Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 апреля 1998 г. N 188
"Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан"

В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.97 г. N 482, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

2. Администрациям городов и районов, министерствам, госкомитетам и ведомствам Республики Татарстан принять меры по реализации указанной Программы.

3. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Центру экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан обеспечить координацию деятельности по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

4. Администрациям городов и районов Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проводить через средства массовой информации работу по разъяснению населению целей и основных направлений жилищно-коммунальной реформы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан В.А.Швецова.

Премьер-министр
Республики Татарстан                       Ф.Х.Мухаметшин


Руководитель Аппарата   
Кабинета Министров Республики  Татарстан     Н.Б.Бакиров


Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
(утверждена постановлением КМ РТ от 20 апреля 1998 г. N 188)


Паспорт
Программы реформирования жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан


Основание для разработки   постановление   Кабинета   Министров   РТ   от
Программы                  16.06.1997  г.  N 482 "О концепции реформы жи-
                           лищно-коммунального хозяйства"

Разработчик Программы      Министерство экономики РТ, Министерство финан-
                           сов РТ, Государственный комитет Республики Та-
                           тарстан по управлению государственным имущест-
                           вом (Госкомимущество РТ),  Государственный ко-
                           митет республики Татарстан по защите прав пот-
                           ребителей,  ПО "Татжилкомхоз",  Центр экономи-
                           ческих  и социальных исследований при Кабинете
                           Министров РТ,  администрации  городов  Казани,
                           Набережных Челнов.

Исполнители Программы      Министерства и ведомства РТ, главы администра-
                           ций городов и районов.

Цель и задачи Программы    Обеспечение стандартов качества условий прожи-
                           вания;  снижение издержек  и,  соответственно,
                           тарифов  при  поддержании  стандартов качества
                           предоставляемых услуг;  совершенствование сис-
                           темы управления,  эксплуатации и контроля; пе-
                           реход на договорные отношения, развитие конку-
                           рентной   среды,  предоставление  потребителям
                           возможности влиять на объем и качество потреб-
                           ляемых  услуг,  конкурсный  выбор организаций,
                           осуществляющих обслуживание жилья, обеспечива-
                           ющих  коммунальные  предприятия  материалами и
                           оборудованием, проектно-строительными  услуга-
                           ми;  совершенствование  системы оплаты жилья и
                           коммунальных услуг;  упорядочение существующей
                           системы льгот, усиление адресной направленнос-
                           ти средств,  выделяемых на  социальную  защиту
                           населения.

Объемы и источники фина-   Бюджетные средства, средства предприятий и ор-
нсирования                 ганизаций, внебюджетные источники, инвестиции,
                           средства населения и т.д.

Контроль  за исполнением   Контроль за реализацией Программы осуществляет
Программы                  Министерство экономики РТ.

Примечание                 С целью простоты  восприятия  текста  материал
                           изложен в 2-типовой текстовой редакции:  изло-
                           жены концептуальные подходы и перечислены  ме-
                           роприятия  по реализации реформирования жилищ-
                           но-коммунального хозяйства.  Оба  типа  текста
                           разделены  горизонтальной  линией.  При этом в
                           конце каждого  подпункта  в  последней  строке
                           обозначены  ответственные  исполнители и сроки
                           исполнения мероприятия.

1. Анализ состояния жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан


Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера деятельности, в которой устойчивое  функционирование системы жизнеобеспечения приобретает первостепенное значение  по улучшению качества жизни населения и представляет собой сложный и многоотраслевой  производственно-технический комплекс.

Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства интегрирует  более 30 видов деятельности, основные из которых: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное  производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; городской  транспорт; благоустройство городов и райсельцентров; гостиничное хозяйство;  предприятия коммунально-бытового обслуживания и т.д.

В настоящее время в сфере производства и реализации жилищно-коммунальных  услуг работает около 46,0 тыс.человек. В состав производственного объединения  "Татжилкомхоз" входит 186 предприятий и организаций, имеющих самостоятельный  баланс, из них 99 предприятий (53%) находятся в муниципальной собственности,  87 предприятий (47%) - в республиканской собственности.

Стоимость основных фондов в целом по отрасли составила на 1 января 1997  года около 37,0 трлн.рублей; за 1996 год предоставлено услуг, работ предприятиями  жилищно-коммунального хозяйства на сумму 2,0 трлн.рублей, в том числе населению  - на 0,26 трлн.рублей.

Ведущее положение жилищного хозяйства является одной из важнейших особенностей  жилищно-коммунального хозяйства как отрасли. При этом около 70% жилищного  фонда Республики Татарстан находится в негосударственной форме собственности,  в том числе свыше 56 процентов жилых помещений государственного жилищного  фонда республики на 01.08.97 г. перешло в собственность граждан. Приватизируются,  в основном, жилые помещения, расположенные в жилых домах с низким процентом  износа, в первую очередь - во вновь достроенных жилых домах. В государственной  собственности остаются преимущественно жилые помещения с высоким процентом  износа, требующие капитального ремонта или реконструкции.

