Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 13 декабря 1999 г. N 816
"О состоянии и перспективах развития продовольственных и
вещевых рынков городов и районов Республики Татарстан"
(с изменениями на 30 декабря 2004 года)

Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что за последние годы на потребительском рынке республики произошли существенные изменения. В системе товародвижения сформировались новые торговые структуры, в том числе рынки.

В городах и районах республики проводятся меры по приведению их в соответствие с Номенклатурой типов рынков и основных требований к ним. Развивается и укрепляется материально-техническая база рынков, осуществляется их оснащение торгово-технологическим оборудованием и контрольно-кассовыми машинами, производится реконструкция существующих рынков.

Вместе с тем в организации торговли на рынках и отведенных территориях продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения. Не решены проблемы определения собственности, отвода земель, эффективного использования не завершенных строительством и пустующих объектов, создания на базе существующих рынков акционерных обществ, привлечения инвестиций, способствующих трансформации рынков в цивилизованные торгово-сервисные комплексы.

В целях определения и реализации основных направлений развития рынков в республике, способствующих улучшению торгового обслуживания населения, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Признать неудовлетворительной работу администраций городов Казани и Набережные Челны по организации торговли на рынках.

2. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексной программы развития продовольственных и вещевых рынков Республики Татарстан.

3. Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по защите прав потребителей:

в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан порядок аккредитации рынков;

разработать и представить на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения о внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен", предусматривающих административную ответственность администраций рынков за невыполнение возложенных на них обязанностей.

4. Государственному комитету Республики Татарстан по труду и занятости, Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан разработать порядок, регламентирующий трудовые отношения между индивидуальными предпринимателями и лицами, работающими у них по найму, и об обязательной аттестации работников торговли на территории Республики Татарстан.

5. Министерству внутренних дел Республики Татарстан обеспечить соблюдение правопорядка и защиту предпринимателей от влияния криминальных структур на рынках и других отведенных местах с учетом сложившейся оперативной обстановки.

6. Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными министерствами, госкомитетами, ведомствами, администрациями городов и районов осуществить мероприятия по использованию незавершенных строительством объектов и пустующих помещений для организации на их базе торгово-сервисных комплексов.

О принятых мерах проинформировать Кабинет Министров Республики Татарстан до 1 февраля 2000 года.

7. Администрациям городов и районов до 1 февраля 2000 года представить в Министерство торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан утвержденные программы развития продовольственных и вещевых рынков, предусматривающие:

реконструкцию действующих рынков и преобразование их в торгово-сервисные комплексы с дополнительным отводом земельных участков, в том числе для парковки автомобилей и организации комплексов сервисного обслуживания;

строительство новых рынков с проведением конкурсов, тендеров на лучшие проекты рынков при выборе инвесторов;

осуществление мер по ликвидации в течение 2000 года несанкционированной уличной торговли.

8. Разрешить до 1 июля 2000 года осуществление расчетов с населением за реализованные товары с контейнеров и других объектов стационарной мелкорозничной сети, где отсутствует электроснабжение, без применения контрольно-кассовых машин.

9. Администрациям рынков:

предоставлять торговые места и инвентарь торгующим на рынках в первоочередном порядке для граждан Республики Татарстан в соответствии с утвержденной дислокацией, предусмотрев безналичную форму оплаты аренды торговых мест, а гражданам ближнего и дальнего зарубежья только при наличии регистрации в Республике Татарстан;

обеспечить содержание территорий рынков и специально отведенных территорий в соответствии с Правилами уборки и санитарной очистки территорий населенных мест Республики Татарстан, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 22.09.99 г. N 302;

организовать на территориях рынков лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, оборудованные средствами связи, котлами, автоклавами, стерилизаторами для обеззараживания и утилизации биологических отходов, конфискантов и отработанных материалов;

предусмотреть для продавцов возможность сервисного обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин непосредственно на рынках.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Конюшеву А.И.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Концепция
комплексной программы развития продовольственных
и вещевых рынков Республики Татарстан
(утверждена постановлением КМ РТ от 13 декабря 1999 г. N 816)

Введение

Основанием для разработки настоящей Концепции комплексной программы развития продовольственных и вещевых рынков Республики Татарстан является Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Татарстан на 1998-2005 г., одобренная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 1998 г. N 328. Она определяет основные направления развития продовольственных и вещевых рынков республики и является руководством при разработке администрациями городов и районов конкретных программ.

Состояние проблемы

В настоящее время социальная значимость рынков в республике очевидна, так как они предоставляют возможность приобретать товары по более низким ценам и обеспечивают занятость населения, оставшегося без рабочих мест. По оценке специалистов, товарооборот рынков составляет около 40% общего розничного товарооборота. На сегодняшний день в республике функционируют 234 рынка и территории, отведенные для торговли сельскохозяйственной продукцией, продовольственными и непродовольственными товарами, из них 54 рынка стационарных. В последнее время заметно активизировалась работа по приведению рынков в надлежащее техническое и санитарное состояние. Построены и введены в эксплуатацию минимаркеты, киоски, оснащенные холодильным оборудованием и контрольно-кассовыми машинами. На многих рынках проведен капитальный ремонт систем водоснабжения и канализации, повысилась их техническая оснащенность.

