Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 февраля 1997 г. N 149
"Об утверждении  Типового   положения   об   учреждениях
дополнительного образования Республики Татарстан"

Во исполнение Закона Республики Татарстан "Об образовании" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемое Типовое положение об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан.

Премьер-министр Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин

Руководитель Аппарата  Кабинета   Министров   Республики   Татарстан
Н.Б.Бакиров

Типовое положение
"Об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан"
(утверждено Постановлением КМ РТ от 20 февраля 1997 г. N 149)
(с изменениями от 13 октября 1999 г.)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое положение об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан (далее - Положение) разработано на основе Закона Республики Татарстан "Об образовании", регулирует образовательную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность государственных, коммунальных учреждений дополнительного образования Республики Татарстан.

1.2. Учреждения дополнительного образования Республики Татарстан являются образовательными учреждениями, которые создаются для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, подростков и юношества в дополнительном образовании, разнообразном творчестве, духовном и физическом развитии.

1.3. Учреждения дополнительного образования осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан "Об образовании", другими законами Республики Татарстан, указами и распоряжениями Президента Республики Татарстан, постановлениями и решениями Кабинета Министров Республики Татарстан, настоящим Положением и нормативными документами соответствующих вышестоящих министерств и ведомств.

Министерства и ведомства Республики Татарстан, имеющие в своем ведении учреждения дополнительного образования, специфика работы которых не может быть учтена настоящим Типовым положением (оздоровительно-образовательные учреждения, школы: искусства, художественные, музыкальные, хореографические, детско-юношеские, спортивные, спортивно-технические), могут разрабатывать ведомственные Положения об этих учреждениях.

1.4. Учреждения дополнительного образования в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании" и на основе настоящего Положения разрабатывают свои Уставы.

1.5. Устав учреждения дополнительного образования утверждается учредителем.

1.6. Уставами учреждений дополнительного образования не могут быть изменены и ограничены основные цели и задачи учреждений дополнительного образования, ограничены права педагогов и учащихся, их родителей, определенные Законом Республики Татарстан "Об образовании" и настоящим Положением.

2. Организация и основы деятельности учреждений
дополнительного образования

2.1. Учреждения дополнительного образования создаются:

республиканские (центральные) - решением Кабинета Министров Республики Татарстан по представлению министерств и ведомств Республики Татарстан;

городские, районные, а также при учебных заведениях и по месту жительства учащихся - решением администраций.

2.2. В Республике Татарстан негосударственные учреждения дополнительного образования могут создавать:

отечественные и иностранные объединения, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности;

общественные и религиозные организации и объединения, зарегистрированные в Республике Татарстан;

граждане Республики Татарстан и других государств.

2.3. Допускается совместное учредительство учреждений дополнительного образования, основанное на объединении имущества, находящегося в государственной, коммунальной и частной собственности, а также собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц.

2.4. Учредительными документами учреждения дополнительного образования являются решение о его создании или договор учредителей, а также Устав учреждения.

2.5. Отношения между учредителем и учреждением дополнительного образования определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Республики Татарстан.

2.6. Права юридического лица у учреждения дополнительного образования возникают с момента его регистрации в уполномоченном органе государственного управления.

2.7. Право на дополнительную образовательную деятельность у учреждения дополнительного образования возникает с момента выдачи ему лицензии.

При наличии соответствующей учебно-материальной базы, педагогических кадров и лицензии учреждения дополнительного образования могут осуществлять начальную профессиональную подготовку учащихся по профилю учреждения.

2.8. Учреждение дополнительного образования проходит аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Министерством образования Республики Татарстан для образовательных учреждений.

2.9. Реорганизация и ликвидация учреждения дополнительного образования производится в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об образовании".

2.10. Учреждения дополнительного образования с учетом существующей в районе (городе, поселке, селе) сети учреждений дополнительного образования, особенностей социально-экономического развития и национально-культурных традиций народов региона, потребностей учреждений образования, детских и подростковых общественных организаций, запросов родителей и детей самостоятельно разрабатывают программу своей деятельности.