За последние годы износ жилого фонда увеличился и составил в целом по  отрасли около 40%. В неотложном ремонте нуждается более 11% государственного  жилищного фонда, однако ежегодный объем капитально отремонтированной площади  за последние годы из-за отсутствия необходимых средств сокращается. По расчетным  данным недоремонт жилого фонда составил за 1991-1996 годы более 3,5 кв.м,  или 400,0 млрд.рублей. Жилищный фонд по Республике Татарстан обеспечен водопроводом  на уровне 71,5%, канализацией 64,7%, центральным отоплением 72,7% и горячим  водоснабжением на 58,9%.

В инженерной инфраструктуре отрасли в отличие от жилищного хозяйства  преобладает государственная собственность. Это необходимо для сохранения единого  эксплуатационно-технического комплекса коммунальных предприятий, а также для  обеспечения качества и надежности предоставляемых услуг. Все возрастающее  загрязнение водоемов и ухудшение экологической обстановки повышают требования  к очистке сточных вод и соответственно увеличиваются затраты, необходимые  на эксплуатацию и содержание водопроводно-канализационного хозяйства.

В настоящее время в республике централизованные системы водоснабжения  имеются в 19 городах (100%) и 52 райсельцентрах (75%).

Общая протяженность водопроводных сетей составляет 4191,6 км, мощность  водопроводов достигла 900 тыс.куб.м в сутки, в том числе отпускается в среднем  на одного жителя городского населения 269 литров воды, сельского населения  - 80 литров. Такой расход объясняется ветхостью водопроводных сетей, в которых  прямые потери составляют ежегодно около 14% от общего объема поданной в сеть  воды, нерациональным использованием воды самими потребителями, отсутствием  приборов учета.

Мощность очистных сооружений канализации составляет 963,3 тыс.куб.м в  сутки, протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 1861  км.

Жилищно-коммунальное хозяйство является значительным потребителем тепловой  энергии. В составе предприятий жилищно-коммунального хозяйства функционируют  436 отопительных котельных, более 1790 км тепловых сетей. Несмотря на то,  что основные фонды теплоэнергетики изношены на 47%, доля затрат на восстановление  и развитие ежегодно снижается. Поэтому необходимы не только учет и регулирование  потребления энергоресурсов, но и реконструкция сетей и сооружений, объектов  ресурсообеспечения, внедрение современных технологий.

Общая протяженность улиц, проездов, набережных с усовершенствованным  покрытием составляет 3282,1 км, на которых эксплуатируется 213 тыс.кв.м мостов,  путепроводов, тоннелей.

За период 1991-1997 годов ставки оплаты в расчете на одного человека  в месяц по социальным нормативам возросли с 8 до 49 500 рублей, т.е. в 6000  раз.

При этом доля платежей населения от экономически обоснованного тарифа  составила в 1997 году 40%. Доля оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах  социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  составляет в прожиточном минимуме 14%.

Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не  решил проблем жилищно-коммунального хозяйства, так как необходимыми отрасли  средствами ни предприятия, ни бюджеты не располагают.

Возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно необходимых затрат  на содержание и ремонт жилья и объектов коммунального назначения, снизились.  Уровень финансирования в целом по отрасли составляет 70-80% от утвержденного  бюджетом, из них 90% средств проводится взаимозачетами и бартером. В то же  время по отдельным предприятиям, особенно в сельских районах, финансирование  не превышает 30-40% годовых объемов. Около 50% от всего объема полученного  финансирования составляет компенсация на покрытие разницы цен по убыткам и  теплофикации жилого фонда.

Потребность в бюджетных ассигнованиях не снижается. Основными причинами  такого положения являются опережающий рост цен на ресурсы, потребляемые предприятиями  жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с увеличением доходов граждан;  передача жилья и объектов коммунального хозяйства от ведомств в муниципальную  собственность; наличие значительной категории населения, пользующихся льготами  по оплате жилья и коммунальных услуг и составляющих более половины населения  республики.

При существующей системе управления жилищно-коммунальным хозяйством финансовые  потоки распределяются следующим образом.

Финансирование расходов по эксплуатации предприятий и организаций жилищно-коммунального  хозяйства осуществляется из местных бюджетов. Сбор платежей от населения за  оказываемые жилищно-коммунальные услуги осуществляется через Сбербанк и отделения  связи. Расчет и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном  жилищно-эксплуатационные организации. В ряде городов и районов республики  оплата услуг населением производится непосредственно поставщикам коммунальных  услуг (ПТС, ПУВКХ). Расходы на принятые от других ведомств объекты жилищно-коммунального  хозяйства предусматриваются в консолидированном бюджете отдельной строкой  и финансируются через местные бюджеты. Предприятия, в свою очередь, производят  отчисления во внебюджетные фонды и отчисляют налоги в бюджеты всех уровней.

Из республиканского бюджета финансируются отраслевые подразделения на  госкапвложения и ПО "Татжилкомхоз" (на создание аварийно-технического запаса,  приобретение спецтехники, госкапвложения, содержание мостового хозяйства и  др.).

