Учитывая необходимость комплексного подхода к анализу и регулированию товарного рынка, а также в целях выявления и реализации основных направлений развития товарного рынка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.06.98 г. N 328 "О Концепции комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Татарстан на 1998-2005 годы", способствующих улучшению товародвижения, повышению предпринимательской активности, оптимизации товарных потоков, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы".
2. Рекомендовать администрациям городов и районов:
разработку и проведение мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры осуществлять в рамках Республиканской целевой программы "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы";
совместно с Министерством торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан разработать городские и районные программы развития торговли, бытового обслуживания, общественного питания, а также программы развития транспортного комплекса, другие программы в области товарного рынка.
3. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан осуществлять координацию выполнения указанной Программы.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Паспорт Республиканской целевой программы "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы"
Введение
1. Понятийный аппарат
2. Цель и задачи Программы
3. Описание реальной ситуации и пути решения проблем
4. Ресурсное обеспечение Программы
5. Контроль за исполнением Программы
6. Оценка эффективности Программы
7. Основные мероприятия Республиканской целевой программы "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы"
Основание для разработки постановление Правительства Российской Феде-
рации от 3 августа 1996 г. N 936 "О комп-
лексной программе развития инфраструктуры
товарных рынков Российской Федерации";
постановление Кабинета Министров Республики
Татарстан от 23 июня 1998 г. N 328 " О Кон-
цепции комплексной программы развития инф-
раструктуры товарных рынков Республики Та-
тарстан на 1998-2005 годы"
Разработчики Программы Министерство экономики и промышленности Рес-
публики Татарстан;
Министерство торговли и экономического сот-
рудничества Республики Татарстан;
Центр экономических и социальных исследова-
ний Республики Татарстан при Кабинете Минис-
тров Республики Татарстан
Цель и задачи Программы Цель: формирование системы управления товар-
ными рынками Республики Татарстан, обеспечи-
вающей экономическую безопасность путем дос-
тижения экономической самодостаточности Рес-
публики Татарстан, ее регионов, отдельных
хозяйствующих субъектов.
Задачи: формирование и развитие системы нор-
мативно-правовых актов, государственных ин-
формационных ресурсов, информационных техно-
логий и методического обеспечения (механиз-
мы, порядки, модели, алгоритмы), способству-
ющей эффективному функционированию товарных
рынков Республики Татарстан
Сроки реализации Программы 1999-2005 годы
Объемы и источники финан- за счет средств, выделяемых ведомствам на
сирования Программы текущие расходы и проведение научных иссле-
дований
Важнейшие целевые увеличить добавленную стоимость за счет оп-
показатели тимизации товарных потоков на 30% к 2005 го-
ду;
оптимизировать тарифы на энергоресурсы, воду
в целях снижения их доли в структуре затрат
на 13% к 2005 году;
вывести на уровень безубыточности 80% хозяй-
ствующих субъектов к 2003 году
Контроль за исполнением Министерство торговли и экономического сот-
Программы рудничества Республики Татарстан
Республиканская целевая программа "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы" является составляющей частью Комплекса целевых программ развития товарных рынков Республики Татарстан на 1999-2005 годы.
Комплекс целевых программ развития товарных рынков Республики Татарстан на 1999-2005 годы (далее - Комплекс программ) разрабатывается во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 936 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации", распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.07.97 г. N 481-р, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 июня 1998 г. N 328 "О Концепции комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Республики Татарстан на 1998-2005 годы".
Комплекс программ включает:
Республиканскую целевую программу "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы";
программы развития торговли, бытового обслуживания и общественного питания городов и районов;
комплекс программ развития тароупаковочной отрасли;
Государственную программу развития транспортного комплекса Республики Татарстан;
ряд других программ, необходимость в разработке которых может возникнуть по мере реализации принятых программ и/или разработки новых.
Республиканская целевая программа "Система регулирования отношений на товарных рынках Республики Татарстан на 1999-2005 годы" (далее Программа) содержит основные мероприятия, направленные на формирование системы управления товарными рынками в целях обеспечения экономической безопасности Республики Татарстан.
Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), удовлетворяющий нужды потребителей, обладающий уровнем качества, предназначенный для продажи или обмена.
Товарный рынок - сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда.
Субъекты товарного рынка - участники товародвижения на товарном рынке:
производители (продавцы) - предприятия, лица, изготовляющие товар и (или) предоставляющие услуги с целью получения прибыли;
потребители (покупатели) - лица или организации, потребляющие продукты чьего-либо производства, чьей-либо деятельности;
посредники - предприятия, лица, которые содействуют продавцам и покупателям в заключении и исполнении контрактов (осуществляют поиск партнеров, подготовку договорной и контрактной документации, операции по складированию, расфасовке, транспортно-экспедиционные операции, страхование, рекламные услуги, послепродажное обслуживание на период освоения или гарантийного срока, анализ рынка сбыта продукции и т.д.);
организации, обеспечивающие отношения субъектов товарного рынка (осуществляют кредитно-финансовое обслуживание и пр.).
Инфраструктура рыночная - совокупность предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих взаимодействие между основными субъектами рыночных отношений - продавцами и покупателями. Включает развитую сеть предприятий торговли, снабженческо-сбытовых организаций, бирж, предприятий транспорта и учреждений связи и других обслуживающих отраслей.
