ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2011 года № 50-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 19.03.2012 № 107-ПП
______________________________________________________________________________
Правительство Мурманской области постановляет:
внести в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 14.09.2010 № 416-ПП/14, изменения согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 10.02.2011 № 50-ПП
Изменения в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» на 2011-2013 годы
1. По всему тексту Программы и приложений к ней, за исключением пункта 5.4 раздела 5 подпрограммы «Доступная среда» приложения № 2 к Программе, слова «Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области» заменить словами «Министерство труда и социального развития Мурманской области».
2. В паспорте Программы:
2.1. Абзац четвертый позиции «Цели программы» исключить.
2.2. Абзацы девятнадцатый - двадцать четвертый позиции «Задачи Программы» исключить.
2.3. Раздел таблицы «Подпрограмма «Оздоровление северян» позиции «Важнейшие целевые индикаторы и показатели» исключить.
2.4. Позицию «Объемы и источники финансирования» изложить в редакции:
«Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования: областной бюджет - 657057,6 тыс. руб.; внебюджетные средства - 4500,0 тыс. руб. в том числе: областной бюджет - 230275,7 тыс. руб.; внебюджетные средства - 1500,0 тыс. руб. в том числе: областной бюджет - 207084,4 тыс. руб.; внебюджетные средства - 1500,0 тыс. руб. 2013 год - всего 221197,1 тыс. руб., в том числе: областной бюджет - 219697,1 тыс. руб.; внебюджетные средства - 1500,0 тыс. руб.» |
2.5. Абзац четвертый позиции «Перечень подпрограмм» исключить.
2.6. Абзацы двадцатый - двадцать третий позиции «Ожидаемые результаты реализации Программы» исключить.
3. Разделы 1-4 и 6 Программы изложить в редакции:
«1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Социально-экономические преобразования, проводимые в России в эти годы, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. Основной целью экономических и социальных реформ, происходящих в нашем государстве, является повышение уровня и качества жизни россиян на основе нормального, стабильного функционирования всех экономических механизмов.
Неотъемлемым элементом системы мер, направленных на стимулирование экономического роста, является социальная политика. Приоритетными в области социальной политики определены инвестиции в человека, прежде всего в создание условий для реализации гражданами прав на труд и социальную помощь, образование, улучшение здоровья, сохранение и развитие культурного потенциала.
Основными стратегическими целями социально-экономического развития Мурманской области являются создание эффективной системы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения. Для их достижения необходимо решить задачи по обеспечению требуемого охвата групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и по профилактике социального неблагополучия. Для этого определяется общественная потребность в услугах и проводится отбор уязвимых групп населения, для которых государственная социальная помощь жизненно необходима, формируется система социального обслуживания, обеспечивающая доступность и качество социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости людей.
Мероприятия по обеспечению требуемого охвата групп населения, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, и по профилактике социального неблагополучия - часть мер социальной политики Мурманской области, фактор социального развития, влияющий на улучшение социального здоровья общества, а также способствующий предупреждению риска бедности социально уязвимых категорий граждан.
Социальная политика не может быть ограничена пенсиями, ежемесячными денежными выплатами и пособиями. Необходимо гарантировать каждому человеку поддержку в трудных жизненных ситуациях (оказывать разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни (предоставлять регулярные услуги), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).
Для этого необходимы содействие в повышении уровня и качества жизни граждан путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании, обеспечение доступности культурно-досуговых услуг, удовлетворение культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни области.
Это соответствует основным направлениям государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также задачам социально-экономического развития Мурманской области.
Программно-целевой метод служит внешним инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Мурманской области является высокая численность лиц пожилого возраста, которая увеличивается с каждым годом. На 1 января 2010 года доля пенсионеров (женщины с 50 лет, мужчины с 55 лет) составила около 25 % от всего населения области.
