ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 года № 483-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 574-ПП.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.07.2010 № 340-ПП/12 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 01.08.2012 № 395-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации , предусмотренных Программой.
Губернатор Мурманской области
М. Ковтун
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 01.10.2012 № 483-ПП
«Долгосрочная целевая программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области» на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного правового акта о разработке ДЦП) | |||||||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует программа | Повышение конкурентоспособности экономики региона | ||||||||||
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области | ||||||||||
Государственные заказчики программы | - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области; | ||||||||||
Цель программы | Стимулирование ресурсосбережения и повышения энергоэффективности | ||||||||||
Задачи программы | 1. Повышение эффективности использования энергетических ресурсов. | ||||||||||
Целевые показатели (индикаторы) реализации программы | 1. Энергоемкость валового регионального продукта | ||||||||||
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап: 2010 - 2015 годы. 2 этап: 2016 - 2020 годы. | ||||||||||
Краткая характеристика программных мероприятий | Мероприятия программы направлены на создание правовых, организационных, экономических, технических и технологических условий для энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики Мурманской области | ||||||||||
Объемы и источники финансирования (всего, в том числе по годам реализации, тыс. рублей) | По источникам финансирования | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Всего | |||
Федеральный бюджет | 0,0 | 196 503,1 | 322 918,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 519 421,7 | ||||
Областной бюджет | 0,0 | 324 510,2 | 179 076,1 | 166 019,2 | 166 019,2 | 166 019,2 | 1 001 643,9 | ||||
Внебюджетные источники | 0,0 | 257 658,0 | 1 188 273,0 | 1 003 421,0 | 985 948,0 | 611 396,0 | 4 046 696,0 | ||||
ИТОГО | 0,0 | 778 671,3 | 1 690 267,7 | 1 169 440,2 | 1 151 967,2 | 777 415,2 | 5 567 761,6 | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | Сокращение в 2015 году по отношению к 2007 году энергоемкости ВРП не менее чем на 30% с перспективой увеличения показателя до 40% в 2020 году. | ||||||||||
Адрес размещения программы в сети Интернет | http://minzhkh.gov-murman.ru/efficiency/programs/ |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Общие сведения
Мурманская область образована 28 мая 1938 года, является субъектом Российской Федерации (входит в состав Северо-Западного федерального округа), расположена на северо-западе европейской части России (на юго-западе граничит с Республикой Карелия, на западе и северо-западе - с Финляндией и Норвегией). Большая часть территории расположена севернее Полярного круга.
Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Занимаемая площадь - 144,9 тыс. кв. км (8,6% территории СЗФО и 0,85% РФ). Население Мурманской области по состоянию на 2012 год составляет 787579 человек, плотность населения - 5,4 чел./км?, удельный вес городского населения - 92,74%.
Климат Мурманской области арктически-умеренный, морскойи благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим мягкий по сравнению с другими северными регионами.
Кольский край характеризуется многообразием ландшафтов, уникальными экосистемами, в том числе районами, практически не затронутыми хозяйственным освоением (восточная часть области).
Энергетическая система
Основу энергосистемы Мурманской области составляют 17 гидроэлектростанций филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1», 3 блок-станции, 2 теплоэлектроцентрали - ОАО «Мурманская ТЭЦ» и Апатитская ТЭЦ филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1», филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» и сеть магистральных и распределительных ЛЭП, объединяющая генерирующие станции в энергосистему Мурманской области, которая в свою очередь входит в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России (транзиты 110 и 330кВ пропускной способностью 580 МВт). Оперативно-диспетчерское управление энергосистемой осуществляется филиалом ОАО «СО ЕЭС» Кольское РДУ.
Электроэнергетика Мурманской области обладает следующими основными характеристиками:
- наличие избыточной мощности (обеспечивается в полном объеме спрос на электроэнергию в регионе, часть электроэнергии передается как в ЕЭС России, так и в энергосистему Nordel (Норвегия, Финляндия)),
- уникальный баланс генерирующих мощностей (ГЭС 42%, АЭС 47%, ТЭЦ 9%, другие 2%).
Основные проблемы электроэнергетики Мурманской области:
- физическое и моральное старение генерирующих мощностей и электрических сетей;
- недостаточная пропускная способность электрической сети на основных транзитах, что приводит к снижению надежности электроснабжения потребителей, выдачи мощности электростанций, недоиспользованию мощности электростанций и уменьшению возможной выработки ими электроэнергии.
Для Мурманской области характерен высокий уровень централизации теплоснабжения. В Мурманске более 90% всего жилищного фонда обеспечивается теплом от 4 теплоисточников (260 - 461 Гкал/ч): Мурманской ТЭЦ (включающей, помимо собственно ТЭЦ, Южную и Восточную котельные) и Северной котельной. В г. Апатиты весь жилищный фонд подключен к Апатитской ТЭЦ. В остальных городах централизованные системы теплоснабжения запитаны от ведомственных ТЭЦ, крупных и небольших котельных, обеспечивающих более 90% потребности в тепле. На территории региона порядка 130 котельных находится в ведомственном подчинении Министерства обороны.
