Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2011 года № 693-ПП/15


О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП

_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 25.12.2013 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20
______________________________________________________________________________



В целях обеспечения встраивания в единую общегосударственную систему документов стратегического планирования Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года,  синхронизации  действий федеральных и региональных органов власти  Российской Федерации при реализации приоритетных направлений социально-экономического развития региона, стратегических проектов  общегосударственного уровня и межрегионального значения в соответствии с целями и задачами, сформулированными  в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года Правительство Мурманской области постановляет:

1. В названии и по всему тексту постановления Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года» слова «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года» заменить словами «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» в соответствующих падежах.

2. Внести в Стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (далее - Стратегия), одобренную вышеназванным постановлением, изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению.

3. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области при разработке концепций, стратегий, целевых программ, проектов, планов мероприятий  руководствоваться основными положениями Стратегии.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области при разработке концепций, стратегий, программ, проектов, планов комплексного социально-экономического развития руководствоваться основными положениями Стратегии.

Губернатор Мурманской области
        Д. Дмитриенко



     Приложение
     к постановлению Правительства
     Мурманской области
     от 23.12.2011 № 693-ПП/15

«Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года


1. Профиль Мурманской области

Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ). Несмотря на свою принадлежность к районам Крайнего Севера России, климат Мурманской области арктически-умеренный, морской и благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим сравнительно с другими северными регионами мягкий.

В пресноводных источниках (реки и озера) и омывающих полуостров Белом и Баренцевом морях сосредоточены значительные запасы биоресурсов. Кольский край характеризуется многообразием ландшафтов, уникальными экосистемами, в том числе районами, практически не затронутыми хозяйственным освоением (восточная часть области).

В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких и редкоземельных металлов. Значительны запасы слюды, сырья для строительных материалов и керамических изделий, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. На шельфе Баренцева моря разведаны нефтегазовые ресурсы, среди которых уникальное Штокмановское газоконденсатное месторождение, имеющее стратегическое значение не только в региональном, но и в национальном масштабе.

Население Мурманской области на  01.01.2010 - 801691(1) чел., 5,9 % населения СЗФО и 0,6 % РФ.

_________________________

(1) С учетом результатов Всероссийской переписи населения 2010 года

Мурманский морской порт является единственной незамерзающей, глубоководной и имеющей прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенной гаванью в европейской части России(2). На территории области размещаются важнейшие стратегические объекты: база Северного флота РФ (ЗАТО г. Североморск) и Кольская АЭС (г. Полярные Зори). В Мурманске берет начало стратегическая морская транспортная артерия - Северный морской путь, обеспечивающая доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан, в порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута. Кроме того, Мурманская область граничит со страной - членом ЕС Финляндией и страной - членом НАТО Норвегией.

_________________________

(2) Балтийские и черноморские порты ограничены режимом использования узких датских и турецких проливов. Балтийские порты и Архангельск в зимний период времени могут осуществлять навигацию только под ледокольной проводкой. В европейской части России нет портов, способных принимать и отправлять суда дедвейтом более 150 тыс. тонн.

Экономическая специализация Мурманской области включает добычу и переработку полезных ископаемых (железорудный, апатитовый, вермикулитовый, флогопитовый, лопаритовый, бадделеитовый и нефелиновый концентраты), промышленное производство меди, никеля, кобальта, полуфабрикатов благородных металлов, первичного алюминия, электроэнергии, ловлю и переработку рыбы(3).

_________________________

(3)Область производит 100 % апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, слюды, 11 % железорудного концентрата, 7 %  рафинированной меди, 45 % никеля, более 15,4 % рыбы и рыбных продуктов, обеспечивает 16 % общероссийского вылова водных биоресурсов.

     Рис. 1.1. Мурманская область

.     

2. Историческая ретроспектива

     
     Дитя советской эпохи - новый рубеж освоения Арктики

В рамках ретроспективного анализа истории освоения земель и ресурсов Мурманской области выделяется пять основных периодов:


1. До XX века территория Мурманской области оставалась слабонаселенной и малоизученной окраиной империи. Кольский полуостров (Терский берег) упоминался в составе Новгородских земель с XII века. С его побережья, заселенного русскими и коренными жителями, велся рыболовный и зверобойный промысел, морские пути были давно изучены и использовались для торговли с Европой. До Первой мировой войны на территории области активно велись географические экспедиции, результатом которых в период первичной индустриализации в России стали развитие лесозаготовок на юге области, строительство порта Екатерининская гавань (сегодняшний ЗАТО Александровск), строительство железной дороги, завершенное в 1916 г., соединившей Центральную Россию и северный берег Кольского полуострова, и строительство порта Романов-на-Мурмане.


2. В 20-е гг. XX века в условиях дипломатической изоляции начинает вырабатываться новый взгляд на Кольский полуостров как на важный источник ресурсов для развития экономики Советской России. В плане ГОЭЛРО 1920 г. Европейский Север России предполагалось превратить в мощный индустриальный район, а на Мурманск возлагалась также функция товарообмена с зарубежными странами наряду с Петроградом. Это означало рост статуса территории и привело к образованию в 1921 году самостоятельной Мурманской губернии.


3. В довоенные годы определились основные векторы будущего развития региона:

а) довоенная индустриализация и коллективизация в традиционных видах деятельности заложили основы для мощного  централизованного, но негибкого рыбопромышленного комплекса и оленеводческой отрасли, пережившей коренные изменения в способе хозяйствования (перевод на оседлость и пр.);

б) ресурсный вектор развития - после серии геологических экспедиций начинаются освоение минеральных ресурсов региона и строительство комбинатов цветной металлургии, а также предприятий обслуживающих отраслей (строительство, энергетика, социальная инфраструктура);

в) геостратегический вектор развития - географическое положение предопределило формирование в регионе места базирования Северной военной флотилии, опорной точки Северного морского пути как форпоста освоения Арктики;

г) закладываются основы мощного научного модуля.


4. В 1950-80-е гг. усиливается заложенная ещё до войны специализация. Мурманская область превращается в мощный индустриальный и стратегически важный регион - основную базу Северного флота и форпост освоения Арктики. Технологии предполагали массовое использование рабочих рук, что запустило процесс быстрого роста численности населения. Рабочие поселки разрастаются и постепенно приобретают статус городов, что происходит в форме «доращивания» городских инфраструктур. К концу 1980-х гг. численность населения региона составила более 1200 тыс. чел.

Таким образом, с точки зрения среды обитания результатом «освоенческого рывка» Мурманской области стали избыточная людность территории, плохо пригодной для жизни (города в Мурманской области имеют лишь 30-40-летний период развития), а также серьезные экологические проблемы в виде деградации экосистем и появления на карте региона экологических «горячих точек».


5. В 1990-е гг. Мурманская область столкнулась с шаткостью своей позиции ресурсно-стратегического региона, что выразилось в неспособности центральной власти поддерживать инвестиционную и мотивационную составляющие развития на прежнем уровне.


Рис. 2.1. Историческая ретроспектива развития Мурманской области.(4)

_________________________

(4) 2 пол. XIX в. - 1950-1980-е гг. по материалам Кольской энциклопедии. Т.1. - СПб.: ИС; Апатиты: КНЦ РАН, 2008, с.79-95

     
     
   


 3. Основные итоги 1990-2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области


Время сжатия, упрощения и оптимизационных вызовов

3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.

В 1990-е гг. Мурманская область вместе со всей страной пережила глубокий трансформационный кризис, сопровождавшийся спадом экономики во всех секторах. В 2000-е гг. она вступила в фазу длительного экономического подъема - ВРП увеличился в 3,7 раза с 55,1 млрд. руб. в 2000 г. до 201,8 млрд.руб. - в 2009 г. Однако ВВП России за тот же период увеличился более чем в 5,6 раза. На Мурманскую область в 2009 г. пришлось 0,6 % ВРП РФ и 5,9 % ВРП СЗФО.

     
     Рис. 3.1. ВРП в 2009 г.


Самые низкие темпы роста экономики среди регионов СЗФО в 2000-е гг. при относительно высоком показателе ВРП на душу населения(5) объясняются:

_________________________

(5) ВРП Мурманской области на душу населения: 240,3 тыс. руб. (2009 г.) - 13-е место в РФ (среди 80 субъектов Федерации, без автономных округов);  5-е место в СЗФО.

1. Преобладанием «старых» промышленных секторов, главным образом ГПК (горнопромышленного комплекса(6)), в структуре экономики. Промышленное производство по-прежнему составляет основу экономики Мурманской области - 33,9 % ВРП в 2009 г. ГПК составляет основу промышленности: добыча полезных ископаемых обеспечила 32,2 % от общего объема промпроизводства, металлургия - 20,8 %, 23,7 % обеспечила энергетика, в значительной степени благодаря Кольской АЭС, поставляющей электроэнергию для предприятий ГПК. Именно промышленный сектор, его горнодобывающая и металлургическая составляющие обеспечили относительную устойчивость в период системного кризиса 1990-х гг., когда оборонная функция, судоремонт, рыбная отрасль и научная деятельность переживали глубокий упадок.

