В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.97 г. N 482, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
2. Администрациям городов и районов, министерствам, госкомитетам и ведомствам Республики Татарстан принять меры по реализации указанной Программы.
3. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Центру экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан обеспечить координацию деятельности по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
4. Администрациям городов и районов Республики Татарстан, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан проводить через средства массовой информации работу по разъяснению населению целей и основных направлений жилищно-коммунальной реформы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан В.А.Швецова.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров Республики Татарстан Н.Б.Бакиров
Основание для разработки постановление Кабинета Министров РТ от
Программы 16.06.1997 г. N 482 "О концепции реформы жи-
лищно-коммунального хозяйства"
Разработчик Программы Министерство экономики РТ, Министерство финан-
сов РТ, Государственный комитет Республики Та-
тарстан по управлению государственным имущест-
вом (Госкомимущество РТ), Государственный ко-
митет республики Татарстан по защите прав пот-
ребителей, ПО "Татжилкомхоз", Центр экономи-
ческих и социальных исследований при Кабинете
Министров РТ, администрации городов Казани,
Набережных Челнов.
Исполнители Программы Министерства и ведомства РТ, главы администра-
ций городов и районов.
Цель и задачи Программы Обеспечение стандартов качества условий прожи-
вания; снижение издержек и, соответственно,
тарифов при поддержании стандартов качества
предоставляемых услуг; совершенствование сис-
темы управления, эксплуатации и контроля; пе-
реход на договорные отношения, развитие конку-
рентной среды, предоставление потребителям
возможности влиять на объем и качество потреб-
ляемых услуг, конкурсный выбор организаций,
осуществляющих обслуживание жилья, обеспечива-
ющих коммунальные предприятия материалами и
оборудованием, проектно-строительными услуга-
ми; совершенствование системы оплаты жилья и
коммунальных услуг; упорядочение существующей
системы льгот, усиление адресной направленнос-
ти средств, выделяемых на социальную защиту
населения.
Объемы и источники фина- Бюджетные средства, средства предприятий и ор-
нсирования ганизаций, внебюджетные источники, инвестиции,
средства населения и т.д.
Контроль за исполнением Контроль за реализацией Программы осуществляет
Программы Министерство экономики РТ.
Примечание С целью простоты восприятия текста материал
изложен в 2-типовой текстовой редакции: изло-
жены концептуальные подходы и перечислены ме-
роприятия по реализации реформирования жилищ-
но-коммунального хозяйства. Оба типа текста
разделены горизонтальной линией. При этом в
конце каждого подпункта в последней строке
обозначены ответственные исполнители и сроки
исполнения мероприятия.
Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера деятельности, в которой устойчивое функционирование системы жизнеобеспечения приобретает первостепенное значение по улучшению качества жизни населения и представляет собой сложный и многоотраслевой производственно-технический комплекс.
Производственная структура жилищно-коммунального хозяйства интегрирует более 30 видов деятельности, основные из которых: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; городской транспорт; благоустройство городов и райсельцентров; гостиничное хозяйство; предприятия коммунально-бытового обслуживания и т.д.
В настоящее время в сфере производства и реализации жилищно-коммунальных услуг работает около 46,0 тыс.человек. В состав производственного объединения "Татжилкомхоз" входит 186 предприятий и организаций, имеющих самостоятельный баланс, из них 99 предприятий (53%) находятся в муниципальной собственности, 87 предприятий (47%) - в республиканской собственности.
Стоимость основных фондов в целом по отрасли составила на 1 января 1997 года около 37,0 трлн.рублей; за 1996 год предоставлено услуг, работ предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на сумму 2,0 трлн.рублей, в том числе населению - на 0,26 трлн.рублей.
Ведущее положение жилищного хозяйства является одной из важнейших особенностей жилищно-коммунального хозяйства как отрасли. При этом около 70% жилищного фонда Республики Татарстан находится в негосударственной форме собственности, в том числе свыше 56 процентов жилых помещений государственного жилищного фонда республики на 01.08.97 г. перешло в собственность граждан. Приватизируются, в основном, жилые помещения, расположенные в жилых домах с низким процентом износа, в первую очередь - во вновь достроенных жилых домах. В государственной собственности остаются преимущественно жилые помещения с высоким процентом износа, требующие капитального ремонта или реконструкции.