2.11. Учреждение дополнительного образования оказывает организационно-методическую поддержку детским, подростковым неполитическим общественным организациям, действующим в пределах, определенных Конституцией и законами Республики Татарстан.

2.12. Учреждение дополнительного образования организует и проводит различные массовые мероприятия с учащимися и работниками образования.

В массовой работе учреждение взаимодействует с детскими общественными организациями, учебно-воспитательными и культурно-просветительными учреждениями и семьей.

2.13. Учреждение дополнительного образования оказывает методическую помощь работникам учебно-воспитательных учреждений по направлениям своей деятельности, организуя учебу (семинары, стажировку, практику) для педагогических работников учебно-воспитательных учреждений своего региона.

2.14. Государственные учреждения дополнительного образования не пропагандируют идеологию каких-либо политических партий и движений, религиозные учения и не представляют свою базу для этих целей.

2.15. Контроль за правилами приема, сроками и содержанием обучения и воспитания, порядком отчисления учащихся учреждений дополнительного образования независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности производится Министерством образования Республики Татарстан.

3. Учащиеся учреждений дополнительного образования

3.1. Прием учащихся в учреждения дополнительного образования производится приказом по учреждению на основании письменного заявления и в соответствии с планом приема, утверждаемым учредителем или органом управления образованием соответствующего региона, исходя их материальных, кадровых возможностей учреждения и с учетом потребностей населения.

В учреждениях дополнительного образования принимаются граждане Республики Татарстан и Российской Федерации.

Граждане СНГ и иностранных государств в учреждения дополнительного образования принимаются в соответствии с межреспубликанскими и межгосударственными соглашениями и договорами.

Граждане СНГ и иностранных государств, с которыми не заключены межреспубликанские и межгосударственные соглашения и договоры в области образования, а также лица без гражданства для бесплатного обучения в учреждениях дополнительного образования принимаются по разрешению вышестоящих министерств и ведомств.

3.2. Учреждения дополнительного образования могут проводить приемные испытания и конкурсный прием учащихся.

При конкурсном отборе создается приемная комиссия, права, обязанности и порядок работы которой определяются Положением о приемной комиссии, утверждаемым директором учреждения.

При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, музыкальные и хореографические объединения необходимо медицинское заключение (справка) о здоровье учащихся.

Вокалисты представляют справку медицинского учреждения о состоянии голосового аппарата.

3.3. Учащийся с разрешения администрации может заниматься (обучаться) в нескольких объединениях, переходить в другие объединения.

3.4. Предельный возраст учащихся определяется администрацией учреждения исходя из специализации, психо-физиологической, педагогической и социально-экономической целесообразности и, как правило, не должен превышать 18 лет.

Для отдельных учащихся, являющихся победителями или призерами соревнований, конкурсов, смотров (не ниже республиканского уровня) или зачисленных кандидатами и членами в сборные команды Республики Татарстан и Российской Федерации, предельный возраст обучения может быть увеличен до 21 года.

3.5. С разрешения администрации учреждения допускается участие родителей в работе объединений совместно с учащимися.

Родители в списочный состав объединений не включаются.

3.6. Учащиеся учреждения обязаны:

овладевать знаниями и навыками по избранному профилю обучения;

в установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программой;

не пропускать учебные занятия;

участвовать в массовых мероприятиях учреждения дополнительного образования (соревнованиях: выставках, смотрах, конкурсах и т.д.);

беречь оборудование, инвентарь, учебно-наглядные пособия;

выполнять правила внутреннего распорядка учреждения.

4. Организация учебно-воспитательного процесса

4.1. Основная учебно-воспитательная и досуговая деятельность осуществляется в объединениях (секциях, кружках, классах, студиях, ансамблях и т.д.).

В однопрофильных учреждениях дополнительного образования объединения по профилю должны составлять не менее 75 процентов от их общего количества.

Численный состав и недельная часовая нагрузка объединений определяются исходя из нормативов, установленных вышестоящими министерствами и ведомствами.

4.2. Сроки, содержание обучения и возраст поступающих, формы организации и виды учебной работы, контроля успеваемости учащихся (освоение знаний, умений, навыков) и итоговой аттестации устанавливаются учреждением дополнительного образования исходя из учебных планов, программ и профиля объединения.

