Система общего образования Мурманской области развивается в направлении обеспечения качества образования, совершенствования структуры и содержания всех уровней образования, технологии обучения и воспитания детей.
Министерством образования и науки Мурманской области (далее - Министерство), муниципальными органами управления образованием осуществляется работа по развитию дифференцированной сети образовательных учреждений различных видов, позволяющей обеспечить конституционные права граждан на получение образования. В 2011/2012 учебном году в Мурманской области функционирует 190 общеобразовательных учреждений (далее - ОУ, школа), из них 188 государственных и муниципальных ОУ, 1 - Министерства обороны РФ, 1 - частная школа. Из 188 государственных и муниципальных ОУ 177 дневных, 11 вечерних (сменных), в том числе 4 при федеральных казенных учреждениях исправительных колониях Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области. Сеть дневных ОУ представлена 12 учреждениями начального общего образования, 16 основного общего, 135 среднего (полного) общего, 14 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечена доступность образования в сельской местности, во всех 34 сельских ОУ организован образовательный процесс и обеспечен подвоз обучающихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Сеть учреждений повышенного уровня включает 16 гимназий, 4 лицея, 5 школ с углублённым изучением отдельных предметов. Система профильного обучения Мурманской области обеспечивает вариативность предоставления образовательных услуг на старшей ступени общего образования. В регионе 27 общеобразовательных учреждений работают в режиме ресурсного центра, обеспечивая реализацию программ профильного образования и предпрофильной подготовки по 7 профилям, ориентированным на социально-экономические потребности региона (охват профильным обучением старшеклассников - 93 %), 96 % обучающихся 8-9 классов осваивают программы предпрофильной подготовки. Организовано сетевое взаимодействие между общеобразовательными учреждениями, в том числе дистанционно.
В целях обучения и организации санаторного лечения детей с заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, часто и длительно болеющих детей функционирует государственное областное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат». В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО) на базе государственного областного образовательного учреждения «Минькинская специальная (коррекционная) школа-интернат V вида» создан и оснащен всем необходимым оборудованием Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов.
С 1 сентября 2010 года начато введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в 1 классах 65 ОУ. Обеспечены организационные, нормативные правовые, кадровые, материально-технические условия для введения ФГОС НОО. Региональным ресурсным центром по организации введения ФГОС в Мурманской области определено государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» (далее - МОИПКРОиК, институт). МОИПКРОиК организована деятельность 6 стажерских и 2 экспериментальных площадок по введению ФГОС НОО, подготовлены и изданы методические рекомендации и пособия (более 20 изданий), создается медиатека материалов для педагогов, на сайте института создан раздел, посвященный введению ФГОС в Мурманской области, организованы виртуальные консультации для руководителей и учителей.
Развивается региональная система оценки качества образования. В 2010 году создано государственное областное учреждение «Региональный центр оценки качества образования». С 2009 года идет апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки качества образования. Перечень предметов для проведения ГИА с участием территориальной экзаменационной комиссии Мурманской области расширен с 9 предметов (в 2009 году) до 11. Проверка экзаменационных работ выпускников 9 классов по всем предметам ведется территориальными предметными комиссиями.
Созданы условия для открытия на базе государственного областного учреждения дополнительного образования детей «Мурманский областной центр дополнительного образования детей «Лапландия» структурного подразделения - центра по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи, успешно работает Мурманский областной координационный центр Российской научной социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», накоплен опыт работы областной очно-заочной школы дополнительного образования «А-Элита» для победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно Министерством проводится около 150 мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливой молодежи. Региональный этап всероссийской олимпиады школьников проводится по полному перечню предметов всероссийской олимпиады школьников. С 2007 года в регионе проводится Соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее» по Северо-Западному федеральному округу. Функционируют Региональное научное общество школьников Мурманской области, Дистанционный центр наставников талантливых детей и молодежи.
Система дополнительного образования детей в регионе представлена 76 учреждениями дополнительного образования детей (далее - УДОД) и объединениями дополнительного образования на базе ОУ. В ходе апробации ФГОС НОО в 2010 году сформированы модели интеграции дополнительного и общего образования путем сетевого взаимодействия ОУ и УДОД и организации системы дополнительного образования и внеурочной деятельности на базе ОУ. В целях воспитания активной гражданской позиции в 196 образовательных учреждениях Мурманской области функционируют детские общественные объединения. Органы ученического самоуправления работают в 93,6 % ОУ.