Высокая численность граждан пожилого возраста в составе населения области сопровождается обоснованным ожиданием постоянного предоставления государственных гарантий их благосостояния. Не все еще проблемы решены.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства и общества.
Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Сохраняется проблема одиночества из-за более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами (в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет). Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста.
Обеспеченность домами-интернатами для престарелых и инвалидов на 10 тысяч населения составляет 20,7 места, или 69 %, при нормативе 30 мест на 10 тысяч жителей, одобренном распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р.
Поступают обращения от пожилых граждан и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, об оказании материальной помощи.
Еще одной актуальной проблемой Мурманской области является наличие в структуре населения значительного количества граждан с ограниченными физическими возможностями, являющихся инвалидами. Уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности инвалидов остается крайне низким и требует от органов государственной власти дополнительных мер социальной поддержки.
Низкие уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах жизнедеятельности.
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.
В Мурманской области по состоянию на 1 января 2010 года проживают около 40 тысяч инвалидов, что составляет около 5 % от общей численности населения Мурманской области, в том числе детей-инвалидов 2212 человек, или 1,5 % от детского населения области.
В структуре инвалидности преобладают инвалиды I и II групп - 63,7 %, инвалиды III группы составляют 26,4 %, дети-инвалиды - 5,6 % от общего числа инвалидов.
Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60 % из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 57-58 % - при посещении учреждений культуры и государственных учреждений, 48 % - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
Полноценная жизнедеятельность инвалидов невозможна без предоставления им различных видов реабилитационных и социальных услуг, технических средств реабилитации, соответствующих их индивидуальным потребностям, оказания содействия в трудоустройстве, материальной и иной поддержки.
Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет около 100 %, в социальной реабилитации - 78 %.
Выполнение ранее принятых областных программ социальной поддержки инвалидов в определенной степени улучшило в Мурманской области ситуацию с обеспечением жизнедеятельности инвалидов, созданием условий для социальной интеграции инвалидов в общество.
Однако, несмотря на принимаемые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из слабо защищенных категорий населения, в особенности молодые инвалиды, инвалиды с нарушением способности к передвижению и самообслуживанию.
Реабилитация инвалидов в Мурманской области осуществляется различными учреждениями социальной сферы, в том числе учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта и др. Материально-техническая база некоторых учреждений не рассчитана на предоставление реабилитационных услуг и нуждается в модернизации. В связи с этим учреждениям необходима материальная поддержка для приобретения вспомогательных и технических средств реабилитации инвалидов.
Важное место в процессе реабилитации инвалидов занимает профессиональная реабилитация. Целью профессиональной реабилитации является не только достижение инвалидом материальной независимости, получение дополнительного источника дохода, но и возможность самоутверждения в обществе. Отсутствие на рынке труда необходимого количества специальных рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов, лишает инвалидов возможности реализации права на труд на равных условиях с остальными членами общества.
Причины, затрудняющие трудоустройство части инвалидов, - значительная отдаленность места работы от места жительства, неподготовленность инфраструктуры предприятий.
В 2009 году в государственную службу занятости обратилось 3679 инвалидов, из которых трудоустроено 505 инвалидов, в том числе на квотируемые рабочие места - 54.
Все это диктует необходимость продолжения проведения на территории Мурманской области комплекса мероприятий, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидности и инвалидов, дальнейшему развитию сети учреждений, осуществляющих реабилитацию, расширению спектра услуг по профессиональной и социальной реабилитации, обеспечению занятости инвалидов на рынке труда, осуществлению мероприятий по государственной поддержке областных общественных организаций инвалидов «ВОИ», «ВОГ», «ВОС» и их социально-реабилитационных предприятий в целях укрепления материально-технической базы и сохранения имеющихся рабочих мест для инвалидов, а также создания дополнительных рабочих мест.
Кроме этого, на стадии решения находятся вопросы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социально значимым объектам. Главным фактором, сдерживающим решение проблем инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья, остается недостаточность финансирования.
