В целях экономии бюджетных средств и повышения эффективности использования тепловой энергии и воды (горячего водоснабжения) предприятиями и организациями бюджетной сферы Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу оснащения объектов бюджетной сферы Республики Татарстан средствами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды.
2. Установить, что расходы на выполнение работ, предусмотренных в указанной Программе, осуществляются в 1999 году из средств, выделенных на оплату коммунальных услуг, текущего и капитального ремонтов в сметах бюджетных учреждений на соответствующий бюджетный год, а также за счет средств, предусмотренных в бюджетах городов и районов Республики Татарстан на реализацию энергосберегающих мероприятий.
Рекомендовать администрациям городов и районов, министерствам, государственным комитетам и ведомствам выделить целевым назначением средства в соответствии с проектно-сметной документацией на приобретение и установку приборов учета и регулирования тепловой энергии и воды в подведомственных учреждениях согласно Программе с учетом эффективности и окупаемости выделенных средств.
3. Утвердить прилагаемый состав Межведомственного координационного совета по разработке механизма реализации Программы оснащения объектов бюджетной сферы Республики Татарстан средствами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды и определения дополнительных источников ее финансирования. Межведомственному координационному совету обеспечить проработку конкретных схем финансирования и реализации Программы.
4. Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан и Республиканскому центру энергосберегающих технологий обеспечить координацию работ по реализации Программы.
5. Министерству финансов Республики Татарстан, администрациям городов и районов:
совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Государственной инспекцией энергетического надзора Республики Татарстан и энергоснабжающими организациями разработать и установить лимиты потребления тепловой, электрической энергии и воды для организаций, участие которых предусмотрено в осуществлении Программы;
обеспечить финансирование текущего потребления энергетических ресурсов бюджетными организациями в пределах, утвержденных по их сметам ассигнований на указанные цели согласно установленным лимитам.
6. Администрациям городов и районов, министерствам, государственным комитетам и ведомствам, Республиканскому центру энергосберегающих технологий, руководителям бюджетных организаций обеспечить разработку проектно-сметной документации узлов учета и регулирования тепловой энергии и воды. Руководителям бюджетных организаций, участие которых предусмотрено в осуществлении Программы, согласовать с Государственной инспекцией энергетического надзора Республики Татарстан, Республиканским центром энергосберегающих технологий, и специализированными теплоснабжающими организациями проектно-сметную документацию узлов учета и регулирования тепловой энергии и воды, назначить своими приказами ответственных за эффективное использование энергоресурсов, провести в своих организациях энергетический аудит, разработать и осуществить комплекс мероприятий по энергосбережению.
7. В целях стимулирования энергосберегающей деятельности Министерству финансов Республики Татарстан совместно с Республиканским центром энергосберегающих технологий разработать и утвердить положение об использовании средств, полученных бюджетными организациями в результате экономии, достигнутой в ходе реализации энергосберегающих мероприятий.
8. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан, администрациям городов и районов совместно с Межведомственным координационным советом установить государственный заказ на производство, поставку и комплектацию приборов учета и регулирования тепловой энергии и воды.
9. Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан обеспечить контроль за проведением энергетического аудита и реализацией Программы в соответствующих бюджетных организациях.
10. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, администрациям городов и районов возложить проведение монтажных и пусконаладочных работ, гарантийное и сервисное обслуживание средств учета потребления тепловой энергии и воды в бюджетных учреждениях на специализированные организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности.
11. Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан, Центру экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, Республиканскому центру энергосберегающих технологий провести анализ причин возникновения значительного расхождения в объемах потребления тепловой энергии с установленными лимитами и разницы в тарифах на нее в бюджетных организациях республики. Разработать и внести на рассмотрение Республиканской энергетической комиссии предложения по систематизации расчетов объемов потребления тепловой энергии и тарифов.
12. Администрациям городов и районов Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан, Республиканскому центру энергосберегающих технологий до 1 мая 2000 г. представить в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе выполнения Программы.
13. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан включить в Республиканскую инвестиционную программу на 2000 год бизнес-план инвестиционного проекта производственного объединения "Теплоконтроль" "Организация производства комплекса приборов учета и автоматического регулирования расхода тепловой энергии и воды систем теплоснабжения зданий и сооружений".
