ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2010 года № 341-ПП/12

Об утверждении Концепции создания индустриального парка в городе Мончегорске


С целью создания благоприятных условий для развития предприятий реального сектора экономики Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

- Концепцию создания индустриального парка в городе Мончегорске (далее - индустриальный парк);

- состав межведомственной рабочей группы по разработке и реализации пилотного проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске" (далее - рабочая группа).

2. Министерству экономического развития Мурманской области (Ефремов Ю.Л.) совместно с Комитетом промышленности Мурманской области (Крапивин О.В.) и Министерством финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) подготовить проект постановления Правительства Мурманской области о внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 17.09.2008 № 445-ПП/15, предусмотрев в мероприятиях программы финансирование проектно-сметных работ по созданию индустриального парка в сумме 5 млн. рублей.

3. Рабочей группе (Портная Н.О.):

- в срок до 20.10.2010 обеспечить разработку детального плана реализации пилотного проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске" с использованием программы Microsoft Project;

- подготовить документы для привлечения средств федерального бюджета;

- реализовать проект.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Портную Н.О.

Губернатор Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО

     

Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 27 июля 2010 г. № 341-ПП/12

Концепция создания индустриального парка в городе Мончегорске

Введение

Уже несколько лет во многих регионах России применяется положительный итальянский опыт по созданию промышленных округов <1> как новой и эффективной формы территориальной организации производства, направленной на обеспечение комплексного промышленного развития муниципальных образований и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Программы по их созданию уже разработаны во многих регионах страны (Московская, Новосибирская, Липецкая области, город Набережные Челны и др.). В Московской области даже принят первый в стране закон, регламентирующий создание в регионе промышленных округов.

--------------------------------

<1> Промышленный (индустриальный) округ - это участок (участки) земель промышленного назначения, расположенный на территории одного или нескольких муниципальных образований, оборудованный(ые) элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры и предоставляемый для размещения производств и предприятий промышленного сервиса. На территории промышленных округов могут размешаться промышленные, технологические, логистические и офисно-деловые парки, другие объекты инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности.

В Мурманской области имеется значительный потенциал для развития реального сектора экономики, в том числе малых и средних предприятий: неиспользуемые промышленные объекты, свободная рабочая сила, избыток электроэнергии, техногенные месторождения и отходы производства (как ресурс), инновационные разработки и новые технологии обогащения.

Анализ схемы территориального планирования Мурманской области показал, что на территории Мурманской области земли промышленного назначения составляют 43,9 тыс. га, в том числе 1,2 тыс. га - собственность юридических лиц, 42,7 тыс. га - собственность не разграничена, но практически все участки закреплены за предприятиями. Мощности промышленных предприятий задействованы на 50 - 60 %. Реализация политики энергосбережения приведет к еще большему снижению загрузки работающих не на полную мощность генерирующих предприятий, а значит, к снижению их эффективности.

С целью создания организационно-правовых механизмов формирования и развития промышленных округов в Мурманской области Комитетом промышленности Мурманской области совместно с администрацией муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" разработан пилотный проект "Создание индустриального парка <2> в городе Мончегорске".

--------------------------------

<2> Промышленный (индустриальный) парк - это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости, включающий комплекс производственных, складских и офисных помещений, расположенный на одном или нескольких примыкающих друг к другу участках промышленных земель и объединенный единой концепцией развития, а также юридической, технической, коммунальной и транспортной инфраструктурой. Промышленные (индустриальные) парки могут быть межотраслевыми или специализироваться на одной или нескольких смежных отраслях.

Опыт, полученный при реализации этого проекта, планируется использовать при формировании промышленных округов с непосредственным участием крупных промышленных предприятий региона на основе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.

Резюме проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске"

Инициаторами проекта являются ОАО "Кольская ГМК" и администрация города Мончегорска. Проект поддержан Правительством Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 16.04.2010 № 166-ПП).

