ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2012 года № 256-ПП
Об утверждении Концепции бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года», от 20.07.2011 № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
3. Контроль за реализацией Концепции возложить на первого заместителя Губернатора Мурманской области Тюкавина А.М.
Губернатор Мурманской области
М. Ковтун
Концепция бюджетного развития Мурманской области на 2013-2015 годы
Концепция бюджетного развития Мурманской области на 2013-2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года», от 20.07.2011 № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах».
Настоящая Концепция определяет цели, задачи бюджетного развития Мурманской области на среднесрочный период и основные направления улучшения прозрачности и доступности бюджета для общественности, повышения качества оказания государственных услуг (работ) и эффективности использования средств областного бюджета. Положения Концепции следует учитывать при разработке нормативных правовых актов Мурманской области и целевых программ.
Концепция направлена на совершенствование бюджетного процесса, в том числе за счет формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами, обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Мурманской области, повышение прозрачности и публичности процессов управления.
В рамках настоящей Концепции рассмотрены ключевые моменты в области бюджетного развития региона на среднесрочный период.
Для целей настоящей Концепции используются термины и понятия, определенные в нормативных правовых актах Российской Федерации и Мурманской области.
Целью Концепции является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области (далее - ИОГВ) по реализации их полномочий на этапах осуществления бюджетного процесса области, а также качества управления общественными финансами, направленное на обеспечение высокого качества жизни населения региона, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных услуг, стимулирование инновационного развития региона.
Основными задачами Концепции являются:
1. Интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития области, в том числе и прежде всего путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности ИОГВ и, соответственно, программных бюджетов.
2. Развитие конкуренции между государственными и иными юридическими лицами на рынке государственных услуг, стимулирующей повышение качества государственных услуг (работ) и сокращение затрат на их оказание (выполнение), повышение отдачи от использования бюджетных средств.
3. Поддержание финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития области, формирование эффективной бюджетной и налоговой политики Мурманской области, обеспечение сбалансированности бюджетной системы, создание стимулов и благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории Мурманской области и инновационной активности налогоплательщиков Мурманской области.
4. Обеспечение:
- долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы за счет сокращения дефицита бюджета и снижения уровня государственного долга;
- своевременного выполнения долговых обязательств по обслуживанию и погашению займов с учетом прогноза возможных изменений экономической среды и социально-политической ситуации Мурманской области, повышение инвестиционной привлекательности региона.
5. Повышение эффективности использования бюджетных средств, расширение бюджетной самостоятельности и ответственности регионального уровня власти, стимулирование муниципальных образований к внедрению новых механизмов управления бюджетным процессом.
6. Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами, обеспечение открытости и доступности для населения информации о прошлой, текущей и планируемой деятельности публично-правовых образований при планировании и исполнении бюджетов.
7. Обеспечение прозрачности, открытости и публичности информации о деятельности органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления Мурманской области, повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Исходя из поставленных задач Концепция включает в себя следующие направления:
1. Создание, внедрение и дальнейшая реализация программно-целевых принципов планирования бюджета в сфере управления общественными финансами.
2. Определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ).
3. Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджет Мурманской области.
4. Обеспечение финансовой гибкости и устойчивости бюджета, снижение объема дефицита областного бюджета и долговой нагрузки на областной бюджет, поддержание долгосрочных рейтингов Мурманской области.
5. Создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами.
6. Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами Мурманской области.
7. Обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области в сфере управления общественными финансами.
Порядок и условия формирования и реализации направлений бюджетного развития Мурманской области требуют четкого и детального законодательного регулирования. В целях совершенствования правового регулирования следует:
- проводить мониторинг действующих нормативных правовых актов Мурманской области, определяющих методологические принципы бюджетного процесса;
- сформировать актуальную нормативную правовую базу, регламентирующую порядок разработки и утверждения целевых программ на долгосрочную перспективу;
- разработать общую систему показателей (индикаторов) для мониторинга и оценки достижения поставленных целей в соответствии со спецификой социально-экономического развития региона, унифицированную на региональном и отраслевом уровнях.
В целях обеспечения взаимосвязи между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономического развития Мурманской области следует использовать посредством принятия целевых программ программно-целевые принципы планирования бюджета. Программно-целевой метод планирования заключается в установлении или отборе приоритетных целей и задач использования бюджетных средств, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки в совокупности с развитой системой мониторинга и анализа процесса планирования бюджета. Взаимосвязь и преемственность приоритетных направлений социально-экономического развития Мурманской области и мероприятий целевых программ способны обеспечить повышение эффективности деятельности ИОГВ, сокращение нерационального и неэффективного расходования бюджетных средств.
Общими требованиями к целевым программам должны стать:
- четкая формулировка целей программы, соответствующих приоритетам социально-экономического развития региона, полномочиям и сферам ответственности ИОГВ;
- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности);
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы.
Развитие межбюджетных отношений Мурманской области и муниципальных образований следует осуществлять на основе следующих принципов:
- программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках целевых программ субсидий на реализацию соответствующих муниципальных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном муниципальном образовании и эффективность деятельности органов местного самоуправления по реализации программы, а также определить эффективность областных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для муниципальных образований на областном уровне будут определяться в рамках соответствующих целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);
- ответственность муниципальных образований за целевое и эффективное использование межбюджетных трансфертов из областного бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации муниципальных программ развития отраслей, на которые предоставляются областные субсидии, а также с осуществлением органами местного самоуправления иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на областном уровне (невыполнение муниципальным образованием соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет вести к сокращению предоставления областной финансовой помощи по определенному направлению).
Существенным резервом повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами является объединение усилий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по совместному предоставлению государственных (муниципальных) услуг гражданам.
Эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, направленных на развитие инновационных проектов и секторов экономики Мурманской области, является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Развитие институтов ГЧП определяется в качестве стратегического направления в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В ходе исполнения данного направления Концепции следует реализовать следующие мероприятия:
- проведение системного анализа этапов бюджетного процесса, внесение соответствующих изменений в Закон Мурманской области «О бюджетном процессе в Мурманской области»;
- развитие системы мониторинга планирования бюджета, формирование и нормативное закрепление положений системы;
- создание коллегиального органа для принятия решения по вновь разрабатываемым целевым программам и внесению изменений в действующие целевые программы;
- нормативное закрепление общественных обсуждений целевых программ;
- разработка методики, позволяющей оценить результативность деятельности и эффективности расходования бюджетных средств ИОГВ Мурманской области;
- подготовка проектов нормативных правовых актов Правительства Мурманской области по вопросам реформирования бюджетной сферы на основе аналитических данных по практическому применению утвержденных методик и порядков;
- разработка порядка и методики планирования бюджетных ассигнований на длительный период.
Ориентация бюджетных расходов на обеспечение результативности деятельности государственных и муниципальных учреждений в высокой степени будет способствовать развитию конкурентоспособности государственных учреждений с негосударственными социально ориентированными некоммерческими организациями.
Учитывая, что одним из основных направлений развития планирования бюджета, ориентированного на результат, с целью повышения качества государственных услуг (работ) и сокращения затрат на их оказание (выполнение) является определение эффективных способов поставки государственных услуг (работ), связанное с расширением перечня организаций - исполнителей государственного задания, концептуальные основы раздела базируются на стратегическом видении, что государственные услуги (работы) могут оказываться не только государственными учреждениями, но и частными некоммерческими организациями (далее - НКО) и коммерческими организациями.
Развитие конкуренции между государственными учреждениями и иными юридическими лицами будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, ориентации бюджетных расходов не на содержание сети учреждений, а на обеспечение результативности их деятельности и, как следствие, повышению эффективности управления государственными учреждениями, оптимизации сети государственных учреждений, развитию ГЧП.
На первом этапе для достижения обозначенного результата необходимо сформировать институциональную среду для развития конкуренции на рынке государственных услуг (работ).
В рамках данного направления должны быть:
1) определены меры, направленные на формирование в социально-культурной сфере модели:
- обеспечивающей выполнение конституционных гарантий и социальных обязательств государства по объему, качеству и доступности (социальной и территориальной) государственных услуг (работ);
- включающей конкурирующие между собой государственные и муниципальные учреждения, а также НКО и коммерческие организации;
- включающей учреждения, способные оказывать (выполнять) услуги (работы), отнесенные к полномочиям одного или нескольких уровней (например, межмуниципальные коррекционные детские сады, оказание социальных услуг населению на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и т.п.);
- обеспечивающей привлечение в социально-культурную сферу средств как из государственных (муниципальных), так и из частных источников (развитие ГЧП).
Такая модель должна стимулировать:
- расширение сети НКО и коммерческих организаций, ориентированных на оказание услуг (работ) в социально-культурной сфере;
- привлечение в социально-культурную сферу дополнительных финансовых и материальных ресурсов;
- объединение финансовых ресурсов бюджетов одного или различных уровней, оптимизацию расходов бюджетов за счет такого объединения;
2) сформированы организационно-правовые основы, регламентирующие процесс оказания (выполнения) государственных услуг (работ) НКО и коммерческими организациям, которые должны включать: