Недействующий

Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (утратило силу)

1. Анализ состояния жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан


Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера деятельности, в которой устойчивое  функционирование системы жизнеобеспечения приобретает первостепенное значение  по улучшению качества жизни населения и представляет собой сложный и многоотраслевой  производственно-технический комплекс.

Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства интегрирует  более 30 видов деятельности, основные из которых: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное  производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; городской  транспорт; благоустройство городов и райсельцентров; гостиничное хозяйство;  предприятия коммунально-бытового обслуживания и т.д.

В настоящее время в сфере производства и реализации жилищно-коммунальных  услуг работает около 46,0 тыс.человек. В состав производственного объединения  "Татжилкомхоз" входит 186 предприятий и организаций, имеющих самостоятельный  баланс, из них 99 предприятий (53%) находятся в муниципальной собственности,  87 предприятий (47%) - в республиканской собственности.

Стоимость основных фондов в целом по отрасли составила на 1 января 1997  года около 37,0 трлн.рублей; за 1996 год предоставлено услуг, работ предприятиями  жилищно-коммунального хозяйства на сумму 2,0 трлн.рублей, в том числе населению  - на 0,26 трлн.рублей.

Ведущее положение жилищного хозяйства является одной из важнейших особенностей  жилищно-коммунального хозяйства как отрасли. При этом около 70% жилищного  фонда Республики Татарстан находится в негосударственной форме собственности,  в том числе свыше 56 процентов жилых помещений государственного жилищного  фонда республики на 01.08.97 г. перешло в собственность граждан. Приватизируются,  в основном, жилые помещения, расположенные в жилых домах с низким процентом  износа, в первую очередь - во вновь достроенных жилых домах. В государственной  собственности остаются преимущественно жилые помещения с высоким процентом  износа, требующие капитального ремонта или реконструкции.

За последние годы износ жилого фонда увеличился и составил в целом по  отрасли около 40%. В неотложном ремонте нуждается более 11% государственного  жилищного фонда, однако ежегодный объем капитально отремонтированной площади  за последние годы из-за отсутствия необходимых средств сокращается. По расчетным  данным недоремонт жилого фонда составил за 1991-1996 годы более 3,5 кв.м,  или 400,0 млрд.рублей. Жилищный фонд по Республике Татарстан обеспечен водопроводом  на уровне 71,5%, канализацией 64,7%, центральным отоплением 72,7% и горячим  водоснабжением на 58,9%.

В инженерной инфраструктуре отрасли в отличие от жилищного хозяйства  преобладает государственная собственность. Это необходимо для сохранения единого  эксплуатационно-технического комплекса коммунальных предприятий, а также для  обеспечения качества и надежности предоставляемых услуг. Все возрастающее  загрязнение водоемов и ухудшение экологической обстановки повышают требования  к очистке сточных вод и соответственно увеличиваются затраты, необходимые  на эксплуатацию и содержание водопроводно-канализационного хозяйства.

В настоящее время в республике централизованные системы водоснабжения  имеются в 19 городах (100%) и 52 райсельцентрах (75%).

Общая протяженность водопроводных сетей составляет 4191,6 км, мощность  водопроводов достигла 900 тыс.куб.м в сутки, в том числе отпускается в среднем  на одного жителя городского населения 269 литров воды, сельского населения  - 80 литров. Такой расход объясняется ветхостью водопроводных сетей, в которых  прямые потери составляют ежегодно около 14% от общего объема поданной в сеть  воды, нерациональным использованием воды самими потребителями, отсутствием  приборов учета.

Мощность очистных сооружений канализации составляет 963,3 тыс.куб.м в  сутки, протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 1861  км.

Жилищно-коммунальное хозяйство является значительным потребителем тепловой  энергии. В составе предприятий жилищно-коммунального хозяйства функционируют  436 отопительных котельных, более 1790 км тепловых сетей. Несмотря на то,  что основные фонды теплоэнергетики изношены на 47%, доля затрат на восстановление  и развитие ежегодно снижается. Поэтому необходимы не только учет и регулирование  потребления энергоресурсов, но и реконструкция сетей и сооружений, объектов  ресурсообеспечения, внедрение современных технологий.

