ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2011 года № 48-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 19.03.2012 № 107-ПП
______________________________________________________________________________
В связи с уточнением объемов финансирования мероприятий долгосрочной целевой программы «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы и изменением структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2010 № 404-ПП/14 «О долгосрочной целевой программе «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы» (в редакции от 24.01.2011 № 12-ПП), и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Приложение к
постановлению Правительства
Мурманской области
от 10.02.2011 № 48-ПП
Долгосрочная целевая программа «Дети Кольского Заполярья» на 2011-2014 годы
Мурманск
2011
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Дети Кольского Заполярья» на 2011 - 2014 годы (далее - Программа) | ||||||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | |||||||||||
Государственные заказчики Программы | - Министерство труда и социального развития Мурманской области; | ||||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство труда и социального развития Мурманской области | ||||||||||
Основные разработчики Программы | - Министерство труда и социального развития Мурманской области; - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области | ||||||||||
Цели и задачи Программы | Основные цели: - создание условий для эффективной социальной реабилитации несовершеннолетних; - развитие и совершенствование форм работы с детьми и семьями, имеющими детей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; - формирование здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к спорту; - исполнение публичных обязательств по государственной поддержке семей, имеющих детей; - расширение и совершенствование социальных психолого-медико-педагогических и других видов помощи семьям | ||||||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Целевые индикаторы и показатели | Ед. изм. | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||||
| |||||||||||
Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения | % | 0,33 | 0,32 | 0,31 | 0,31 | ||||||
Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе безнадзорных и беспризорных детей | % | 77,5 | 78,0 | 78,5 | 78,5 | ||||||
Количество преступлений с участием несовершеннолетних | в % к предыдущему году | 98,6 | 98,6 | 98,6 | 98,6 | ||||||
Количество несовершеннолетних участников преступлений | в % к предыдущему году | 99,4 | 99,4 | 99,4 | 99,4 | ||||||
Число учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям, укрепивших материально-техническую базу | Ед. | 4 | 9 | 4 | 4 | ||||||
Число подростков, обеспеченных временной занятостью | Чел. | 4700 | 4700 | 4700 | 4700 | ||||||
Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления | Чел. | 3600 | 3600 | 3600 | 3600 | ||||||
| |||||||||||
Число открытых отделений для семьи и детей | Ед. | 1 | 1 | ||||||||
| |||||||||||
Удельный вес детей-инвалидов в общей численности детского населения | % | 1,47 | 1,45 | 1,43 | 1,4 | ||||||
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в услугах | % | 47,5 | 47,5 | 47,5 | 47,5 | ||||||
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах детей-инвалидов | % | 37,0 | 37,5 | 38,0 | 38,0 | ||||||
Число учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами, укрепивших материально-техническую базу | Ед. | 3 | 8 | 11 | 9 | ||||||
Количество специалистов, осуществляющих комплексную реабилитацию детей-инвалидов, повысивших квалификацию | Чел. | 20 | 25 | 25 | 35 | ||||||
| |||||||||||
Доля детей, устроенных на воспитание в семью, от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | % | 75 | 75 | 75 | 75 | ||||||
| |||||||||||
Количество образовательных учреждений, спортивных клубов, участвующих в смотрах-конкурсах, направленных на развитие физической культуры и спорта | Ед. | 16 | 17 | 18 | 19 | ||||||
Количество участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий | в % к предыдущему году | 105 | 107 | 110 | 113 | ||||||
Доля детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ | % | 0,49 | 0,55 | 0,59 | 0,68 | ||||||
Количество одаренных детей и учащейся молодежи, получающих премии и стипендии Губернатора Мурманской области | Чел. | 135 | 135 | 135 | 135 | ||||||
| |||||||||||
Коэффициент рождаемости | Чел. на 1000 населения | 10,9 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | ||||||
Показатель младенческой смертности | На 1000 родившихся живыми | 7,8 | 7,6 | 7,4 | 7,2 | ||||||
Удельный вес повторных рождений | % от числа родившихся | 45,5 | 45,5 | 45,5 | 45,5 | ||||||
Число разводов на 1000 заключенных браков | Ед. | 780 | 775 | 775 | 770 | ||||||
Расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей | Млн. рублей | 18,1 | 17,7 | 19,9 | 20,2 | ||||||
Число малообеспеченных семей с детьми | в % к предыдущему году | 97 | 97 | 97 | 97 | ||||||
Число семей, обслуженных в учреждениях социальной помощи семье и детям | в % к предыдущему году | 103 | 103 | 103 | 103 | ||||||
Сроки и этапы реализации Программы | - 2011 - 2014 годы без выделения этапов | ||||||||||
Объемы и источники финансирования | Общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 918628,1 тыс. руб., внебюджетных источников - 7866,0 тыс. руб. (тыс. руб.) | ||||||||||
Источник финансирования | Всего | По годам реализации программы | |||||||||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||||
Федеральный бюджет | 296228,4 | 77643,6 | 72861,6 | 72861,6 | 72861,6 | ||||||
Областной бюджет | 614533,7 | 230446,2 | 118514,9 | 139285,8 | 126286,8 | ||||||
Внебюджетные источники | 7866,0 | 4854,0 | 1005,0 | 1000,0 | 1007,0 | ||||||
ИТОГО: | 918628,1 | 312943,8 | 192381,5 | 213147,4 | 200155,4 | ||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | - улучшение демографических показателей, в том числе рождаемости; - совершенствование системы социального обслуживания семьи и детей, расширение сети учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих услуги семье и детям; - повышение качества и расширение спектра социальных услуг семье и детям; - создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество; - совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми в учреждениях различной ведомственной принадлежности; - совершенствование системы социальной поддержки нуждающихся семей с детьми; - развитие форм семейного устройства детей-сирот; - совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, реализации их способностей и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами; - привлечение детей и семей с детьми к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях; - усиление мер профилактики негативных явлений в молодежной среде, расширение видов помощи молодой семье, повышение престижности брака среди молодежи; - привлечение внимания научного сообщества, общественности и СМИ к проблемам детей и семьи |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основными целями настоящей Программы являются последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей; создание благоприятных условий для улучшения основных показателей качества жизни детей и основных демографических показателей; реализация комплекса мер, направленных на создание условий для развития и жизнедеятельности детей; формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Выполнение в 2007 - 2010 годах комплексных мероприятий по поддержке семьи и детей региональных целевых программ «Дети Кольского Заполярья», «Поддержка семьи в Мурманской области» и «Улучшение демографической ситуации в Мурманской области», целенаправленная деятельность заинтересованных ведомств позволили достичь определенных положительных результатов. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, требующие значительных усилий, финансовых вложений и информационной поддержки.
