Амбулаторно-поликлиническую помощь населению Мурманской области оказывают 18 амбулаторно-поликлинических учреждений (16 самостоятельных поликлиник и 2 центра) и амбулаторно-поликлинические подразделения в составе 30 центральных районных и городских больниц.
Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений
Учреждения | 2007 | 2008 | 2009 |
Поликлиники | 6 | 6 | 6 |
Детские поликлиники | 4 | 4 | 4 |
Амбулатории | 2 | 1 | - |
Стоматологические поликлиники | 7 | 6 | 6 |
ИТОГО | 19 | 17 | 16 |
Амбулаторно-поликлинические учреждения (самостоятельные и входящие в состав больничных), диспансерные отделения, женские консультации в 2009 году располагали плановой мощностью 18220 посещений в смену (217,8 на 10 тыс. человек). Плановая мощность учреждений, расположенных в сельской местности, составила 472 посещения в смену (2,6 % суммарной мощности всех учреждений).
Основная доля мощностей развернута на базе городских поликлиник и поликлиник, входящих в состав центральных городских больниц, - 44,9 %, центральных районных больниц - 27,9 %.
В целом сеть амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) Мурманской области сбалансирована.
Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки - на фоне высокой общей заболеваемости населения в ходе дополнительной диспансеризации выявляемость заболеваний ниже, чем по России в целом. Это свидетельствует о недостаточном качестве работы первичного звена здравоохранения, необходимости развития профилактического направления в деятельности системы здравоохранения области и своевременного выявления факторов риска развития заболеваний.
Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории области планируется формирование трехуровневой системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.
Третий уровень будет представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: участковую терапевтическую службу, врачей-специалистов, кабинет (отделение) профилактики, имеющими в составе смотровой кабинет, кабинет флюорографии, рентгенографии, электрокардиографии, школы здоровья, отделения медико-социальной помощи, лабораторной диагностики, центры здоровья, дневные стационары, а также отделения (кабинеты) неотложной помощи.
Состав врачей-специалистов определяется в зависимости от уровня и структуры заболеваемости населения, прикрепленного к ЛПУ.
С целью профилактики суицидальных состояний в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270-р об одобрении Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, приказом Минздрава РФ от 06.05.1998 № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (Методическими рекомендациями по организации региональной суицидологической службы, положениями «Об отделении «Телефон доверия», «О кабинете социально-психологической помощи», «Об отделении кризисных состояний») в учреждениях первичного звена будут развернуты кабинеты (отделения) кризисных состояний, кабинеты социально-психологической помощи, отделение «Телефон доверия».
Второй уровень будет представлен межтерриториальными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям и в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи. В межтерриториальных центрах широко будут применяться стационарзамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, будет представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая КТ.
Первый уровень будет представлен консультативно-диагностической специализированной помощью, которая организована в областных консультативно-диагностических центрах. В данных центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.
Реализация данной модели амбулаторной службы позволит осуществлять этапность оказания помощи, соблюдать принципы территориальности и профилактической направленности, а также позволит компенсировать неравномерность развития амбулаторной медицинской помощи.
Рациональное распределение медицинских ресурсов и медицинских кадров позволит на третьем уровне значительно активизировать профилактическую работу, в том числе в рамках деятельности центров здоровья.
Кроме того, в полном объеме будет использоваться дорогостоящее оборудование, решен вопрос дефицита врачей-специалистов по требуемым профилям, что приведет к снижению сроков ожидания на диагностические исследования и на прием к врачам.
Таким образом, представленная модель будет обеспечивать повышение доступности и качества медицинской помощи населению области.
С целью увеличения доступности квалифицированной первичной медико-санитарной помощи населению Мурманской области в 2013 году планируется развитие общих врачебных практик (далее - ОВП) в населенных пунктах области, преимущественно в отдельно расположенных зданиях, максимально приближенных к месту жительства прикрепленного населения. Увеличится число ОВП в г. Мурманске, г. Мончегорске (на 4), функционирующих в отдельно расположенных зданиях в территориальной близости к месту проживания прикрепленного населения, откроется первая ОВП в г. Кировске. Оснащение рабочих мест врачей ОВП будет проводиться за счет средств соответствующих бюджетов, в том числе в рамках действующих целевых программ.
В 2011-2012 годах планируется увеличить объем оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях за счет:
1. Роста числа посещений к врачам (участковым и врачам-специалистам), среднему медицинскому персоналу вследствие:
- улучшения кадровой ситуации в первичном звене здравоохранения;
- увеличения доли посещений населения в учреждениях здравоохранения с профилактической целью до 25%, в том числе за счет увеличения количества профилактических осмотров всех видов, включая работающее население, льготные категории граждан, декретированные контингенты;
- увеличения числа посещений в центры здоровья, в том числе по результатам проведения дополнительной диспансеризации и профилактических осмотров всех видов;
- увеличения числа посещений в школы здоровья для больных, страдающих хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, сахарный диабет и др.);
- оптимизации работы участковой службы, включающей внедрение в деятельность всех медицинских организаций паспорта врачебного участка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года № 255.
2. Развития доврачебной помощи: внедрение самостоятельного приема средних медицинских работников, развитие патронажа на дому, в том числе медицинского (сестринского) ухода за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными, ведение занятий в школах здоровья, проведение скрининговых исследований.