За последние годы износ жилого фонда увеличился и составил в целом по отрасли около 40%. В неотложном ремонте нуждается более 11% государственного жилищного фонда, однако ежегодный объем капитально отремонтированной площади за последние годы из-за отсутствия необходимых средств сокращается. По расчетным данным недоремонт жилого фонда составил за 1991-1996 годы более 3,5 кв.м, или 400,0 млрд.рублей. Жилищный фонд по Республике Татарстан обеспечен водопроводом на уровне 71,5%, канализацией 64,7%, центральным отоплением 72,7% и горячим водоснабжением на 58,9%.
В инженерной инфраструктуре отрасли в отличие от жилищного хозяйства преобладает государственная собственность. Это необходимо для сохранения единого эксплуатационно-технического комплекса коммунальных предприятий, а также для обеспечения качества и надежности предоставляемых услуг. Все возрастающее загрязнение водоемов и ухудшение экологической обстановки повышают требования к очистке сточных вод и соответственно увеличиваются затраты, необходимые на эксплуатацию и содержание водопроводно-канализационного хозяйства.
В настоящее время в республике централизованные системы водоснабжения имеются в 19 городах (100%) и 52 райсельцентрах (75%).
Общая протяженность водопроводных сетей составляет 4191,6 км, мощность водопроводов достигла 900 тыс.куб.м в сутки, в том числе отпускается в среднем на одного жителя городского населения 269 литров воды, сельского населения - 80 литров. Такой расход объясняется ветхостью водопроводных сетей, в которых прямые потери составляют ежегодно около 14% от общего объема поданной в сеть воды, нерациональным использованием воды самими потребителями, отсутствием приборов учета.
Мощность очистных сооружений канализации составляет 963,3 тыс.куб.м в сутки, протяженность канализационных сетей населенных пунктов достигла 1861 км.
Жилищно-коммунальное хозяйство является значительным потребителем тепловой энергии. В составе предприятий жилищно-коммунального хозяйства функционируют 436 отопительных котельных, более 1790 км тепловых сетей. Несмотря на то, что основные фонды теплоэнергетики изношены на 47%, доля затрат на восстановление и развитие ежегодно снижается. Поэтому необходимы не только учет и регулирование потребления энергоресурсов, но и реконструкция сетей и сооружений, объектов ресурсообеспечения, внедрение современных технологий.
Общая протяженность улиц, проездов, набережных с усовершенствованным покрытием составляет 3282,1 км, на которых эксплуатируется 213 тыс.кв.м мостов, путепроводов, тоннелей.
За период 1991-1997 годов ставки оплаты в расчете на одного человека в месяц по социальным нормативам возросли с 8 до 49 500 рублей, т.е. в 6000 раз.
При этом доля платежей населения от экономически обоснованного тарифа составила в 1997 году 40%. Доля оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг составляет в прожиточном минимуме 14%.
Перенос центра тяжести в системе финансирования на местный уровень не решил проблем жилищно-коммунального хозяйства, так как необходимыми отрасли средствами ни предприятия, ни бюджеты не располагают.
Возможности бюджета, обеспечивающие величину объективно необходимых затрат на содержание и ремонт жилья и объектов коммунального назначения, снизились. Уровень финансирования в целом по отрасли составляет 70-80% от утвержденного бюджетом, из них 90% средств проводится взаимозачетами и бартером. В то же время по отдельным предприятиям, особенно в сельских районах, финансирование не превышает 30-40% годовых объемов. Около 50% от всего объема полученного финансирования составляет компенсация на покрытие разницы цен по убыткам и теплофикации жилого фонда.
Потребность в бюджетных ассигнованиях не снижается. Основными причинами такого положения являются опережающий рост цен на ресурсы, потребляемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с увеличением доходов граждан; передача жилья и объектов коммунального хозяйства от ведомств в муниципальную собственность; наличие значительной категории населения, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг и составляющих более половины населения республики.
При существующей системе управления жилищно-коммунальным хозяйством финансовые потоки распределяются следующим образом.
Финансирование расходов по эксплуатации предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства осуществляется из местных бюджетов. Сбор платежей от населения за оказываемые жилищно-коммунальные услуги осуществляется через Сбербанк и отделения связи. Расчет и накопление средств на своих счетах осуществляют в основном жилищно-эксплуатационные организации. В ряде городов и районов республики оплата услуг населением производится непосредственно поставщикам коммунальных услуг (ПТС, ПУВКХ). Расходы на принятые от других ведомств объекты жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются в консолидированном бюджете отдельной строкой и финансируются через местные бюджеты. Предприятия, в свою очередь, производят отчисления во внебюджетные фонды и отчисляют налоги в бюджеты всех уровней.
