ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года № 473-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009 - 2013 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 24.03.2015 N 108-ПП.
____________________________________________________________________
В целях эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009 - 2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 10.04.2009 № 166-ПП/8 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 21.03.2012 № 121-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
М. Ковтун
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 473-ПП
«Долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009-2013 годы
Паспорт долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009-2013 годы
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП) | постановление Правительства Мурманской области от 03.12.2008 № 590-ПП «О разработке долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009 - 2012 годы» |
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует Программа | Обеспечение населения региона качественным, комфортным и доступным жильем |
Государственный заказчик - координатор Программы | Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области |
Государственный (-ые) заказчик (-и) Программы | -Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; -Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
Цель Программы | Повышение уровня и качества жизни сельского населения |
Задачи Программы | - улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; |
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы | -количество сельских семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009 - 2013 годы |
Краткая характеристика программных мероприятий | Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений здравоохранения, систем электроснабжения, оснащению районных (межпоселенческих) клубов и библиотек специализированными комплексами (автоклубами и библиобусами) |
Объемы и источники финансирования (всего, в том числе по подпрограммам, годам реализации, тыс. рублей) | Общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 106080,5 тыс. руб., в том числе: |
областной бюджет - 63428,4 тыс.руб., в том числе: | |
местные бюджеты - 4052,0 тыс.руб., в том числе: | |
внебюджетные средства 17926,6 тыс.руб., в том числе: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и | Реализация Программы позволит: |
Адрес размещения Программы в сети Интернет | http://agro.gov-murman.ru/ |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009 - 2013 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей селян. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей области социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Многие объекты социальной сферы и инженерных коммуникаций находятся в предаварийном состоянии. В отдаленных сельских населенных пунктах нет элементарных коммунальных удобств. Электроснабжение сельских населенных пунктов области осуществляется от дизельных электростанций. Электрическая энергия подается в определенные часы, при этом качество электроэнергии не всегда соответствует требованиям ГОСТа. Ежегодно обостряется проблема электроснабжения сел Краснощелье, Каневка, Сосновка в Ловозерском районе и сел Варзуга, Кузомень Терского района, вызванная постоянным ростом цен и выходом из строя дизельных установок.
В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. И, как следствие этого, обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий области кадрами всех уровней.
По причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы возросли темпы выбытия и сменяемости специалистов в сельскохозяйственном производстве.
Отсутствие квалифицированных кадров отражается на хозяйственной деятельности как сельскохозяйственных предприятий, так и в целом на жизнедеятельности сельских территорий области.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. По статистическим данным, сельское население Мурманской области на начало 2008 года составляло 74,3 тыс. человек, на начало 2011 года - 57,1 тыс. человек (76,8 процента к 2008 году).
За последние годы увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и на межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень таких сельских населенных пунктов на территории Мурманской области определяется Правительством Мурманской области.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы и ее общерегиональным значением в обеспечении высокого качества жизни населения;
- потребностью улучшения жилищных условий граждан для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов;
- необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой.
2. Цель, задачи Программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели
№ п/п | Цель, задачи, показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%) | |||||||
2007 | 2008 | Годы реализации Программы | ||||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||||||||
Цель: повышение уровня и качества жизни сельского населения | ||||||||||||
Количество сельских семей, улучшивших жилищные условия в рамках Программы | ед. | 6 | 8 | 10 | 15 | 17 | 11 | 11 | Комитет по АПК и ПР МО | |||
Количество сельских населенных пунктов, в которых реализованы мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры в рамках Программы | ед. | 4 | 2 | 1 | 1 | Комитет по АПК и ПР МО | ||||||
1. Задача: улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности | ||||||||||||
1.1 | Общая площадь жилья, приобретенного (построенного) гражданами, молодыми семьями и молодыми специалистами, проживающими в сельской местности, в рамках Программы | кв. м | 580 | 810 | 917 | 610 | 610 | Комитет по АПК и ПР МО | 60 | |||
2. Задача: развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности | ||||||||||||
2.1 | Количество сельских учреждений культуры, оснащенных автоклубами и библиобусами в рамках Программы | ед. | 4 | Комитет по культуре МО | 5 | |||||||
2.2 | Ввод в эксплуатацию линий электропередачи в сельской местности в рамках Программы | км | 2,0 | 19,9 | Минтерразвития МО | 15 |
По показателям цели и показателю 1.1 задачи 1 ответственным является государственный заказчик Программы - Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области. По показателю 2.1 ? Комитет по культуре и искусству Мурманской области, по показателю 2.2 - Министерство территориального развития Мурманской области.
3. Перечень программных мероприятий
Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений здравоохранения, систем электроснабжения, оснащению районных (межпоселенческих) клубов и библиотек специализированными комплексами (автоклубами и библиобусами).
В целях реализации поставленных задач Программа предусматривает выполнение , изложенных в приложении № 1 к настоящей Программе.
Задача 1. Улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На данные мероприятия средства федерального и областного бюджетов выделяются на безвозвратной основе на условиях софинансирования, определенных Правительством Российской Федерации.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера средств государственной поддержки, предоставляемых в форме социальной выплаты, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории муниципального образования, утвержденной Министерством строительства и территориального развития Мурманской области (при строительстве жилья) и органом местного самоуправления (при приобретении жилья), но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по Мурманской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Размер общей площади жилого помещения, приобретаемого (строящегося) в рамках Программы, устанавливается для семей разной численности в следующих размерах:
33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан;
42 кв. метра - для семьи из 2 человек;
по 18 кв. метров на каждого члена семьи - при численности семьи 3 и более человек.
При реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Порядок оказания государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, утвержден Правительством Мурманской области.
Реализация указанных мероприятий позволит:
- улучшить жилищные условия 64 сельских семей, в т.ч. 17 молодых семей и молодых специалистов;
- повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
- создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села;
- привлечь для финансового обеспечения строительства (приобретения) жилья внебюджетные источники финансирования;
- создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности.
Задача 2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности
Целями данного направления Программы являются совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи, обеспечение равного доступа жителей к услугам культуры, обеспечение надежного, безопасного и эффективного снабжения сельских потребителей электроэнергией, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.
В этой связи предусматривается реализация следующих мероприятий:
- повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению через фельдшерско-акушерские пункты;
- оснащение сельских учреждений культуры современными автоклубами и библиобусами;
- обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения.