Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2011 года № 48-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы


_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 19.03.2012 № 107-ПП
 ______________________________________________________________________________   

        

В связи с уточнением объемов финансирования мероприятий долгосрочной целевой программы «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы и изменением структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области Правительство Мурманской области  постановляет:

внести изменения в долгосрочную целевую программу «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 404-ПП/14 «О долгосрочной целевой программе «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы» (в редакции от 24.01.2011 № 12-ПП), и изложить ее в новой редакции согласно приложению.

    Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко


Приложение к
постановлению Правительства
Мурманской области
от 10.02.2011 № 48-ПП

Долгосрочная целевая программа «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы



Мурманск
2011

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Дети Кольского Заполярья» на 2011 - 2014 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 401-ПП/14 «О разработке долгосрочной целевой программы «Дети Кольского Заполярья» на 2011 - 2014 годы»

Государственные заказчики Программы

- Министерство  труда и социального  развития Мурманской области;

- Министерство здравоохранения Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области;

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Управление внутренних дел по Мурманской области;

- Управление  государственной службы  занятости населения Мурманской области;

- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области;

- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;

- Комитет  по  физической  культуре  и спорту  Мурманской области

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство  труда и социального  развития Мурманской области

 Основные разработчики Программы

- Министерство  труда и социального  развития Мурманской области;

- Министерство здравоохранения Мурманской области;

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области;

- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;

- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области;

- Комитет  по  физической  культуре  и спорту  Мурманской области;

- Управление  государственной службы  занятости населения Мурманской области;

- Управление внутренних дел по Мурманской области;

- Комиссия по делам  несовершеннолетних  и защите их прав при Правительстве Мурманской области

Цели и задачи Программы

Основные цели:

- последовательное осуществление  в Мурманской  области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание новых, расширение и оптимизация действующих учреждений и отделений, оказывающих услуги детям, семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество;

- повышение эффективности деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- активизация деятельности учреждений для детей в сфере организации их досуга, реализации творческих и спортивных способностей;

- создание необходимых условий для реализации семьей ее функций (репродуктивной, воспитательной, экономической, социокультурной).

Основные задачи:

- правовое, информационно-аналитическое обеспечение, организация межведомственного взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- повышение квалификации и  обмен опытом  специалистов, работающих в сфере защиты прав детей;

- создание благоприятных условий проживания детей и подростков в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


- создание условий для эффективной социальной реабилитации несовершеннолетних;

- развитие и совершенствование форм работы с детьми и семьями, имеющими детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

- организация досуга, трудовой занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков;

-  повышение качества услуг, оказываемых  учреждениями семьям с детьми-инвалидами;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение защиты прав и интересов воспитанников и обучающихся - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявление и развитие творческих способностей, организация досуга детей, семей с детьми;

- формирование здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к спорту;

- исполнение публичных обязательств по государственной поддержке семей, имеющих детей;

- расширение и совершенствование социальных психолого-медико-педагогических и других видов помощи семьям

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Целевые индикаторы  и показатели

Ед. изм.

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год


Раздел 1. Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения

%

0,33

0,32

0,31

0,31

Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных  учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе безнадзорных и беспризорных детей

%

77,5

78,0

78,5

78,5

Количество преступлений с участием несовершеннолетних

в % к предыдущему году
(чел.)

98,6
(560)

98,6
(552)

98,6
(544)

98,6
(537)

Количество несовершеннолетних участников преступлений

в % к предыдущему году
(чел.)

99,4
(518)

99,4
(515)

99,4
(512)

99,4
(509)

Число учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям, укрепивших материально-техническую базу

Ед.

4

9

4

4

Число подростков, обеспеченных временной занятостью

Чел.

4700

4700

4700

4700

Число детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления

Чел.

3600

3600

3600

3600


Раздел 2. Развитие сети учреждений для детей и семьи

Число открытых отделений для семьи и детей

Ед.

1

1


Раздел 3. Социальная поддержка и реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Удельный вес детей-инвалидов в общей численности детского населения

%

1,47

1,45

1,43

1,4

Удельный вес семей  с  детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями,  в общем количестве семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в услугах

%

47,5

47,5

47,5

47,5

Удельный вес детей-инвалидов, получивших  реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями,  в общем количестве нуждающихся в услугах детей-инвалидов

%

37,0

37,5

38,0

38,0

Число учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами, укрепивших материально-техническую базу

Ед.

3

8

11

9

Количество специалистов, осуществляющих комплексную реабилитацию детей-инвалидов, повысивших квалификацию

Чел.

20

25

25

35


Раздел 4. Дети-сироты

Доля детей, устроенных на воспитание в семью, от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

%

75

75

75

75


Раздел 5. Развитие творческого потенциала детей, вовлечение их в спортивную деятельность

Количество образовательных учреждений, спортивных клубов, участвующих в смотрах-конкурсах, направленных на развитие физической культуры и спорта

Ед.

16

17

18

19

Количество участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий

в % к предыдущему году

105

107

110

113

Доля детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ

%
(чел.)

0,49
(55)

0,55
(62)

0,59
(67)

0,68
(77)

Количество одаренных детей и учащейся молодежи, получающих премии и стипендии Губернатора Мурманской области

Чел.

135

135

135

135


Раздел 6. Поддержка семьи

Коэффициент рождаемости

Чел. на 1000 населения

10,9

10,9

10,9

10,9

Показатель младенческой смертности

На 1000 родившихся живыми

7,8

7,6

7,4

7,2

Удельный вес повторных рождений

% от числа родившихся

45,5

45,5

45,5

45,5

Число разводов на  1000 заключенных браков

Ед.

780

775

775

770

Расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей

Млн. рублей

18,1

17,7

19,9

20,2

Число малообеспеченных семей с детьми

в % к предыдущему году

97

97

97

97

Число семей, обслуженных в учреждениях социальной помощи семье и детям

в % к предыдущему году

103

103

103

103

 Сроки и этапы реализации Программы

- 2011 - 2014 годы без выделения этапов

Объемы и источники финансирования

Общие  затраты  на  реализацию  Программы за счет всех источников финансирования составят 918628,1 тыс. руб.,

в том числе за счет средств:

областного бюджета - 614533,7тыс. руб.;

федерального бюджета - 296228,4 тыс. руб.;

внебюджетных источников - 7866,0 тыс. руб.

(тыс. руб.)

Источник финансирования

Всего
за 2011
- 2014 годы

По годам реализации программы

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Федеральный бюджет     

296228,4

77643,6

72861,6

72861,6

72861,6

Областной бюджет       

614533,7

230446,2

118514,9

139285,8

126286,8

Внебюджетные источники

7866,0

4854,0

1005,0

1000,0

1007,0

ИТОГО:           

918628,1

312943,8

192381,5

213147,4

200155,4

 Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

- улучшение демографических  показателей, в том числе   рождаемости;

- совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей, расширение сети учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги семье и детям;

- повышение качества и расширение спектра социальных услуг семье и детям;

- создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество;

- совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми в учреждениях различной ведомственной принадлежности;

- совершенствование системы социальной поддержки нуждающихся семей с детьми;

- развитие форм семейного устройства детей-сирот;

- совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, реализации их способностей  и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами;

- привлечение детей и семей с детьми к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;

- усиление мер профилактики негативных явлений в молодежной среде, расширение видов помощи молодой семье, повышение престижности брака среди молодежи;

- привлечение внимания научного сообщества, общественности и СМИ к проблемам детей и семьи

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Основными целями настоящей Программы являются последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей; создание благоприятных условий для улучшения основных показателей качества жизни детей и основных демографических показателей; реализация комплекса мер, направленных на создание условий для развития и  жизнедеятельности детей; формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Выполнение в 2007 - 2010 годах комплексных мероприятий по поддержке семьи и детей региональных целевых программ «Дети Кольского Заполярья», «Поддержка семьи в Мурманской области» и «Улучшение демографической ситуации в Мурманской области», целенаправленная деятельность заинтересованных ведомств позволили достичь определенных положительных результатов. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, требующие значительных усилий, финансовых вложений и информационной поддержки.