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан В.А.Швецова.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Миннигалеев Р.Х. - первый заместитель министра финансов Республики Татарстан - председатель совета
Туктаров Ф.Х. - заместитель министра экономики и промышленности Республики Татарстан - заместитель председателя совета
Мартынов Е.В. - директор Республиканского цента энергосберегающих технологий - заместитель председателя совета
Члены координационного совета:
Динмухаметов Ш.Ш. - заместитель председателя "Ак барс" Банка (по согласованию)
Даутов М.А. - первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
Акберова Ф.А. - начальник отдела Министерства финансов Республики Татарстан
Максимова Е.Н. - заместитель начальника Государственной налоговой инспекции по Республике Татарстан
Шишов Ю.А. - заместитель директора Республиканского долгового центра "Недоимка" при Министерстве финансов Республики Татарстан
Замалетдинов Р.М. - заместитель начальника Государственной инспекции энергетического надзора Республики Татарстан
Попов В.Н. - заместитель генерального директора ПЭО "Татэнерго" (по согласованию)
Андреев И.С. - главный инженер РПО "Таткоммунэнерго" (по согласованию)
Люлин В.Н. - начальник отдела Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан
Наименование Программы "Программа оснащения объектов бюджетной сферы
Республики Татарстан средствами учета и регу-
лирования потребления тепловой энергии и воды"
Основания для разработки Постановления Кабинета Министров Республики
Татарстан от 13.08.97 г. N 653 "О мерах по
развитию энергосбережения в Республике Татарс-
тан", от 20.01.98 г. N 17 "О повышении эффек-
тивности использования энергетических ресурсов
и воды предприятиями, учреждениями и организа-
циями бюджетной сферы" и от 02.07.98 г. N 352
"О мерах по упорядочению государственных рас-
ходов бюджета Республики Татарстан"
Государственный заказчик Республиканская энергетическая комиссия
Разработчик Республиканский центр энергосберегающих техно-
логий
Исполнители Министерство строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Республики Татарстан; Ми-
нистерство финансов Республики Татарстан; Ми-
нистерство экономики и промышленности Респуб-
лики Татарстан; Государственная инспекция
энергетического надзора Республики Татарстан;
Республиканский центр энергосберегающих техно-
логий; Центр экономических и социальных иссле-
дований Республики Татарстан при Кабинете Ми-
нистров Республики Татарстан; администрации
городов и районов Республики Татарстан, специ-
ализированные предприятия
Цели и задачи Программы, Целью Программы является сокращение дотирова-
важнейшие целевые пока- ния объектов бюджетной сферы в части тепловой
затели энергии (отопление и горячее водоснабжение)
путем внедрения комплекса организационных,
экономических и финансовых энергосберегающих
мероприятий, технических средств регулирования
и учета потребления тепловой энергии.
Сроки и этапы реализации Программа реализуется в течение 1999-2003 гг.
Программы Основные этапы программы:
Первый этап - установление для 454 (13%) объ-
ектов бюджетных организаций лимитов энергопот-
ребления, проведение энергоаудитов, выполнение
малозатратных энергосберегающих мероприятий,
оснащение средствами учета и регулирования
тепловой энергии.
Объемы и источники фина- Реализация Программы осуществляется за счет
нсирования средств:
- предназначенных на оплату коммунальных ус-
луг, текущего и капитального ремонтов в сметах
бюджетных учреждений на соответствующий бюд-
жетный год;
- по задолженности в бюджет и внебюджетные
фонды Республики Татарстан, местные бюджеты, а
также по начисленным на них пеням с использо-
ванием взаимозачетных схем;
- начисленных в централизованную и нецентрали-
зованную части Республиканского фонда НИОКР и
в Экологический фонд Республики Татарстан;
- привлеченных инвестиций;
- иных источников, не противоречащих действую-
щему законодательству.
Финансовые затраты на реализацию Программы
составляют 22,7 млн.рублей.
Ожидаемые конечные резу- При реализации мероприятий Программы расходы
льтаты бюджетных средств на оплату за теплоэнергию в
Республике Татарстан снизятся через год после
завершения Программы более чем на 30 млн.руб-
лей.
Выполнение Программы создаст условия для про-
изводства наукоемкой продукции и создания до-
полнительных рабочих мест промышленными прибо-
ростроительными предприятиями Республики Та-
тарстан.
Система организации ко- Проработку и реализацию конкретных схем финан-
нтроля за выполнением сирования Программы обеспечивает Межведомс-
Программы твенный координационный совет.
Координацию работ по реализации Программы осу-
ществляет Государственная инспекция энергети-
ческого надзора Республики Татарстан и Респуб-
ликанский центр энергосберегающих технологий.
Доклады о результатах выполнения программы
представляются в установленном порядке.
Паспорт
Содержание Программы
Введение
1. Экономические и социальные предпосылки разработки Программы
2. Юридические и правовые документы по энергосбережению, использованные при разработке Программы
3. Основные цели и задачи Программы
4. Сроки и этапы реализации Программы
5. Затраты на реализацию Программы
6. Структура управления Программой
7. Контроль за ходом выполнения Программы
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы
В странах, которые достигли наибольших успехов в экономическом развитии, важное место отводится работам по бережному использованию энергетических ресурсов.
Энергосберегающий путь развития не является следствием действия исключительно рыночных механизмов. Государство, как правило, берет на себя функции организации экономических и технологических аспектов этой работы.
В реализации политики энергосбережения развитые страны прошли следующие этапы:
- разработка концепции энергосбережения;
- создание организаций, координирующих деятельность по энергосбережению;
- создание организаций, осуществляющих контроль за выполнением энергосберегающих программ;
- разработка нормативно-правовой базы энергосбережения;
- разработка механизмов финансирования энергосберегающей деятельности;
- реализация демонстрационных проектов по энергосбережению;
- проведение активной информационной политики, пропаганда преимуществ и передового опыта в области энергосбережения.
В Республике Татарстан работы в области энергосбережения координируются Республиканской энергетической комиссией (РЭК).
Следует обратить внимание на проблему теплоснабжения, поскольку на теплоснабжение в настоящее время затрачивается до 45% всех расходуемых энергетических ресурсов. В холодные зимы потребность в топливе на теплоснабжение может возрастать еще на 10-15%.
В общем расходе тепловой энергии в настоящее время до 40% приходится на отопление и горячее водоснабжение непроизводственной сферы. Поэтому от состояния и направления развития теплоснабжения этой сферы существенно зависит экономика республики.
Общие потери тепла значительны. Устранение избыточных потерь теплоты в зданиях - длительный и капиталоемкий процесс. Он полномасштабно не осуществим в условиях экономического спада. На первом этапе возможны избирательные малозатратные и быстроокупаемые решения при одновременном внедрении приборов регулирования и учета потребления энергоносителей.