_________________________

(6 )Горнопромышленный комплекс включает в себя горно-металлургические и горно-химические предприятия.

Наиболее значимые  предприятия горнопромышленного комплекса оказались достаточно быстро встроены в вертикально интегрированные компании (ВИК)(7) и работают на т.н. стационарных рынках - включены в длинные цепочки поставок, контролируемых материнскими компаниями.

_________________________

(7) Кольская ГМК стала частью «Норильского никеля», ОАО «Апатит» - частью ФосАгро, Ковдорский ГОК вошел в состав «ЕвроХима», Кандалакшский алюминиевый завод включен в «Русский алюминий», а «Олкон» управляется группой «Северсталь-Ресурс».

Однако не только динамика и перспективы конечных рынков (таких как рынки стали, минеральных удобрений, никеля и алюминия), но и состояние сырьевой базы кольских добывающих компаний не предполагает значительных приростов - речь прежде всего идет о постепенной модернизации и удержании достигнутых уровней добычи за счет ввода «замещающих» мощностей.


2. Упадком рыбной промышленности в 1990-е гг., который в полной мере до сих пор не преодолен.

Рыбопромышленный комплекс - основная и традиционная отрасль хозяйства Мурманской области, обеспечивающая 7,6 % ВРП и 2,2 % от числа занятых (2009 г.). Либерализация внешней торговли, отмена государственного ценообразования на выловленную рыбу и системы государственных дотаций рыбакам привели к следующему:

- увеличился экспорт пищевой продукции (в 1990 г. на экспорт ушло 172 тыс. тонн, или 22 %, в 1998 г. - 121,5 тыс. тонн, или 53,6%);

- сократился объем вылова с 1171,9 тыс. тонн в 1990 г. до 381,2 тыс. тонн в 1998 г., снизились объемы производства товарной рыбной пищевой продукции с 766 тыс. тонн в 1990 г. до 226,9 тыс. тонн в 1998 г.;

- в 1991-1998 гг. на 69,2 % сократилась численность промышленно-производственного персонала в рыбной промышленности;

- практически прекратилась модернизация и обновление рыболовного флота и перерабатывающих предприятий на берегу;

- произошла концентрация рыбопромысловых усилий на валютоемких объектах - треске, пикше, окуне, скумбрии;

- произошла дезинтеграция рыбодобычи, рыбопереработки (в особенности расположенной на берегу) и сбыта, число субъектов хозяйственной деятельности увеличилось в несколько десятков раз.

В 2000-е гг. рыбная отрасль постепенно вышла из кризисного состояния, но даже с учетом сезонных колебаний до сих пор не восстановила уровни вылова и производства рыбной продукции советского периода: в 1999-2010 гг. среднегодовой объем вылова стабилизировался на отметке 594 тыс. тонны, объем производства рыбной продукции - на отметке 470,3 тыс. тонн. За аналогичный период доля экспорта в объеме производства рыбной продукции не превышала 50,4 %, произошла существенная диверсификация направлений вывоза (в 1999 г. 59,5 % приходилось на Норвегию, а в 2010 г. - лишь 6,2 %; доля стран Европы в экспорте сократилась с 91,8 % до 70 %). В 2000-2010 гг. продолжился отток кадров из профессии: среднегодовая численность занятых в рыболовстве и рыбоводстве сократилась на 47,9 % - с 16,5 тыс. чел. до 7,9 тыс. чел.

Рис. 3.2.  Рыбопромышленный сектор Мурманской области.


3. Оттоком экономически активного населения и перспективной молодежи в другие районы страны и за рубеж: за период 1991-2008 гг. область потеряла 29,1 % от численности населения (346,3 тыс. чел.),  в т.ч. 191,5 тыс. трудоспособного населения.

3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.

Несмотря на то, что по формальным признакам, таким как диверсификация экономики и зависимость от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках, на фоне других регионов РФ Мурманская область не относилась к зоне высокого риска, последствия мирового финансово-экономического кризиса сильно затронули регион. Пострадали крупнейшие корпорации, работающие в области.

1. Резкий спад промышленного производства - предвестник сокращения доходов бюджета и высвобождения людей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»