Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2009 года № 262-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу
«Отходы» на 2009-2013 годы

_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 14.09.2010 № 417-ПП/14
______________________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 21.04.2009 № 180-ПП/9 «О предельных объемах средств, направленных на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ Мурманской области», а также в целях реализации первоочередных мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления Правительство Мурманской области постановляет:


1. Внести изменения в долгосрочную целевую программу «Отходы» на 2009-2013 годы и Правила предоставления и расходования в 2009 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на финансовое обеспечение мероприятий долгосрочной целевой программы «Отходы» на 2009-2013 годы, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 24.10.2008 № 506-ПП/20, и изложить их в новой редакции (прилагаются).


2. Министерству финансов Мурманской области учесть данные изменения при корректировке областного бюджета на 2009 год.

   Губернатор Мурманской области
Д. ДМИТРИЕНКО

Приложение № 1
к постановлению Правительства Мурманской области
от 23.06.2009 № 262-ПП


«Долгосрочная целевая программа

«Отходы»

на 2009-2013 годы


г. Мурманск
2009 год

ПАСПОРТ

Наименование Программы

- «Отходы» на 2009-2013 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 74-ПП/3 «О концепции по оптимизации управления отходами потребления в Мурманской области»

Государственные заказчики

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области (направление 9. Строительство на территории Мурманской области полигонов для размещения отходов)

Государственный заказчик - координатор

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области

Основные разработчики

- Комитет природопользования и экологии Мурманской области

Цели и задачи Программы:

Цель Программы - снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Задачи Программы:

- совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области обращения с отходами;

- разработка и реализация экономических механизмов стимулирования деятельности в области обращения с отходами, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Мурманской области;

- осуществление комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области;

- создание единой комплексной системы управления отходами на территории Мурманской области;

- создание и обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Мурманской области, формирование производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья, разработка инвестиционных проектов в данной сфере;

- реализация пилотных проектов по внедрению современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области;

- осуществление мероприятий по воспитанию экологической культуры у населения;

- строительство полигонов для размещения отходов, оборудованных с учетом экологических, санитарных и противопожарных правил;

- рекультивация отслуживших свой срок полигонов и ликвидация несанкционированных свалок

     

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Целевые показатели (индикаторы) реализации I этапа Программы (2009-2010 годы):


     Наименование показателя


2009 год (план)


2010 год (план)

- уровень наполнения данными единой информационной системы, аккумулирующей данные по всем участкам процесса обращения с отходами, %

35

50

- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, %

29

31

- доля населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами, к общему числу населения области, %

-

3,6


  Целевые показатели (индикаторы) реализации II этапа Программы (2011-2013годы):


     Наименование показателя


2011 год (план)


2012 год (план)


013 год (план)

- уровень наполнения данными единой информационной системы, аккумулирующей данные по всем участкам процесса обращения с отходами, %

75

85

90

- доля отходов, направленных на использование и обезвреживание, в общем объеме образованных отходов, %

33

35

37

- доля отходов, используемых в качестве вторичного сырья в общем объеме образованных отходов, %

5

7

10

- доля отходов, размещаемых на свалках, полигонах в общем объеме образованных отходов, %

67

65

63

- доля предотвращенного экологического ущерба в результате реализации программных мероприятий в общей величине предотвращенного экологического ущерба, %

30,0

33,3

38,5

- доля населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами, к общему числу населения области, %

3,9

4,3

4,6

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2013 годы

Программа реализуется в два этапа:

- I этап - 2009-2010 годы;

- II этап - 2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования:

1. Областной бюджет, тыс. руб.

2009 г. - 16 800,0

2010 г. - 56 600,0

2011 г. - 93 150,0

2012-2013 гг. - 393 700,0

2. Бюджеты муниципальных образований, тыс. руб.

2009 г. - 33 360,0

2010 г. - 62 895,0

2011 г. - 118 295,0

2012-2013 гг. - 139 760,0

3. Привлеченные средства, тыс. руб.