Объекты инфраструктуры товарного рынка:
предприятия торговли;
предприятия, предоставляющие услуги;
оптово-посреднические организации и складское хозяйство;
предприятия транспортного обслуживания товарного рынка;
предприятия тароупаковочной индустрии;
учреждения кредитно-финансового и организационного обеспечения товарного рынка (осуществляют организацию товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, различные виды кредитования, организацию работ по долговым обязательствам, подготовку кадров, различные виды страхования, организацию выставок,
ярмарок и т.д.) и другие.
Объекты деятельности товарного рынка - предметы, услуги, на которые направлена деятельность на товарном рынке:
средства производства;
потребительские товары;
услуги.
Система регулирования отношений на товарном рынке - совокупность органов государственной власти, технологий управления, законодательно-правовой и нормативной баз, методического и информационного обеспечения.
Основной целью Программы является формирование системы управления товарными рынками Республики Татарстан, обеспечивающей экономическую безопасность путем достижения экономической самодостаточности Республики Татарстан и ее регионов, отдельных хозяйствующих субъектов.
Объектом Программы являются процессы управления материальными, информационными и финансовыми потоками в сфере производства и обращения товаров.
Задачи Программы - формирование и развитие системы нормативно-правовых актов, государственных информационных ресурсов, информационных технологий и методического обеспечения (механизмы, порядки, модели, алгоритмы), способствующей эффективному функционированию товарных рынков Республики Татарстан.
Республика Татарстан для обеспечения необходимой экономической самодостаточности имеет все необходимые предпосылки: наличие запасов природных ресурсов, развитое сельское хозяйство, достаточное для обеспечения населения республики основными продуктами питания, благоприятную экологическую обстановку и удобное географическое положение. На основе имеющегося сырья сформирован нефтехимический комплекс с относительно устойчивым рынком сбыта. В Татарстане сосредоточен широкий спектр машиностроительных отраслей, производящих конечный продукт, развита строительная индустрия, позволяющая реализовать инвестиционные программы.
Основным сектором республиканского рынка является продукция производственно-технического назначения, которая в 1998 г. составляла 86% объема произведенной в республике товарной продукции, потребительские товары составляли, соответственно, 14%.
Общий системный кризис в экономике определил и системный кризис на товарном рынке Республики Татарстан.
Изменение форм собственности субъектов товарного рынка, отсутствие альтернативы централизованной плановой экономике способствовали этому процессу.
Произошла полная дезорганизация системы товароснабжения оптовой и розничной торговли.
Для товарных рынков Республики Татарстан характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, большие транспортные издержки, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.
Для развития торговых отношений, отвечающих требованиям рыночной экономики, пока еще не создана четкая система правоотношений, не закончено формирование законодательной основы. Имеются отдельные разрозненные нормативные акты, которые не отражают всех аспектов функционирования товарных рынков. Кроме того, существующая нормативная база содержит много противоречий. Назрела необходимость создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений.
Среди большого числа фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна организационная структура не располагает достоверной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние товарных рынков и элементов их инфраструктуры, что затрудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках.
Из-за несовершенства тароупаковочной индустрии велики потери товарной продукции. Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности республики оцениваются в 165 млн.рублей в год. Удельный вес продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает 28 процентов. При этом каждая третья упаковка - импортная.
Серьезным недостатком рынка транспортно-экспедиционных услуг является сопровождение его формирования интенсивным процессом дезинтеграции. В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Отрицательным фактором формирования потребительского рынка является продолжающийся спад производства в отдельных отраслях в экономике.
Местные товаропроизводители в силу ряда причин потеряли значительную часть внутреннего рынка сбыта своей продукции, на что существенное влияние оказала их низкая конкурентоспособность. Местная продукция уступает по потребительским свойствам, оформлению упаковки.
Стремление значительной части предпринимателей к максимальному извлечению прибыли, связанной с реализацией товаров и организацией обслуживания, при отсутствии соответствующих государственных регламентов привело к тому, что на потребительском рынке увеличились объемы реализации товаров и услуг неудовлетворительного качества.
Увеличение количества промежуточных звеньев в процессе циркуляции товаров, возрастание издержек, бессистемное осуществление оптовой и торгово-посреднической деятельности - некоторые из причин роста цен на потребительском рынке.
Таким образом, основными проблемами, связанными с состоянием товарных рынков и процессами, протекающими на них, без решения которых невозможно достичь главной цели - обеспечить государственную экономическую безопасность республики, можно назвать следующие:
отсутствие единой скоординированной политики в области развития товарных рынков;
разрозненность принимаемых на уровне отраслевых кластеров решений по товарным связям как товаров-лидеров, так и основных социально значимых товаров и услуг;
отсутствие механизма планирования, учета и регулирования товарного рынка;
отсутствие единого центра ответственности за состояние дел на товарном рынке республики.
Это лишь основные проблемы, и именно на их решение необходимо направить основные усилия в области развития товарных рынков республики. Первым шагом на пути решения этих проблем должно стать формирование системы нормативно-правовых актов, государственных информационных ресурсов, информационных технологий и методического обеспечения (механизмы, порядки, модели, алгоритмы), способствующей эффективному функционированию товарных рынков
Республики Татарстан, а также дальнейшее развитие этой системы.