Правительством Мурманской области принята Концепция внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы. Уделяется особое внимание обеспеченности ОУ оборудованием и учебными наглядными пособиями, отвечающими современным требованиям. За три года данный показатель вырос на 10% и составляет 87%. По состоянию на конец 2011 года:
- среднее количество обучающихся на один современный персональный компьютер в ОУ составляет 10,2 человека (2010 г. - 12,5); уровень обеспеченности интерактивными комплексами - 3,4 доски на 1 школу (2010 г. - 2,4); половина ОУ имеет единые школьные локальные сети; видеоконференцсвязь имеется в 19,2 % школ, поливалентные залы - в 6,9 % школ, мультимедийные лингафонные классы - в 20,7 % школ;
- 100 % школ подключены к сети Интернет, из них 4,7 % ОУ - по спутниковым каналам, 95,3% - по наземным каналам; 89,9 % школ имеют доступ к ресурсам сети Интернет на скорости 2 и более Мбит/с (17,2 % - 4096 Кбит/с);
- 100 % образовательных учреждений региона обеспечены лицензионным программным обеспечением Microsoft. Заключен лицензионный договор между Министерством и ООО «Альт Линукс» на право использования комплекта программного обеспечения для образовательных учреждений «Альт Линукс Школьный» в ОУ региона. Приобретено программное обеспечение «Персональный контент фильтрации №etPolice Pro».
В ходе проведения мероприятий по оптимизации сети ОУ в течение трех последних лет количество общеобразовательных учреждений сократилось более чем на 15 % (в 2010 году на 21 учреждение, в 2011 году на 12 учреждений), что практически сопоставимо с сокращением контингента обучающихся.
В рамках ДЦП «Развитие образования Мурманской области» на 2012-2015 годы запланированы работы по реконструкции 2 существующих ОУ. Ввиду отсутствия потребности строительство новых зданий школ в Мурманской области не ведётся (с 1990 года население уменьшилось на 33,2 %).
В Мурманской области создана региональная нормативная правовая база по основным направлениям модернизации общего образования: нормативному подушевому финансированию (далее - НПФ), новой системе оплаты труда (далее - НСОТ), системе оценки качества, сетевому развитию, государственно-общественному управлению образованием и повышению квалификации. Осуществляется переход на бюджетирование, ориентированное на результат, утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования.
С целью стимулирования качества образования, повышения эффективности бюджетного финансирования с 2005 года введено НПФ образовательных учреждений, зависящее от типов образовательных программ, ступеней обучения, расположенности образовательного учреждения (город, поселок городского типа, село). Принципы НПФ закреплены законами Мурманской области: от 19.12.2005 № 707-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области»; от 23.12.2004 № 551-01-ЗМО «О региональных нормативах расходов для расчета субвенций местным бюджетам на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений в части реализации ими общеобразовательных программ на 2005 год»; от 19.12.2005 № 706-01-ЗМО «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности в Мурманской области».
Введение в регионе НСОТ с 2008 года было направлено на повышение качества работы и увеличение доходов педагогических работников. На I этапе был сделан упор на повышение базовой (гарантированной) части заработной платы. Осуществлена дифференциация заработной платы учителя с учетом квалификации и трудозатрат (сложность и интенсивность педагогической работы). Тарифная ставка учителя увеличивалась в зависимости от наличия квалификационной категории (от 5 до 15 %) и трудозатрат (от 10 до 20 %). Средства для введения НСОТ были предусмотрены в региональном нормативе финансирования. Фонд оплаты труда на 2008 год был увеличен до 35 % за счет собственных ресурсов отрасли и внедрения новых экономических механизмов. С 1 января 2009 года НСОТ введена во всех образовательных учреждениях на территории Мурманской области.
Вместе с тем требуют решения следующие проблемы:
- необходимы значительные капиталовложения на развитие школьной инфраструктуры, текущий ремонт помещений (обеспечение выполнений требований СанПиН, исполнение предписаний надзорных органов). Процент износа основных фондов общеобразовательных учреждений за последние три года вырос на 5 % и составил в среднем по области 47 %;
- старение педагогических кадров, 18 % учителей области - люди пенсионного возраста;
- недостаточное обеспечение школ оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, несмотря на то что обеспеченность ОУ оборудованием и учебными наглядными пособиями, отвечающими современным требованиям, составляет 87 %.