2009 г. - 4 500,0

2010 г. - 24 700,0

2011 г. - 439 600,0

2012-2013 гг. - 1 223 100,0

Ожидаемые конечные
результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Результаты реализации программных мероприятий должны обеспечить:

на I этапе выполнения Программы (2009-2010 годы):

- создание нормативно-правовой, методической и технологической базы для реализации на территории Мурманской области единой государственной политики в области обращения с отходами;

- разработку и обеспечение реализации механизмов экономического стимулирования для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, направленную на уменьшение образования отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

- ежегодное увеличение удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов;

- формирование и обеспечение функционирования единой информационной системы, аккумулирующей данные по всем участкам процесса обращения с отходами;

- развитие экологического образования и воспитания в области обращения с отходами, повышение экологической культуры населения, ежегодное увеличение числа населения области, принявшего участие в мероприятиях в области обращения с отходами;

на II этапе реализации Программы (2011-2013 годы):

- увеличение (по сравнению с I этапом реализации Программы) удельного веса отходов, направленных на использование и обезвреживание, к общему количеству образованных отходов;

- ежегодный рост объемов использования отходов в качестве вторичного сырья к общему количеству образованных отходов;

- ежегодное уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах к общему объему образования отходов;

- возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками;

- закрытие некоторых действующих полигонов, исчерпавших свой ресурс и не соответствующих современным экологическим требованиям;

- социальный аспект решаемой проблемы - создание индустрии вторсырья, предоставление новых рабочих мест;

- значительное улучшение экологической ситуации в регионе (объем предотвращенного экологического ущерба от реализации мероприятий составит 85-100 млн. рублей)

  

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


     Качество окружающей среды в последнее время становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности каждого российского региона.

     Одна из главных задач в данной сфере - создание действенной системы экологической безопасности.

     Экологическая безопасность и устойчивое развитие Мурманской области во многом зависит от решения проблемы обращения с отходами.

Существующее положение в сфере обращения с отходами на территории Мурманской области

 

    Обращение с твердыми бытовыми отходами.

     По данным муниципальных образований на территории Мурманской области ежегодно образуются отходы в количестве 400 тыс. т/год, что составляет 396 кг/чел. в год.    

 

Основная часть бытовых отходов от городов Мурманск, Североморск и Кола поступают на термическое обезвреживание на ОАО «Завод ТО ТБО». Количество сжигаемых отходов на мусоросжигательном заводе составляет около 90 тыс. т/год. Сжигание ТБО осуществляется без предварительной сортировки и отделения вторичного материального сырья. Другие города и населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей, и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.

До настоящего времени захоронение неотсортированных отходов на полигонах и свалках области является самым распространенным методом размещения отходов, что ведет к безвозвратной потере до 90 процентов полезной продукции, имеющей реальный спрос на рынке вторичного сырья.

Существующие свалки бытовых отходов в городах и поселках области большей частью были организованы более 30 лет назад, без учета экологических, санитарных и противопожарных правил.

Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обусловливаются:

- необоснованным выбором земельного участка для организации свалки ТБО;

- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;

- недостаточным контролем за поступлением на свалки ТБО.

Количество санкционированных свалок в области составляет 19 единиц, из них с остаточным сроком эксплуатации менее двух лет - 27%.

Количество несанкционированных свалок более 20. Ежегодный объем попадающих на них отходов оценивается в 500 тыс. м3 (т.е. около 100 тыс. т), что составляет не менее 25% всех образующихся отходов.

Динамика и объёмы образования ТБО в последнее время свидетельствуют об их постоянном и значительном росте, в то время как использование остается на крайне низком уровне.

Общая площадь земель, занятых под полигоны и свалки на территории области, составляет 150 га. Полигонов, оборудованных по современным экологическим требованиям, в Мурманской области нет.