В 2009 году в Мурманской области действовало 24 учреждения  системы социальной защиты населения, в которых оказывались различные виды социальных услуг детям и семьям с детьми. Обслужено 46593 человека, что на 19% больше, чем в 2008 году, в том числе обслужено 15694 несовершеннолетних, что на 13% больше, чем в 2008 году.

Этому способствовало внедрение новых форм и методов работы с семьей.

В Мурманской области проводится последовательная работа по реализации мер и выработке новых подходов к защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений.

Анализ детской безнадзорности показывает: принятые органами и учреждениями системы профилактики организационные и практические меры способствовали стабилизации криминогенной ситуации среди несовершеннолетних на территории области. Так, общее число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 19,5% (с 713 до 574), по России - на 18,4%, количество несовершеннолетних участников преступлений также снизилось на 15,6% (с 621 до 524).

Для стабилизации достигнутых результатов в Программу включены:

- мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия субъектов системы профилактики в Мурманской области, на развитие сети учреждений для несовершеннолетних, а также на создание условий для временного пребывания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики;

- мероприятия по разработке и внедрению новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. по осуществлению международного сотрудничества.

Неблагоприятные климатические условия Кольского Севера оказывают значительное негативное влияние на состояние здоровья детского населения Мурманской области. В течение последних 6 лет общая заболеваемость детей остается практически на одном уровне и на 25-28 % превышает российский показатель. Поэтому важным фактором развития детей Мурманской области остается организация качественного отдыха и оздоровления, особенно за пределами региона в более благоприятных климатических условиях.

В Программу включены мероприятия, позволяющие обеспечить отдых, оздоровление и занятость детей, в первую очередь находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья женщин и детей в Мурманской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе взаимодействия между различными ведомствами с привлечением международного опыта и реализацией мероприятий, направленных на снижение показателей материнской и детской заболеваемости и смертности, профилактику заболеваемости и инвалидности детей, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.

В Программу включены мероприятия, направленные на оснащение учреждений современным лечебно-диагностическим и реабилитационным оборудованием, улучшение диагностики врожденной и наследственной патологии у детей.

В последние годы в Мурманской области сохраняется тенденция снижения числа впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2009 году выявлено 517 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 2% меньше, чем  в  2008 году (525 человек) и на 20%  ниже уровня 2007 года (650 человек). Снижается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях: в 2009 году - 1229 человек, что на 15% меньше, чем в 2008 году, в 2 раза меньше по сравнению с 2005 годом.  

Право на воспитание в семье реализовано в 2009 году для 76% детей-сирот (2008 год - 72,8%).

Несмотря на принимаемые меры, проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства, что обусловило включение  в Программу  мероприятий по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию в детских учреждениях условий, максимально приближенных к семейным, введению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество.

Для развития творческого потенциала детей и подростков, вовлечения их в спортивную деятельность в Программу включены мероприятия по укреплению системы дополнительного образования детей, созданию условий для культурного досуга и реализации творческих способностей детей, поддержке одаренных детей.

Повышение престижа семьи, пропаганда семейных ценностей являются предпосылками стабильного и динамичного развития общества, стимулами для подрастающего поколения строить свою жизнь на основе семейных отношений, одним из  основных направлений демографической политики.

Несмотря на рост рождаемости в 2009 году, не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. Поэтому в подпрограмму «Поддержка семьи» включены мероприятия, направленные на поддержку семей с детьми, формирование сознательного родительства у молодых семей, ответственного отношения к родительским обязанностям, пропаганду семейных ценностей, повышение престижности брака.

В рамках реализации программных мероприятий  будет продолжена выплата пяти видов единовременных региональных пособий, апробированы новые формы работы с семьей.

Поддержка семьи - это не только меры материальной, экономической помощи, но и оказание различных услуг семье, способствующих повышению ее социального статуса, улучшению психологического самочувствия, охране здоровья матери и ребенка.

Стратегическими целями семейной политики являются укрепление института семьи, развитие семейного образа жизни, обеспечение экономической и социальной основ семейных ценностей, необходимых условий для реализации семьей ее функций, в первую очередь репродуктивной и воспитательной, и повышение качества жизни семьи.

2. Основные цели и задачи Программы

Основные цели Программы:

- последовательное осуществление  в Мурманской  области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей;

- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»