Из республиканского бюджета финансируются отраслевые подразделения на госкапвложения и ПО "Татжилкомхоз" (на создание аварийно-технического запаса, приобретение спецтехники, госкапвложения, содержание мостового хозяйства и др.).
Начался процесс компьютеризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создания отраслевой информационной системы. Назрела насущная необходимость в информационном обеспечении вопросов капитального ремонта зданий и сооружений, ликвидации аварийных ситуаций, управления производством и ряда других важных вопросов.
Состояние и проблемы жилищно-коммунального хозяйства определяют основные предпосылки реформирования жилищно-коммунальной отрасли Республики Татарстан.
В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.97 г. N 482 разработана программа реформы и развития жилищно-коммунального хозяйства. В представленной программе рассмотрены вопросы формирования рыночных отношений в области жилищно-коммунального хозяйства, в конечном итоге отрасль должна быть самоокупаемой.
Главным условием формирования новой экономической политики в жилищно-коммунальном хозяйстве является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управления муниципальной собственностью.
Важным элементом регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства является контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между местной администрацией (или уполномоченными ими службами, выполняющими функции заказчика), производителями услуг и их потребителями, а также надзор за состоянием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Эти функции возложены на Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан.
Одной из главных задач преобразований в жилищной сфере является демонополизация обслуживания жилищного фонда. Наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг дает организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве республики.
Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в предложенной программе предполагается сосредоточить усилия на повышении надежности и качества обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги.
Создание органа государственного управления в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства с возложением на него задач формирования и реализации государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства - основа решения многих проблем в этой сфере.
На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства. При этом право дальнейшего управления коммунальным жилищным фондом целесообразно передать службам заказчика, создаваемым при администрациях городов и районов.
Объекты коммунального назначения будут обслуживаться организациями различных форм собственности.
Для реализации предлагается:
2.1. Разработать комплект документов по порядку создания и функционирования службы Заказчика.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главы администраций городов и районов РТ, Госкомимущество РТ, Министерство экономики РТ - 1998 г.
2.2. Внести на рассмотрение Государственного Совета РТ проект Жилищного кодекса Республики Татарстан.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
2.3. Производственным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства сохранить следующее двойное подчинение и управление:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - проведение единой технической политики. Администрации городов и районов - оперативное управление и контроль.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главы администраций районов и городов, предприятия жилищно-коммунального хозяйства - постоянно.
2.4. В целях выполнения единых функций управления, методологии, координации и контроля по вопросам государственного учета и регистрации недвижимости в г.Казани в порядке эксперимента на базе семи районных БТИ создать одно городское БТИ.
Администрация г.Казани, Госкомимущество РТ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1999 г.
2.5. Продолжить акционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Госкомимущество РТ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главы администраций городов и районов - 1998-1999 г.
2.6. Реализация программ осуществляется путем формирования государственного заказа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что будет способствовать адресному, целевому распределению средств при финансировании важнейших объектов коммунального хозяйства, а также концентрации ресурсов на пусковых объектах, которые влияют на ситуацию в республике.
Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
Особое внимание в разработанной программе уделено принципам формирования нового хозяйственного механизма и новой системе управления ЖКХ. Одной из главных целей преобразований в жилищной сфере является демонополизация обслуживания жилищного фонда, которая предполагает создание службы Заказчика.
Службы Заказчика будут заключать договоры с подрядными организациями любых организационно-правовых форм на оказание услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда на конкурсной основе.
Сбалансированная ценовая политика, переход на договорные отношения в жилищно-коммунальной сфере между собственниками жилищно-коммунальных объектов, службой Заказчика и подрядчика - насущная необходимость сегодняшнего этапа экономических реформ. В целях экономии бюджетных средств служба Заказчика создается на базе действующих управлений жилищно-коммунального хозяйства городов республиканского значения, в малых городах - на базе ПТЖХ.
Развитие конкуренции и демонополизация в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются важнейшими направлениями социально-экономической политики правительства на ближайшую перспективу. Работа в этой области должна являться заботой властей всех уровней, поскольку затрагивает интересы всего населения.
Для этого необходимо:
3.1.1. Подготовить проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о развитии конкуренции при предоставлении услуг по обслуживанию, содержанию и ремонту жилищного фонда. Отработать данное мероприятие в городах Казани, Азнакаеве, Лениногорске, Елабуге, Зеленодольске (по согласованию с местной администрацией).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ - 1998 г.
3.1.2. Разработать и утвердить положение о порядке конкурсного отбора подрядчиков на обслуживание домов государственного и коммунального жилищных фондов и создать конкурсный комитет. Администрациям городов и районов создать конкурсные комиссии.