Существующие свалки эксплуатируются неудовлетворительно, не обеспечены достаточным количеством механизмов, нарушают природный ландшафт, являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Официальная статистика не обеспечивает полный учет образующихся отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. Зачастую наряду с бытовыми отходами на свалки вывозятся опасные токсичные вещества и продукция, утратившая свои потребительские свойства. Это обусловлено отсутствием специализированных полигонов по утилизации такого рода отходов.

Максимальные объемы образования отходов приходятся на города Мурманск, Кола, Мончегорск, Апатиты, Кандалакша, Североморск и Печенгкский район. Сведения о среднем составе ТБО представлены в таблице 1.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Таблица 1     

Компонентный состав

Состав, %

Бумага, картон

20-40

Металлы

2-10

Пищевые отходы

25-40

Пластмасса

3-8

Текстиль

4-6

Стекло

4-10

       
     Обращение с ртутьсодержащими отходами.


Ртутьсодержащие отходы (люминесцентные трубки и отработанные ртутные лампы) образуются практически у всех природопользователей Мурманской области.

В 2007 году на предприятиях области образовалось 29,7 тонн ртутьсодержащих ламп. Накоплено на предприятиях области 6,4 тонн ламп. За год переработано 2,83 тонн ртутных термометров.

Проблемой в Мурманской области остается утилизация приборов, содержащих металлическую ртуть, и самой металлической ртути.

Жилищно-коммунальный сектор практически не охвачен системой сбора и утилизации ртутных ламп.           


     Обращение с нефтесодержащими отходами.


В 2007 году, по данным предприятий области, образовалось 3060 тонн отработанных нефтепродуктов и их смесей: отработанные масла моторные, автомобильные, дизельные, индустриальные, трансформаторные, компрессорные, турбинные и т.д., а также отходы смазочно-охлаждающих жидкостей, остатки дизтоплива, всплывающая пленка нефтеловушек.

Из них использовано, обезврежено 2205 тонн (72%) от общего количества образования данного вида отходов. Нефтепродукты сжигаются на котельных, ТЭЦ. Незначительная часть отходов отработанных масел используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы). Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию.

В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных масел, бензинов и др. топлив.

На предприятии по приему и переработке отработанных продуктов (ООО «Крондекс») нефтепродукты очищаются от механических примесей и воды в сепараторе и далее как котельное топливо передаются для сжигания в котельных.

Проблемой является отсутствие сети приема отработанных нефтепродуктов (например, муниципальной). Такую сеть целесообразно организовать на базе автозаправочных станций, нефтебаз, возможна организация выездного приема отработанных масел от предприятий, автогородков и т. д.

На территории области функционируют предприятия, занимающиеся приемом и утилизацией нефтесодержащих вод, эмульсий (в том числе льяльных вод).

Технологии и оборудование, применяемые для очистки нефтесодержащих вод от нефтепродуктов, устарели и не обеспечивают нормативную степень очистки сточных вод от нефтепродуктов.

Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов, очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка и т.п.

В 2007 году образовалось 506 тонн нефтешламов (в результате очистки резервуаров), 559 тонн переданы другим организациям. Накоплено на предприятиях области 771 тонна нефтешламов, наибольшее количество - в шламохранилищах ООО «Первый Мурманский терминал».

Часть твердых отходов с нефтепродуктами попадает на свалки бытовых и промышленных отходов и в дальнейшем в окружающую среду.         


     Обращение с отработанными автошинами.


Образование отработанных автошин и резинотехнических изделий в 2007 году составило 3641 тонн, переработано на территории области только 348 тонн (менее 10% от образования). Значительное количество - 4749 тонн автошин и отходов резины накоплено на промплощадках предприятий.

Многие из образующихся на территории Мурманской области отходы обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.

В настоящее время только начинает создаваться инфраструктура по переработке и обезвреживанию отходов производства и потребления. Производства, действующие в данной сфере, немногочисленны, имеют малую производительность и не могут ликвидировать дефицит перерабатывающих мощностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»