Вместе с тем низкий санитарный и организационный уровень работы рынков стал серьезной проблемой. Неудовлетворительная материально-техническая база как рынков, так и отведенных для торговли территорий не позволяет обеспечивать цивилизованное торговое обслуживание населения. Из-за отсутствия достаточного количества складских помещений предприниматели вынуждены хранить нереализованные товары на дому, а также использовать для этого ветхие, заброшенные строения. Мероприятия по наведению порядка на рынках ощутимых результатов не дали, принимаемые органами государственного управления меры носили разрозненный характер и были направлены на ужесточение требований к торгующим. На открытых торговых площадках, не имеющих соответствующих условий для торговли, реализуются скоропортящиеся продукты питания без средств охлаждения, иногда с истекшими сроками годности. Продавцами самовольно нарушается ассортимент продовольственных товаров, разрешенных к реализации. Многие продавцы осуществляют продажу товаров сомнительного происхождения без сопроводительных документов, не имея лицензии на право торговли, сертификатов соответствия и других обязательных документов.

Стационарные рынки городов перегружены, имеющиеся площади не обеспечивают должного уровня санитарии и гигиены. Администрации рынков заведомо сдают в аренду большее количество торговых мест, чем их имеется на рынке. Нарушается архитектурный вид городов и районов. Не обеспечиваются интересы граждан, закрепленные Законом Республики Татарстан "О защите прав потребителей".

В условиях острой недостаточности финансовых средств для достижения поставленной цели необходима консолидация финансовых потоков и их централизация. Развитие продовольственных и вещевых рынков невозможно без активной поддержки государства.

Основные цели программы

Главная цель программы - создание в республике цивилизованных торговых комплексов, обеспечивающих значительный вклад в развитие народного хозяйства республики, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет; увеличение количества рабочих мест; улучшение условий для продавцов и покупателей, обеспечение продовольственными и непродовольственными товарами покупателей, относящихся к средне- и низкодоходным группам населения.

Основные задачи программы

Создание правовых, экономических и организационных условий для развития продовольственных и вещевых рынков Республики Татарстан.

Создание условий для приоритетного развития стационарных рынков и торговых комплексов, а также приведение существующих рынков в соответствие требованиям, предъявляемым к современным торговым комплексам.

Стимулирование развития предпринимательства в сфере торговли на рынках, поддержка малого предпринимательства.

Стимулирование развития материальной базы рынков путем привлечения внебюджетных источников, в т.ч. отечественных и иностранных инвестиций, для реконструкции и строительства стационарных рынков.

Содействие в разработке и внедрении на рынках прогрессивных технологий и обслуживания.

Развитие отраслевой науки, осуществляющей комплекс базовых исследований в сфере торговли, на региональном уровне.

Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли на рынках.

Совершенствование статистической отчетности.

Проведение активной рекламной деятельности, направленной на формирование образа Татарстана как республики, благоприятной для торговли.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап (2000 год) - подготовка и начало реализации системы программных мероприятий, разработка программных мероприятий 2-го этапа, приведение рынков в соответствие действующим нормативным документам и развитие их материальной базы в направлении реконструкции существующих и строительства новых рынков там, где это необходимо.

2 этап (2001-2005 годы) - реализация системы программных мероприятий и дальнейшее развитие материальной базы рынков в соответствии с разработанными программами развития рынков в городах и районах республики.

Перечень и система основных программных мероприятий

Система программных мероприятий охватывает следующие направления:

создание и совершенствование нормативно-правовой базы;

содействие развитию материальной базы рынков;

рекламно-информационное обеспечение деятельности рынков;

совершенствование статистической отчетности.

Реализация этих мероприятий позволит создать систему государственного регулирования и стимулирования развития рынков республики, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области.

Планируется работа по совершенствованию статистической отчетности, систем сертификации и лицензирования в сфере торговли. Мероприятия, связанные с развитием материальной базы рынков, предусматривают разработку предложений о механизме финансирования реконструкции и строительства рынков преимущественно за счет внебюджетных источников.

Основными направлениями рекламно-информационного обеспечения развития торговли являются: формирование базового пакета информационно-рекламных материалов о рынках республики, организация, проведение и участие в международных и отечественных выставках, использование представительств Республики Татарстан за рубежом в целях расширения связей с международными организациями, создания информационных банков данных предприятий-производителей всех форм собственности. Указанные мероприятия направлены на создание имиджа Республики Татарстан как благоприятного региона для развития торговли.

Система мероприятий по развитию рынков, предусматриваемая на 2000-2005 годы, должна быть разработана в ходе реализации мероприятий 1 этапа Концепции в виде конкретных программ развития рынков в городах и районах республики.

Объем и источники финансирования

Финансирование реализации основных программных мероприятий осуществляется в пределах текущего бюджетного финансирования.

Финансирование реализации инвестиционных проектов предполагается осуществить как за счет средств бюджетов в пределах ассигнований, предусматриваемых планами социально-экономического развития городов и районов, так и за счет внебюджетных источников финансирования, привлечение средств инвесторов и т.д.

Объем и источники финансирования, необходимые для реализации 2 этапа Концепции, будут определены в ходе разработки программных мероприятий и определения объектов, подлежащих реконструкции, и объектов нового строительства.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Формирование инфраструктуры рынков (торговых комплексов) Республики Татарстан, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в продовольственных и непродовольственных товарах.

Увеличение доходов республиканского и местных бюджетов.

Защита прав потребителей, приобретающих товары на рынках.

Стимулирование развития отдельных секторов экономики: строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, производство товаров.

Создание новых рабочих мест в сфере торговли и сопряженных с ней отраслях.

Исполнители мероприятий программы

Министерства, госкомитеты, ведомства, администрации городов и районов, администрации рынков.

  Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

+-----------------------------------------------------------------------+
¦                Межведомственный координационный совет                 ¦
¦                   по организации торговли на рынках                   ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+---------------------------------+   +---------------------------------+
¦         Республиканские         ¦   ¦          Администрации          ¦
¦      контролирующие органы      ¦   ¦        городов и районов        ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------------------------+
¦                         Администрации рынков                          ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»