В 2009 году в Мурманской области действовало 24 учреждения системы социальной защиты населения, в которых оказывались различные виды социальных услуг детям и семьям с детьми. Обслужено 46593 человека, что на 19% больше, чем в 2008 году, в том числе обслужено 15694 несовершеннолетних, что на 13% больше, чем в 2008 году.
Этому способствовало внедрение новых форм и методов работы с семьей.
В Мурманской области проводится последовательная работа по реализации мер и выработке новых подходов к защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений.
Анализ детской безнадзорности показывает: принятые органами и учреждениями системы профилактики организационные и практические меры способствовали стабилизации криминогенной ситуации среди несовершеннолетних на территории области. Так, общее число преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 19,5% (с 713 до 574), по России - на 18,4%, количество несовершеннолетних участников преступлений также снизилось на 15,6% (с 621 до 524).
Для стабилизации достигнутых результатов в Программу включены:
- мероприятия, направленные на укрепление взаимодействия субъектов системы профилактики в Мурманской области, на развитие сети учреждений для несовершеннолетних, а также на создание условий для временного пребывания несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики;
- мероприятия по разработке и внедрению новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. по осуществлению международного сотрудничества.
Неблагоприятные климатические условия Кольского Севера оказывают значительное негативное влияние на состояние здоровья детского населения Мурманской области. В течение последних 6 лет общая заболеваемость детей остается практически на одном уровне и на 25-28 % превышает российский показатель. Поэтому важным фактором развития детей Мурманской области остается организация качественного отдыха и оздоровления, особенно за пределами региона в более благоприятных климатических условиях.
В Программу включены мероприятия, позволяющие обеспечить отдых, оздоровление и занятость детей, в первую очередь находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья женщин и детей в Мурманской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе взаимодействия между различными ведомствами с привлечением международного опыта и реализацией мероприятий, направленных на снижение показателей материнской и детской заболеваемости и смертности, профилактику заболеваемости и инвалидности детей, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.
В Программу включены мероприятия, направленные на оснащение учреждений современным лечебно-диагностическим и реабилитационным оборудованием, улучшение диагностики врожденной и наследственной патологии у детей.
В последние годы в Мурманской области сохраняется тенденция снижения числа впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2009 году выявлено 517 детей, оставшихся без попечения родителей, что на 2% меньше, чем в 2008 году (525 человек) и на 20% ниже уровня 2007 года (650 человек). Снижается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях: в 2009 году - 1229 человек, что на 15% меньше, чем в 2008 году, в 2 раза меньше по сравнению с 2005 годом.
Право на воспитание в семье реализовано в 2009 году для 76% детей-сирот (2008 год - 72,8%).
Несмотря на принимаемые меры, проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства, что обусловило включение в Программу мероприятий по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданию в детских учреждениях условий, максимально приближенных к семейным, введению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество.
Для развития творческого потенциала детей и подростков, вовлечения их в спортивную деятельность в Программу включены мероприятия по укреплению системы дополнительного образования детей, созданию условий для культурного досуга и реализации творческих способностей детей, поддержке одаренных детей.
Повышение престижа семьи, пропаганда семейных ценностей являются предпосылками стабильного и динамичного развития общества, стимулами для подрастающего поколения строить свою жизнь на основе семейных отношений, одним из основных направлений демографической политики.
Несмотря на рост рождаемости в 2009 году, не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. Поэтому в подпрограмму «Поддержка семьи» включены мероприятия, направленные на поддержку семей с детьми, формирование сознательного родительства у молодых семей, ответственного отношения к родительским обязанностям, пропаганду семейных ценностей, повышение престижности брака.
В рамках реализации программных мероприятий будет продолжена выплата пяти видов единовременных региональных пособий, апробированы новые формы работы с семьей.
Поддержка семьи - это не только меры материальной, экономической помощи, но и оказание различных услуг семье, способствующих повышению ее социального статуса, улучшению психологического самочувствия, охране здоровья матери и ребенка.
Стратегическими целями семейной политики являются укрепление института семьи, развитие семейного образа жизни, обеспечение экономической и социальной основ семейных ценностей, необходимых условий для реализации семьей ее функций, в первую очередь репродуктивной и воспитательной, и повышение качества жизни семьи.
2. Основные цели и задачи Программы
Основные цели Программы:
- последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей;
- совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;