К проблемам систем теплоснабжения региона относятся:
- высокий уровень морального и физического износа оборудования источников и сетей теплоснабжения;
- низкая эффективность использования топлива;
- отсутствие приборного учета и эффективного регулирования потребления тепловой энергии;
- высокая доля использования мазута в качестве топлива для выработки тепловой энергии.
В сфере водоснабжения и водоотведения (канализации) на территории области по состоянию на 2010 год оказывают услуги порядка 70 организаций различных форм собственности. Для централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения населения, предприятий и организаций области используются 63 источника, в том числе 11 подземных и 52 поверхностных.
Фактическая обеспеченность населения области централизованным водоснабжением составляет 95,8%, в том числе: городское население - 100%, сельское - 91,6%. 93,7% водопотребителей области пользуется водой из поверхностных источников.
В целях успешного функционирования системы водопользования и коммунального комплекса предстоит решить следующие задачи:
- снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры за счет реализации целевых программ, инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;
- снижение удельного водопотребления и минимизация потерь воды на основе внедрения энергосберегающих технологий и энергоэффективной техники;
- при строительстве и модернизации объектов водопользования основополагающими являются устранение причин несоответствия качества воды, подаваемой населению, гигиеническим нормативам, а также дифференциация подходов к выбору технологических схем водоснабжения населения городов и сельских поселений.
Природный газ на территории Мурманской области не добывается, газоснабжение осуществляется сжиженным углеводородным газом (далее - СУГ), поставляемым от компаний-производителей СУГ в область в железнодорожных цистернах.
Хранение газа осуществляется в резервуарах Мурманской и Апатитской газонаполнительных станций (ГНС), с которых осуществляется последующая доставка СУГ потребителям специализированным транспортом.
К основным проблемам газовой промышленности относятся:
- недостаточная газификация населенных пунктов региона;
- высокая степень износа основных фондов газовой промышленности, газификация которых осуществлялась в середине прошлого века;
- недостаточная степень инвестирования в развитие отрасли, в том числе низкие темпы геолого-разведочных работ при освоении месторождений континентального шельфа арктических морей.
Реализация проектов освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и планируемая газификация Мурманской области природным газом позволит создать единую газотранспортную систему и благоприятные условия для формирования всего комплекса промышленно-социальной инфраструктуры, повышения надежности энергоснабжения, развития малой энергетики, улучшения экологической ситуации на территории области.
Основными направлениями государственной политики в сфере использования возобновляемых источников энергии установлено целевое значение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) на уровне 4,5% к 2020 году. Для достижения намеченных объемов производства электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии необходимо в указанный период обеспечить ввод соответствующих генерирующих объектов на территории Мурманской области.
К основным проблемам развития возобновляемой энергетики относятся:
- недостаточный уровень нормативно-технической базы, регулирующей сооружения генерирующих объектов, использующих возобновляемые источники энергии;
- недостаточная заинтересованность инвесторов в использовании местных видов топлива в региональных энергетических балансах (отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности, торф).
В системе потребления энергетических ресурсов следует выделять жилищный фонд, промышленные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.
В целом система производства и потребления энергоресурсов Мурманской области характеризуется высоким потенциалом энергосбережения.
Программа ориентирована:
- на создание эффективной региональной структуры управления энергосбережением;
- на проведение мероприятий в бюджетной сфере, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;
- на создание благоприятных условий для перехода экономики на энергоэффективный путь развития;
- на усиление роли информационного воздействия на население с целью вовлечения жителей области в процесс энергосбережения.
Повышение энергоэффективности региона требует разработки и внедрения механизмов, направленных на мониторинг, управление и финансовую поддержку процесса энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях.
Реализация программы предполагается в 2 этапа.
На I этапе (2010-2015 годы) предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики Мурманской области, включая:
- формирование системы управления энергосбережением и комплекса взаимосвязанных программных мероприятий;
- переход на расчеты за использование энергетических ресурсов по приборам учета с последующей автоматизацией этого процесса;
- организация и проведение обязательных энергетических обследований;
- использование механизма энергосервисного контракта для формирования адресных мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, в жилищном фонде и коммунальной инфраструктуре;
- повышение образованности населения в области энергосбережения, формирование энергосберегающего образа жизни, развитие нормативно-правовой базы в области энергосбережения;
- определение потенциала энергосбережения по видам энергетических ресурсов.
На II этапе (2016-2020 годы) предполагается обеспечить развитие экономики Мурманской области по энергоэффективному пути, реализуя мероприятия по выведению из эксплуатации старых неэффективных мощностей, оборудования, установок, внедрению инновационных технологий и нового прогрессивного оборудования во всех отраслях экономики и социальной сфере Мурманской области в процессе нового строительства и модернизации.
2. Цель, задачи программы, показатели (индикаторы), степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели
Система целевых показателей и индикаторов сформирована в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2010 № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и представлена в таблице № 1.