Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера деятельности, в которой устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения приобретает первостепенное значение по улучшению качества жизни населения и представляет собой сложный и многоотраслевой производственно-технический комплекс.
Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства интегрирует более 30 видов деятельности, основные из которых: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; городской транспорт; благоустройство городов и райсельцентров; гостиничное хозяйство; предприятия коммунально-бытового обслуживания и т.д.
В настоящее время в сфере производства и реализации жилищно-коммунальных услуг работает около 46,0 тыс.человек. В состав производственного объединения "Татжилкомхоз" входит 186 предприятий и организаций, имеющих самостоятельный баланс, из них 99 предприятий (53%) находятся в муниципальной собственности, 87 предприятий (47%) - в республиканской собственности.
Стоимость основных фондов в целом по отрасли составила на 1 января 1997 года около 37,0 трлн.рублей; за 1996 год предоставлено услуг, работ предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на сумму 2,0 трлн.рублей, в том числе населению - на 0,26 трлн.рублей.
Ведущее положение жилищного хозяйства является одной из важнейших особенностей жилищно-коммунального хозяйства как отрасли. При этом около 70% жилищного фонда Республики Татарстан находится в негосударственной форме собственности, в том числе свыше 56 процентов жилых помещений государственного жилищного фонда республики на 01.08.97 г. перешло в собственность граждан. Приватизируются, в основном, жилые помещения, расположенные в жилых домах с низким процентом износа, в первую очередь - во вновь достроенных жилых домах. В государственной собственности остаются преимущественно жилые помещения с высоким процентом износа, требующие капитального ремонта или реконструкции.
За последние годы износ жилого фонда увеличился и составил в целом по отрасли около 40%. В неотложном ремонте нуждается более 11% государственного жилищного фонда, однако ежегодный объем капитально отремонтированной площади за последние годы из-за отсутствия необходимых средств сокращается. По расчетным данным недоремонт жилого фонда составил за 1991-1996 годы более 3,5 кв.м, или 400,0 млрд.рублей. Жилищный фонд по Республике Татарстан обеспечен водопроводом на уровне 71,5%, канализацией 64,7%, центральным отоплением 72,7% и горячим водоснабжением на 58,9%.
В инженерной инфраструктуре отрасли в отличие от жилищного хозяйства преобладает государственная собственность. Это необходимо для сохранения единого эксплуатационно-технического комплекса коммунальных предприятий, а также для обеспечения качества и надежности предоставляемых услуг. Все возрастающее загрязнение водоемов и ухудшение экологической обстановки повышают требования к очистке сточных вод и соответственно увеличиваются затраты, необходимые на эксплуатацию и содержание водопроводно-канализационного хозяйства.
В настоящее время в республике централизованные системы водоснабжения имеются в 19 городах (100%) и 52 райсельцентрах (75%).
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 4191,6 км, мощность водопроводов достигла 900 тыс.куб.м в сутки, в том числе отпускается в среднем на одного жителя городского населения 269 литров воды, сельского населения - 80 литров. Такой расход объясняется ветхостью водопроводных сетей, в которых прямые потери составляют ежегодно около 14% от общего объема поданной в сеть воды, нерациональным использованием воды самими потребителями, отсутствием приборов учета.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 963,3 тыс.куб.м в сутки, протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 1861 км.
Жилищно-коммунальное хозяйство является значительным потребителем тепловой энергии. В составе предприятий жилищно-коммунального хозяйства функционируют 436 отопительных котельных, более 1790 км тепловых сетей. Несмотря на то, что основные фонды теплоэнергетики изношены на 47%, доля затрат на восстановление и развитие ежегодно снижается. Поэтому необходимы не только учет и регулирование потребления энергоресурсов, но и реконструкция сетей и сооружений, объектов ресурсообеспечения, внедрение современных технологий.
Общая протяженность улиц, проездов, набережных с усовершенствованным покрытием составляет 3282,1 км, на которых эксплуатируется 213 тыс.кв.м мостов, путепроводов, тоннелей.
За период 1991-1997 годов ставки оплаты в расчете на одного человека в месяц по социальным нормативам возросли с 8 до 49 500 рублей, т.е. в 6000 раз.
При этом доля платежей населения от экономически обоснованного тарифа составила в 1997 году 40%. Доля оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг составляет в прожиточном минимуме 14%.
Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не решил проблем жилищно-коммунального хозяйства, так как необходимыми отрасли средствами ни предприятия, ни бюджеты не располагают.
Возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно необходимых затрат на содержание и ремонт жилья и объектов коммунального назначения, снизились. Уровень финансирования в целом по отрасли составляет 70-80% от утвержденного бюджетом, из них 90% средств проводится взаимозачетами и бартером. В то же время по отдельным предприятиям, особенно в сельских районах, финансирование не превышает 30-40% годовых объемов. Около 50% от всего объема полученного финансирования составляет компенсация на покрытие разницы цен по убыткам и теплофикации жилого фонда.
Потребность в бюджетных ассигнованиях не снижается. Основными причинами такого положения являются опережающий рост цен на ресурсы, потребляемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с увеличением доходов граждан; передача жилья и объектов коммунального хозяйства от ведомств в муниципальную собственность; наличие значительной категории населения, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг и составляющих более половины населения республики.
При существующей системе управления жилищно-коммунальным хозяйством финансовые потоки распределяются следующим образом.
Финансирование расходов по эксплуатации предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства осуществляется из местных бюджетов. Сбор платежей от населения за оказываемые жилищно-коммунальные услуги осуществляется через Сбербанк и отделения связи. Расчет и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном жилищно-эксплуатационные организации. В ряде городов и районов республики оплата услуг населением производится непосредственно поставщикам коммунальных услуг (ПТС, ПУВКХ). Расходы на принятые от других ведомств объекты жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются в консолидированном бюджете отдельной строкой и финансируются через местные бюджеты. Предприятия, в свою очередь, производят отчисления во внебюджетные фонды и отчисляют налоги в бюджеты всех уровней.
Из республиканского бюджета финансируются отраслевые подразделения на госкапвложения и ПО "Татжилкомхоз" (на создание аварийно-технического запаса, приобретение спецтехники, госкапвложения, содержание мостового хозяйства и др.).
Начался процесс компьютеризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создания отраслевой информационной системы. Назрела насущная необходимость в информационном обеспечении вопросов капитального ремонта зданий и сооружений, ликвидации аварийных ситуаций, управления производством и ряда других важных вопросов.
Состояние и проблемы жилищно-коммунального хозяйства определяют основные предпосылки реформирования жилищно-коммунальной отрасли Республики Татарстан.
В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.97 г. N 482 разработана программа реформы и развития жилищно-коммунального хозяйства. В представленной программе рассмотрены вопросы формирования рыночных отношений в области жилищно-коммунального хозяйства, в конечном итоге отрасль должна быть самоокупаемой.
Главным условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном хозяйстве является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью.
Важным элементом регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства является контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между местной администрацией (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции заказчика), производителями услуг и их потребителями, а также надзор за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Эти функции возложены на Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.
Одной из главных задач преобразований в жилищной сфере является демонополизация обслуживания жилищного фонда. Наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг дает организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве республики.
Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в предложенной программе предполагается сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги.