Недействующий

О комплексе мер по модернизации общего образования и повышению заработной платы учителей в Мурманской области в 2012 году (с изменениями на 28 декабря 2012 года)

Раздел II. Описание итогов реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Мурманской области в 2011 году


В Мурманской области в 2011 году обеспечена реализация Комплекса мер в соответствии с сетевым графиком.

С целью обеспечения устойчивости достигнутых результатов и успешной реализации проекта в 2011 году сформирована нормативная правовая база реализации Комплекса мер. Внесены изменения в законы Мурманской области:
     
     - «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
в части увеличения ассигнований на исполнение расходных обязательств Мурманской области при реализации Комплекса мер;

- «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области» в части  соотношения базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда учителей (60 и 40 % соответственно).

Постановлением Правительства Мурманской области от 11.07.2011 № 345-ПП утвержден Комплекс мер по модернизации общего образования Мурманской области  и повышению заработной платы учителей в 2011 году, в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 22.08.2011 № 412-ПП осуществлено увеличение фонда оплаты труда учителей государственных областных общеобразовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета.

Мероприятия Комплекса мер в полном объеме включены в утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 551-ПП/20 ДЦП «Развитие образования Мурманской области» на 2011-2015 годы.

В целях обеспечения информационной открытости и позитивного общественного отношения к реализации Комплекса мер Министерством  в течение года даны пресс-конференции с участием руководителей и учителей ОУ, осуществлялись публикации в региональных СМИ, открыт телефон «горячей линии». На сайте Министерства (раздел «Модернизация общего образования») размещены нормативные правовые акты, информационные материалы, плакаты о реализации Комплекса мер. Проведены встречи с председателями районных, городских организаций профсоюза работников образования и науки области.

Общий объем финансирования Комплекса мер в 2011 году составил 107 478 тыс. рублей: за счет средств федерального бюджета - 92 600 тыс. рублей; за счет областного и местных бюджетов - 14 878 тыс. рублей.

С каждым муниципальным образованием заключены соглашения о предоставлении в 2011 году субсидии на реализацию Комплекса мер и отработаны показатели результативности.

В ходе реализации Комплекса мер в 2011 году приобретено оборудование (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся) на сумму 66 023,5 тыс. рублей (61,4% от общего объема финансирования). Приобретено 43 компьютерных класса, 52 интерактивные доски, комплекты оборудования для 5 ресурсных центров, аппараты биологической обратной связи для дыхания, зрения, оборудование для обучения слепых и слабовидящих детей.

Кроме того, закуплено 463 единицы торгово-технологического оборудования для 63 школьных столовых, что позволило сократить процент износа с 46 % до 39 %.

На приобретение 3 транспортных средств для перевозки школьников израсходовано 5 473 тыс. рублей (5,1 % от общего объема).  В полном объеме обеспечен подвоз обучающихся в ОУ.

В рамках проведения мероприятий по развитию школьной инфраструктуры направлены средства на текущий ремонт помещений с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки их для установки оборудования в объеме 18 414 тыс. рублей (17,1 % от общего объема).

В ходе модернизации базовых ОУ путем организации в них дистанционного обучения школьников 7 968 тыс. рублей (7,4 % от общего объема) направлено на возмещение расходов по оплате интернет-трафика.

На осуществление мер по энергосбережению в системе общего образования израсходовано 9 599,5 тыс. рублей  (9 % от общего объема). Данные мероприятия позволили школам ЗАТО Александровск снизить потребление тепловой энергии на 2,8%, электроэнергии - на 0,7 %, заболеваемость обучающихся ОРВИ и другими простудными заболеваниями - на 17 % (по сравнению с 2010 годом).

С 1 сентября 2011 года ФГОС НОО осваивают 12 207 обучающихся 1 - 2 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области (41 % от числа обучающихся начальных классов, 16,7 % - от общей численности обучающихся). С 2009 года по настоящее время проведено обучение 80 % учителей начальных классов для работы в соответствии с ФГОС НОО. Создан Координационный совет по вопросам организации введения ФГОС в Мурманской области.

С 1 января 2011 года в Мурманской области введен новый порядок аттестации педагогических работников. По состоянию на конец 2011 года аттестованы 1032 учителя (24,1 % от общей численности учителей), из них на I квалификационную категорию - 393, на высшую - 208, на соответствие занимаемой должности - 431 человек). Обеспечено оптимальное соотношение региональных и муниципальных полномочий: полномочия по аттестации руководителей муниципальных ОУ осуществляются учредителями ОУ. Разработан Административный регламент Министерства о предоставлении государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Мурманской области и педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Мурманской области.

В 9,5 % ОУ осуществляется дистанционное обучение обучающихся. Реализуются модели сетевого дистанционного взаимодействия при изучении учебных курсов между ресурсными центрами и ОУ, находящимися в сельской местности, и дистанционного взаимодействия с УДОД и  учреждениями высшего профессионального образования.

Изменения, внесенные в Закон Мурманской области «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области» (далее - Закон), позволили расширить самостоятельность и школы, и органов управления образованием. Переход на нормативное финансирование помимо увеличения расходов на отрасль образования повлиял на процесс оптимизации штатов и позволил обеспечить качественное изменение инфраструктуры, кадрового и технологического потенциала системы общего образования Мурманской области.

С целью снижения неэффективных расходов в сфере общего образования и достижения оптимального соотношения штатной численности в ОУ при определении размера нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности Законом установлены процентное соотношение расходов на оплату труда педагогического и прочего персонала общеобразовательных школ 70 к 30 соответственно, а также соотношение между базовой и специальной частями фонда оплаты труда и стимулирующей  частью.

В Законе определены единые принципы формирования фонда оплаты труда работников муниципальных и государственных ОУ.

Финансирование муниципальных образований Мурманской области осуществляется в пределах объемов субвенции, перечисляемой в местные бюджеты в соответствии с Правилами предоставления и расходования субвенций из регионального фонда компенсаций на реализацию Закона.

В 2010 году внесены изменения в формулу определения норматива финансового обеспечения образовательной деятельности на основе стоимости образовательной услуги.

С целью формирования прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования, повышения качества оказания образовательных услуг и доведения норматива финансового обеспечения образовательной деятельности до каждого ОУ с 2011 года Законом ограничено право органов местного самоуправления самостоятельно увеличивать или уменьшать расходы муниципальным ОУ за счет средств субвенций.  Постановлением Правительства Мурманской области утверждены абсолютные значения региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, рассчитанные по ступеням обучения с учетом сроков реализации основных общеобразовательных программ, региональной составляющей общеобразовательных программ и школьного компонента.

Региональный норматив финансового обеспечения образовательной деятельности малокомплектных сельских школ учитывает затраты, не зависящие от количества обучающихся. К малокомплектным сельским школам в Мурманской области относятся образовательные учреждения, расположенные в сельской местности и городских населенных пунктах с численностью населения менее 10 тысяч человек.

Примерные положения об оплате труда (на региональном и муниципальном уровнях) разработаны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также  с учетом трехстороннего Соглашения о минимальной заработной плате в Мурманской области, заключенного между Правительством Мурманской области, Областным советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области.

В примерном положении установлены минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим профессионально-квалификационным группам (далее - ПКГ), а также рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ.

В регионе при введении НСОТ учитывалось доведение средств на оплату труда до образовательного учреждения в соответствии с нормативами. Для Мурманской области неприемлема методика, устанавливающая зависимость размера заработной платы учителя от наполняемости в классе (ученико-час), так как в области многие школы находятся в закрытых административно-территориальных образованиях (военные гарнизоны), где существуют определенные ограничения.

Учет результатов деятельности и качества работы происходит при установлении выплат стимулирующего характера. Действует очень важный управленческий инструмент - стимулирование на основе показателей эффективности работы ОУ. Перечень стимулирующих выплат, установленных учреждением, должен отвечать уставным задачам, а также показателям эффективности деятельности учреждений, утвержденным Министерством. Распределение стимулирующего фонда оплаты труда производится руководителем учреждения по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления  учреждением, с учетом мнения профсоюзной организации.