_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 14.09.2010 № 417-ПП/14
______________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 21.04.2009 № 180-ПП/9 «О предельных объемах средств, направленных на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ Мурманской области», а также в целях реализации первоочередных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Отходы» на 2009-2013 годы и Правила предоставления и расходования в 2009 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение мероприятий долгосрочной целевой программы «Отходы» на 2009-2013 годы, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 24.10.2008 № 506-ПП/20, и изложить их в новой редакции (прилагаются).
2. Министерству финансов Мурманской области учесть данные изменения при корректировке областного бюджета на 2009 год.
Губернатор Мурманской области
Д. ДМИТРИЕНКО
Приложение № 1
к постановлению Правительства Мурманской области
от 23.06.2009 № 262-ПП
г. Мурманск
2009 год
Наименование Программы | - «Отходы» на 2009-2013 годы (далее - Программа) | ||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | |||||||
Государственные заказчики | - Комитет природопользования и экологии Мурманской области; | ||||||
Государственный заказчик - координатор | - Комитет природопользования и экологии Мурманской области | ||||||
Основные разработчики | - Комитет природопользования и экологии Мурманской области | ||||||
Цели и задачи Программы: | Цель Программы - снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления. - совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области обращения с отходами; - разработка и реализация экономических механизмов стимулирования деятельности в области обращения с отходами, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Мурманской области; - осуществление комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области; - создание единой комплексной системы управления отходами на территории Мурманской области; - создание и обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Мурманской области, формирование производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья, разработка инвестиционных проектов в данной сфере; - реализация пилотных проектов по внедрению современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области; - осуществление мероприятий по воспитанию экологической культуры у населения; - строительство полигонов для размещения отходов, оборудованных с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил; - рекультивация отслуживших свой срок полигонов и ликвидация несанкционированных свалок
| ||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Целевые показатели (индикаторы) реализации I этапа Программы (2009-2010 годы): | ||||||
|
|
| |||||
- уровень наполнения данными единой информационной системы, аккумулирующей данные по всем участкам процесса обращения с отходами, % | 35 | 50 | |||||
- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, % | 29 | 31 | |||||
- доля населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами, к общему числу населения области, % | - | 3,6 | |||||
| |||||||
|
|
|
| ||||
- уровень наполнения данными единой информационной системы, аккумулирующей данные по всем участкам процесса обращения с отходами, % | 75 | 85 | 90 | ||||
- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, % | 33 | 35 | 37 | ||||
- доля отходов, используемых в качестве вторичного сырья в общем объеме образованных отходов, % | 5 | 7 | 10 | ||||
- доля отходов, размещаемых на свалках, полигонах в общем объеме образованных отходов, % | 67 | 65 | 63 | ||||
- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, % | 30,0 | 33,3 | 38,5 | ||||
- доля населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами, к общему числу населения области, % | 3,9 | 4,3 | 4,6 | ||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2013 годы | ||||||
Объемы и источники финансирования: | 1. Областной бюджет, тыс. руб. | 2009 г. - 16 800,0 | |||||
2. Бюджеты муниципальных образований, тыс. руб. | 2009 г. - 33 360,0 | ||||||
3. Привлеченные средства, тыс. руб. | 2009 г. - 4 500,0 | ||||||
Ожидаемые конечные | Результаты реализации программных мероприятий должны обеспечить: |
Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.
Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.
Экологическая безопасность и устойчивое развитие Мурманской области во многом зависит от решения проблемы обращения с отходами.
Существующее положение в сфере обращения с отходами на территории Мурманской области
Обращение с твердыми бытовыми отходами.
По данным муниципальных образований на территории Мурманской области ежегодно образуются отходы в количестве 400 тыс. т/год, что составляет 396 кг/чел. в год.
Основная часть бытовых отходов от городов Мурманск, Североморск и Кола поступают на термическое обезвреживание на ОАО «Завод ТО ТБО». Количество сжигаемых отходов на мусоросжигательном заводе составляет около 90 тыс. т/год. Сжигание ТБО осуществляется без предварительной сортировки и отделения вторичного материального сырья. Другие города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.