Начался процесс компьютеризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства,  создания отраслевой информационной системы. Назрела насущная необходимость  в информационном обеспечении вопросов капитального ремонта зданий и сооружений,  ликвидации аварийных ситуаций, управления производством и ряда других важных  вопросов.

Состояние и проблемы жилищно-коммунального хозяйства определяют основные  предпосылки реформирования жилищно-коммунальной отрасли Республики Татарстан.

В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан  от 16.06.97 г. N 482 разработана программа реформы и развития жилищно-коммунального  хозяйства. В представленной программе рассмотрены вопросы формирования рыночных  отношений в области жилищно-коммунального хозяйства, в конечном итоге отрасль  должна быть самоокупаемой.

Главным условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном  хозяйстве является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления  жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью.

Важным элементом регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства  является контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между  местной администрацией (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции  заказчика), производителями услуг и их потребителями, а также надзор за состоянием  жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Эти функции  возложены на Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.

Одной из главных задач преобразований в жилищной сфере является демонополизация  обслуживания жилищного фонда. Наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости  услуг дает организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве  республики.

Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило  в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в  предложенной программе предполагается сосредоточить усилия на повышении надежности  и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий,  производящих жилищно-коммунальные услуги.


Направления реализации основных задач реформирования
жилищно-коммунальным хозяйством

2. Совершенствование системы управления
жилищно-коммунальным хозяйством


Создание органа государственного управления в лице Министерства строительства  и жилищно-коммунального хозяйства с возложением на него задач формирования  и реализации государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства  - основа решения многих проблем в этой сфере.

На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения и оформления  прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства. При этом право  дальнейшего управления коммунальным жилищным фондом целесообразно передать  службам заказчика, создаваемым при администрациях городов и районов.

Объекты коммунального назначения будут обслуживаться организациями различных  форм собственности.

Для реализации предлагается:

2.1. Разработать комплект документов по порядку создания и функционирования  службы Заказчика.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главы  администраций городов и районов РТ, Госкомимущество РТ, Министерство экономики  РТ - 1998 г.

2.2. Внести на рассмотрение Государственного Совета РТ проект Жилищного  кодекса Республики Татарстан.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998  г.

2.3. Производственным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства сохранить  следующее двойное подчинение и управление:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - проведение  единой технической политики. Администрации городов и районов - оперативное  управление и контроль.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главы  администраций районов и городов, предприятия жилищно-коммунального хозяйства  - постоянно.

2.4. В целях выполнения единых функций управления, методологии, координации  и контроля по вопросам государственного учета и регистрации недвижимости в  г.Казани в порядке эксперимента на базе семи районных БТИ создать одно городское  БТИ.

Администрация г.Казани, Госкомимущество РТ, Министерство строительства  и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1999 г.

2.5. Продолжить акционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Госкомимущество РТ, Министерство строительства и жилищно-коммунального  хозяйства РТ, главы администраций городов и районов - 1998-1999 г.

2.6. Реализация программ осуществляется путем формирования государственного  заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что будет способствовать адресному,  целевому распределению средств при финансировании важнейших объектов коммунального  хозяйства, а также концентрации ресурсов на пусковых объектах, которые влияют  на ситуацию в республике.

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство строительства  и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.


3. Снижение стоимости и повышение качества услуг

3.1. Демонополизация и развитие конкурентной среды


Особое внимание в разработанной программе уделено принципам формирования  нового хозяйственного механизма и новой системе управления ЖКХ. Одной из главных  целей преобразований в жилищной сфере является демонополизация обслуживания  жилищного фонда, которая предполагает создание службы Заказчика.

Службы Заказчика будут заключать договоры с подрядными организациями  любых организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту  жилищного фонда на конкурсной основе.

Сбалансированная ценовая политика, переход на договорные отношения в  жилищно-коммунальной сфере между собственниками жилищно-коммунальных объектов,  службой Заказчика и подрядчика - насущная необходимость сегодняшнего этапа  экономических реформ. В целях экономии бюджетных средств служба Заказчика  создается на базе действующих управлений жилищно-коммунального хозяйства городов  республиканского значения, в малых городах - на базе ПТЖХ.

Развитие конкуренции и демонополизация в сфере жилищно-коммунального  хозяйства являются важнейшими направлениями социально-экономической политики  правительства на ближайшую перспективу. Работа в этой области должна являться  заботой властей всех уровней, поскольку затрагивает интересы всего населения.

Для этого необходимо:

3.1.1. Подготовить проект постановления Кабинета Министров Республики  Татарстан о развитии конкуренции при предоставлении услуг по обслуживанию,  содержанию и ремонту жилищного фонда. Отработать данное мероприятие в городах  Казани, Азнакаеве, Лениногорске, Елабуге, Зеленодольске (по согласованию с  местной администрацией).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998  г.

3.1.2. Разработать и утвердить положение о порядке конкурсного отбора  подрядчиков на обслуживание домов государственного и коммунального жилищных  фондов и создать конкурсный комитет. Администрациям городов и районов создать  конкурсные комиссии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»