Общая протяженность улиц, проездов, набережных с усовершенствованным  покрытием составляет 3282,1 км, на которых эксплуатируется 213 тыс.кв.м мостов,  путепроводов, тоннелей.

За период 1991-1997 годов ставки оплаты в расчете на одного человека  в месяц по социальным нормативам возросли с 8 до 49 500 рублей, т.е. в 6000  раз.

При этом доля платежей населения от экономически обоснованного тарифа  составила в 1997 году 40%. Доля оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах  социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  составляет в прожиточном минимуме 14%.

Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не  решил проблем жилищно-коммунального хозяйства, так как необходимыми отрасли  средствами ни предприятия, ни бюджеты не располагают.

Возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно необходимых затрат  на содержание и ремонт жилья и объектов коммунального назначения, снизились.  Уровень финансирования в целом по отрасли составляет 70-80% от утвержденного  бюджетом, из них 90% средств проводится взаимозачетами и бартером. В то же  время по отдельным предприятиям, особенно в сельских районах, финансирование  не превышает 30-40% годовых объемов. Около 50% от всего объема полученного  финансирования составляет компенсация на покрытие разницы цен по убыткам и  теплофикации жилого фонда.

Потребность в бюджетных ассигнованиях не снижается. Основными причинами  такого положения являются опережающий рост цен на ресурсы, потребляемые предприятиями  жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с увеличением доходов граждан;  передача жилья и объектов коммунального хозяйства от ведомств в муниципальную  собственность; наличие значительной категории населения, пользующихся льготами  по оплате жилья и коммунальных услуг и составляющих более половины населения  республики.

При существующей системе управления жилищно-коммунальным хозяйством финансовые  потоки распределяются следующим образом.

Финансирование расходов по эксплуатации предприятий и организаций жилищно-коммунального  хозяйства осуществляется из местных бюджетов. Сбор платежей от населения за  оказываемые жилищно-коммунальные услуги осуществляется через Сбербанк и отделения  связи. Расчет и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном  жилищно-эксплуатационные организации. В ряде городов и районов республики  оплата услуг населением производится непосредственно поставщикам коммунальных  услуг (ПТС, ПУВКХ). Расходы на принятые от других ведомств объекты жилищно-коммунального  хозяйства предусматриваются в консолидированном бюджете отдельной строкой  и финансируются через местные бюджеты. Предприятия, в свою очередь, производят  отчисления во внебюджетные фонды и отчисляют налоги в бюджеты всех уровней.

Из республиканского бюджета финансируются отраслевые подразделения на  госкапвложения и ПО "Татжилкомхоз" (на создание аварийно-технического запаса,  приобретение спецтехники, госкапвложения, содержание мостового хозяйства и  др.).

Начался процесс компьютеризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства,  создания отраслевой информационной системы. Назрела насущная необходимость  в информационном обеспечении вопросов капитального ремонта зданий и сооружений,  ликвидации аварийных ситуаций, управления производством и ряда других важных  вопросов.

Состояние и проблемы жилищно-коммунального хозяйства определяют основные  предпосылки реформирования жилищно-коммунальной отрасли Республики Татарстан.

В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан  от 16.06.97 г. N 482 разработана программа реформы и развития жилищно-коммунального  хозяйства. В представленной программе рассмотрены вопросы формирования рыночных  отношений в области жилищно-коммунального хозяйства, в конечном итоге отрасль  должна быть самоокупаемой.

Главным условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном  хозяйстве является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления  жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью.

Важным элементом регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства  является контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между  местной администрацией (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции  заказчика), производителями услуг и их потребителями, а также надзор за состоянием  жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Эти функции  возложены на Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.

Одной из главных задач преобразований в жилищной сфере является демонополизация  обслуживания жилищного фонда. Наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости  услуг дает организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве  республики.

Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило  в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в  предложенной программе предполагается сосредоточить усилия на повышении надежности  и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий,  производящих жилищно-коммунальные услуги.