничного товарооборота. На сегодняшний день в республике функционируют 234 рынка и территории, отведенные для торговли сельскохозяйственной продукцией, продовольственными и непродовольственными товарами, из них 54 рынка стационарных. В последнее время заметно активизировалась работа по приведению рынков в надлежащее техническое и санитарное состояние. Построены и введены в эксплуатацию минимаркеты, киоски, оснащенные холодильным оборудованием и контрольно-кассовыми машинами. На многих рынках проведен капитальный ремонт систем водоснабжения и канализации, повысилась их техническая оснащенность.
Вместе с тем низкий санитарный и организационный уровень работы рынков стал серьезной проблемой. Неудовлетворительная материально-техническая база как рынков, так и отведенных для торговли территорий не позволяет обеспечивать цивилизованное торговое обслуживание населения. Из-за отсутствия достаточного количества складских помещений предприниматели вынуждены хранить нереализованные товары на дому, а также использовать для этого ветхие, заброшенные строения. Мероприятия по наведению порядка на рынках ощутимых результатов не дали, принимаемые органами государственного управления меры носили разрозненный характер и были направлены на ужесточение требований к торгующим. На открытых торговых площадках, не имеющих соответствующих условий для торговли, реализуются скоропортящиеся продукты питания без средств охлаждения, иногда с истекшими сроками годности. Продавцами самовольно нарушается ассортимент продовольственных товаров, разрешенных к реализации. Многие продавцы осуществляют продажу товаров сомнительного происхождения без сопроводительных документов, не имея лицензии на право торговли, сертификатов соответствия и других обязательных документов.
Стационарные рынки городов перегружены, имеющиеся площади не обеспечивают должного уровня санитарии и гигиены. Администрации рынков заведомо сдают в аренду большее количество торговых мест, чем их имеется на рынке. Нарушается архитектурный вид городов и районов. Не обеспечиваются интересы граждан, закрепленные Законом Республики Татарстан "О защите прав потребителей".
В условиях острой недостаточности финансовых средств для достижения поставленной цели необходима консолидация финансовых потоков и их централизация. Развитие продовольственных и вещевых рынков невозможно без активной поддержки государства.
Главная цель программы - создание в республике цивилизованных торговых комплексов, обеспечивающих значительный вклад в развитие народного хозяйства республики, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет; увеличение количества рабочих мест; улучшение условий для продавцов и покупателей, обеспечение продовольственными и непродовольственными товарами покупателей, относящихся к средне- и низкодоходным группам населения.
Создание правовых, экономических и организационных условий для развития продовольственных и вещевых рынков Республики Татарстан.
Создание условий для приоритетного развития стационарных рынков и торговых комплексов, а также приведение существующих рынков в соответствие требованиям, предъявляемым к современным торговым комплексам.
Стимулирование развития предпринимательства в сфере торговли на рынках, поддержка малого предпринимательства.
Стимулирование развития материальной базы рынков путем привлечения внебюджетных источников, в т.ч. отечественных и иностранных инвестиций, для реконструкции и строительства стационарных рынков.
Содействие в разработке и внедрении на рынках прогрессивных технологий и обслуживания.
Развитие отраслевой науки, осуществляющей комплекс базовых исследований в сфере торговли, на региональном уровне.
Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли на рынках.
Совершенствование статистической отчетности.
Проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа Татарстана как республики, благоприятной для торговли.
1 этап (2000 год) - подготовка и начало реализации системы программных мероприятий, разработка программных мероприятий 2-го этапа, приведение рынков в соответствие действующим нормативным документам и развитие их материальной базы в направлении реконструкции существующих и строительства новых рынков там, где это необходимо.
2 этап (2001-2005 годы) - реализация системы программных мероприятий и дальнейшее развитие материальной базы рынков в соответствии с разработанными программами развития рынков в городах и районах республики.
Система программных мероприятий охватывает следующие направления:
создание и совершенствование нормативно-правовой базы;
содействие развитию материальной базы рынков;
рекламно-информационное обеспечение деятельности рынков;
совершенствование статистической отчетности.
Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития рынков республики, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.
Планируется работа по совершенствованию статистической отчетности, систем сертификации и лицензирования в сфере торговли. Мероприятия, связанные с развитием материальной базы рынков, предусматривают разработку предложений о механизме финансирования реконструкции и строительства рынков преимущественно за счет внебюджетных источников.
Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития торговли являются: формирование базового пакета информационно-рекламных материалов о рынках республики, организация, проведение и участие в международных и отечественных выставках, использование представительств Республики Татарстан за рубежом в целях расширения связей с международными организациями, создания информационных банков данных предприятий-производителей всех форм собственности. Указанные мероприятия направлены на создание имиджа Республики Татарстан как благоприятного региона для развития торговли.
Система мероприятий по развитию рынков, предусматриваемая на 2000-2005 годы, должна быть разработана в ходе реализации мероприятий 1 этапа Концепции в виде конкретных программ развития рынков в городах и районах республики.
Финансирование реализации основных программных мероприятий осуществляется в пределах текущего бюджетного финансирования.
Финансирование реализации инвестиционных проектов предполагается осуществить как за счет средств бюджетов в пределах ассигнований, предусматриваемых планами социально-экономического развития городов и районов, так и за счет внебюджетных источников финансирования, привлечение средств инвесторов и т.д.
Объем и источники финансирования, необходимые для реализации 2 этапа Концепции, будут определены в ходе разработки программных мероприятий и определения объектов, подлежащих реконструкции, и объектов нового строительства.
Формирование инфраструктуры рынков (торговых комплексов) Республики Татарстан, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах.
Увеличение доходов республиканского и местных бюджетов.
Защита прав потребителей, приобретающих товары на рынках.
Стимулирование развития отдельных секторов экономики: строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, производство товаров.
Создание новых рабочих мест в сфере торговли и сопряженных с ней отраслях.
Министерства, госкомитеты, ведомства, администрации городов и районов, администрации рынков.
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Межведомственный координационный совет ¦
¦ по организации торговли на рынках ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+---------------------------------+ +---------------------------------+
¦ Республиканские ¦ ¦ Администрации ¦
¦ контролирующие органы ¦ ¦ городов и районов ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Администрации рынков ¦
+-----------------------------------------------------------------------+