До настоящего времени захоронение неотсортированных отходов на полигонах и свалках области является самым распространенным методом размещения отходов, что ведет к безвозвратной потере до 90 процентов полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья.
Существующие свалки бытовых отходов в городах и поселках области большей частью были организованы более 30 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.
Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обусловливаются:
- необоснованным выбором земельного участка для организации свалки ТБО;
- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;
- недостаточным контролем за поступлением на свалки ТБО.
Количество санкционированных свалок в области составляет 19 единиц, из них с остаточным сроком эксплуатации менее двух лет - 27%.
Количество несанкционированных свалок более 20. Ежегодный объем попадающих на них отходов оценивается в 500 тыс. м3 (т.е. около 100 тыс. т), что составляет не менее 25% всех образующихся отходов.
Динамика и объёмы образования ТБО в последнее время свидетельствуют об их постоянном и значительном росте, в то время как использование остается на крайне низком уровне.
Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 150 га. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в Мурманской области нет.
Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.
Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгкский район. Сведения о среднем составе ТБО представлены в таблице 1.
Таблица 1
Компонентный состав | Состав, % |
Бумага, картон | 20-40 |
Металлы | 2-10 |
Пищевые отходы | 25-40 |
Пластмасса | 3-8 |
Текстиль | 4-6 |
Стекло | 4-10 |
Обращение с ртутьсодержащими отходами.
Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы) образуются практически у всех природопользователей Мурманской области.
В 2007 году на предприятиях области образовалось 29,7 тонн ртутьсодержащих ламп. Накоплено на предприятиях области 6,4 тонн ламп. За год переработано 2,83 тонн ртутных термометров.
Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть, и самой металлической ртути.
Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.
Обращение с нефтесодержащими отходами.
В 2007 году, по данным предприятий области, образовалось 3060 тонн отработанных нефтепродуктов и их смесей: отработанные масла моторные, автомобильные, дизельные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные, турбинные и т.д., а также отходы смазочно-охлаждающих жидкостей, остатки дизтоплива, всплывающая пленка нефтеловушек.
Из них использовано, обезврежено 2205 тонн (72%) от общего количества образования данного вида отходов. Нефтепродукты сжигаются на котельных, ТЭЦ. Незначительная часть отходов отработанных масел используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию.
В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных масел, бензинов и др. топлив.
На предприятии по приему и переработке отработанных продуктов (ООО «Крондекс») нефтепродукты очищаются от механических примесей и воды в сепараторе и далее как котельное топливо передаются для сжигания в котельных.
Проблемой является отсутствие сети приема отработанных нефтепродуктов (например, муниципальной). Такую сеть целесообразно организовать на базе автозаправочных станций, нефтебаз, возможна организация выездного приема отработанных масел от предприятий, автогородков и т. д.
На территории области функционируют предприятия, занимающиеся приемом и утилизацией нефтесодержащих вод, эмульсий (в том числе льяльных вод).
Технологии и оборудование, применяемые для очистки нефтесодержащих вод от нефтепродуктов, устарели и не обеспечивают нормативную степень очистки сточных вод от нефтепродуктов.
Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов, очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка и т.п.
В 2007 году образовалось 506 тонн нефтешламов (в результате очистки резервуаров), 559 тонн переданы другим организациям. Накоплено на предприятиях области 771 тонна нефтешламов, наибольшее количество - в шламохранилищах ООО «Первый Мурманский терминал».
Часть твердых отходов с нефтепродуктами попадает на свалки бытовых и промышленных отходов и в дальнейшем в окружающую среду.
Обращение с отработанными автошинами.
Образование отработанных автошин и резинотехнических изделий в 2007 году составило 3641 тонн, переработано на территории области только 348 тонн (менее 10% от образования). Значительное количество - 4749 тонн автошин и отходов резины накоплено на промплощадках предприятий.
Многие из образующихся на территории Мурманской области отходы обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.
В настоящее время только начинает создаваться инфраструктура по переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления. Производства, действующие в данной сфере, немногочисленны, имеют малую производительность и не могут ликвидировать дефицит перерабатывающих мощностей.