4.3. Наряду с типовыми учебными планами и программами, утверждаемыми вышестоящими министерствами и ведомствами, педагогические работники при отсутствии типовых, могут использовать авторские программы, которые утверждаются методическими кабинетами отдела образования администрации района, города.

4.4. Языками обучения в учреждении дополнительного образования являются государственные языки Республики Татарстан - татарский и русский.

Учреждение дополнительного образования представляет возможность учащимся заниматься (получать дополнительное образование) на любом из государственных языков.

Незнание одного из государственных языков не может служить основанием для отказа в приеме на учебу в учреждение дополнительного образования.

При наличии потребностей у населения и возможностей у учреждения дополнительного образования (финансовых, кадровых и т.д.) обучение может вестись и на языках других народов Республики Татарстан.

4.5. Обучение и воспитание учащихся осуществляются в процессе учебной деятельности и внеурочных мероприятий.

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования является занятие продолжительностью 45 минут.

Продолжительность занятий кружков (секций, студия и т.д.), укомплектованных дошкольниками в возрасте от 5 до 6 лет, устанавливается 30 минут, от 6 до 7 лет - 35 минут.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса и полноценного усвоения учащимися учебного материала в учреждениях дополнительного образования в соответствии с учебными планами и программами устанавливаются следующие виды занятий:

групповые и индивидуальные занятия с педагогом дополнительного образования (преподавателем, тренером-преподавателем);

предусмотренные учебными планами и программами контрольные мероприятия;

массовые мероприятия, организуемые учреждением дополнительного образования (выставки, конкурсы, олимпиады, соревнования, концерты, лекции и т.д.);

внеурочные мероприятия объединений по своему профилю - посещение с педагогом дополнительного образования (преподавателем, тренером-преподавателем) концертов, выставок, соревнований, музеев, предприятий, проведение собраний, концертов, встреч с представителями творческой интеллигенции, известными спортсменами, изобретателями и т.д.

Обучение детей-инвалидов, по медицинским показаниям не посещающих общеобразовательные школы и получающих общее среднее образование на дому, организуется на дому в индивидуальном порядке.

Обучение детей-инвалидов, посещающих занятия в школах, учреждения дополнительного образования проводят на общих основаниях.

Время начала и окончания учебных занятий объединений, их ежедневное количество и последовательность, а также продолжительность перемен между занятиями определяется расписанием, составляемым администрацией с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. Расписание утверждается директором учреждения дополнительного образования.

4.6. Перевод и отчисление (выпуск) учащихся производится приказом по учреждению.

В зависимости от профиля учреждения (объединения) могут устанавливаться переводные и выпускные экзамены.

Учащимся, заболевшим в период зачетов, экзаменов (испытаний), а также получившим неудовлетворительную оценку на переводных экзаменах, назначаются повторные экзамены (испытания).

Учащимся, прошедшим обучение по полной программе и сдавшим выпускные (квалификационные) экзамены (испытания), выдается документ установленного образца о полученном дополнительном образовании, присвоении разряда, категории, квалификации и т.д.

Учащимся, успешно закончившим курс обучения, педагогическим советом учреждения могут выдаваться рекомендации для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения по профилю объединения.

4.7. В каникулярное время при учреждениях дополнительного образования могут открываться оздоровительные лагеря с дневным пребыванием по принципу "объединение-отряд".

В летнее время для учащихся, занимающихся в объединениях учреждения, могут проводиться профильные лагерные смены на базе загородных оздоровительных лагерей.

4.8. С целью развития и поддержки устойчивых интересов учащихся, их одаренности учреждение проводит совместную работу с НИИ и вузами, творческими организациями, создавая лаборатории для эспериментальной и научно-исследовательской работы.

4.9. В учреждениях дополнительного образования могут создаваться различные научные общества (клубы, объединения и т.д.) учащихся, действующие на основе положений, утверждаемых педагогическим советом.

5. Управление и руководство учреждениями
дополнительного образования

5.1. В Республике Татарстан создаются следующие типы учреждений дополнительного образования:

Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеского, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный);

Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

детская студия (по различным видам искусств);

станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

детский парк;

школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»