Реализация обозначенных мероприятий даст возможность обеспечить доступную среду для этой категории граждан.
Продолжающееся реформирование военной организации Российской Федерации и дальнейшее сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации обостряют социальные проблемы граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В Мурманской области находятся десятки военных городков и объектов, расположенных на значительном расстоянии от городов. Проблема с обеспечением занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей ощущается здесь особенно остро. Рабочих мест практически нет, а плохая транспортная связь усугубляет проблему, сокращая возможности трудоустройства и прохождения профессиональной переподготовки. В то же время граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вынуждены оставаться в военных городках на постоянное жительство из-за непредоставления жилья в других регионах страны. Ожидание жилья растягивается на десятилетия.
В ходе сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации в 2008-2010 годах, которое продолжается, сформирована большая социальная группа граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, остро нуждающихся в оказании социальной помощи: в обеспечении жильем, бытовом обустройстве, переподготовке на гражданские специальности, трудоустройстве, психологической поддержке и медико-социальной реабилитации.
На 1 января 2010 года на территории Мурманской области проживают 31202 человека, уволенных с военной службы (с членами семей - 102970 человек). В 2008 году проживало 26484 человека, уволенных с военной службы (с членами семей - 87400 человек).
Проведенный ежегодный мониторинг социально-экономического положения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей показал следующее:
- 94,5 % опрошенных оценили своё материальное положение как «плохое» и «очень плохое»;
- у 95,8 % опрошенных неравенство доходов и возможностей вызывает острое чувство несправедливости;
- около 94 % граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей нуждаются в социальной и психологической адаптации, более 80 % - в переподготовке по новым специальностям и трудоустройстве.
Среди указанной категории граждан 6700 человек - участники боевых действий, в основном не прошедшие медико-социальную реабилитацию, что отрицательно влияет на процесс их адаптации в жизни после перенесенных психотравмирующих ситуаций.
В силу многих нерешенных социально-экономических проблем значительное количество военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Данная категория жителей Мурманской области продолжает оставаться в группе социального риска и нуждается в оказании дополнительной социальной поддержки.
Ежегодно в Мурманской области увеличивается численность лиц, освободившихся из учреждений отбывания наказания в виде лишения свободы. В 2008 году численность указанных граждан составляла 2201 человек, в 2009 году - 2540 человек, на 1 июля 2010 года - 1050 человек.
После освобождения бывшие заключенные сталкиваются с массой социальных проблем. Прежде всего это отсутствие жилья, средств к существованию, постоянной работы. Значительная часть освобождающихся осужденных утратила социально полезные связи, нуждается в психологической, социальной и медицинской помощи.
Как показывает опыт, большинство освободившихся из мест лишения свободы возвращается к прежнему образу жизни: продолжает нарушать общественный порядок или пополняет ряды бездомных.
Нерешенность проблем указанной категории граждан негативно влияет на состояние криминогенной и эпидемиологической ситуации на территории области.
Лица без определенного места жительства составляют социальную группу, достаточно многочисленную и устойчивую по составу, находящуюся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов социальных служб они не в состоянии.
Организация и предоставление социального обслуживания лицам без определенного места жительства остается одной из актуальных проблем в Мурманской области, в особенности в г. Мурманске.
Не все перечисленные проблемы могут быть решены в рамках мер социальной поддержки, предоставление которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и региона. Многие проблемы требуют решения путем установления дополнительных мер социальной поддержки региональным законодательством и принятия долгосрочных целевых программ.
С этой целью в регионе приняты и успешно реализуются долгосрочные целевые программы:
- «Социальная поддержка инвалидов» на 2007-2009 годы (с 1 января 2010 года «Социальная поддержка инвалидов Мурманской области» на 2010-2012 годы);
- «Старшее поколение» на 2008-2010 годы;
- «Социальная поддержка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, других федеральных органов власти, где предусмотрена военная служба, и членов их семей в Мурманской области» на 2008-2010 годы;