Актуальность проекта вызвана необходимостью диверсификации экономики и снижения зависимости социально-экономической ситуации в городе от стабильности работы градообразующего предприятия - ОАО "Кольская ГМК".

Цель создания индустриального парка в городе Мончегорске: диверсификация экономики муниципального образования город Мончегорск за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств на базе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.

Параллельная цель: разработка организационно-экономических и правовых механизмов создания промышленных округов в Мурманской области.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать региональную нормативную правовую базу создания и функционирования промышленных парков и промышленных округов.

2. Разработать проектно-сметную документацию, определить источники финансирования проекта и осуществить ремонт объектов.

3. Провести конкурс и выбрать управляющую компанию.

4. Создать и запустить структурные подразделения индустриального парка (инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор, демонстрационно-выставочный центр, логистический центр).

5. Организовать продвижение услуг Мончегорского индустриального парка, привлечение резидентов.

При реализации проекта будут использованы механизмы государственно-частного партнерства. В результате реализации проекта ожидается создание 20 - 30 промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса, на которых будет создано около 200 новых рабочих мест. Это позволит увеличить налогооблагаемую базу только по налогу на доходы физических лиц на 50 млн. рублей в год. Опыт, полученный в процессе реализации проекта, будет использован при создании промышленного округа Мончегорский, других промышленных парков и округов.

1. Социально-экономическая ситуация в городе Мончегорске

На территории города Мончегорска по состоянию на 01.01.2009 проживает 51 тыс. человек, средний возраст жителей - 37 лет.

Демографическая обстановка на территории города Мончегорска и подчиненных ему населенных пунктов характеризуется следующими негативными тенденциями:

- сокращение численности населения;

- высокая миграция населения;

- увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста при одновременном снижении численности лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста;

- снижение численности городского населения.

По отношению к 2008 году количество жителей сократилось на 600 человек (1,2 %). За период с 2006 по 2009 год число жителей города Мончегорска уменьшилось на 1,9 тыс. человек. Основными факторами сокращения численности населения стали миграционная убыль (-8,2 чел. на 1000 человек), вызванная реализацией федеральной целевой программы "Жилище", близость промышленного производства, кроме того, часть молодежи после окончания учебных заведений в других городах остается жить и работать там.

При реализации проекта необходимо учесть вышеназванные тенденции, а также демографические проблемы страны в целом, вызванные резким сокращением рождаемости в начале 90-х годов, что в 2010 году привело к значительному сокращению молодежи, входящей в состав населения трудоспособного возраста. В Мончегорске с 2001 по 2009 год численность населения в возрасте от 15 до 18 лет сократилась на 37 %.

Ситуация на рынке труда города Мончегорска характеризуется высокой динамичностью. Основным работодателем является градообразующее предприятие - ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "КГМК"). В 2006 году доля занятых на этом предприятии составляла 45,9 % от общей численности занятых в городе, к 2009 году она сократилась до 31 %. Это произошло в основном за счет оптимизации численности и структуры путем выделения части структурных подразделений ОАО "КГМК" в отдельные предприятия и передачи части функций на аутсорсинг. Мероприятия по оптимизации численности были проведены и другими предприятиями и организациями города, что отразилось на рынке труда.

Численность безработных колеблется: в 2006 году - 2,4 тыс. человек, 2007 год - 1,9 тыс. человек, 2008 год - 1,3 тыс. человек, 2009 год - 1,7 тыс. человек. При этом наблюдался рост количества вакансий (с 935 в 2006 году до 1716 в 2009 году), что привело в 2009 году к дисбалансу количества безработных и количества вакансий. Это является показателем несоответствия спроса и предложения прежде всего по качеству предложения (в службу занятости обращаются в основном представители рабочих специальностей, заявленные вакансии - также в основном рабочие специальности).

Количество обратившихся в службу занятости увеличилось на 38 % по сравнению с 2008 годом. Это свидетельствует о неудовлетворенности своей работой 5,5 тысячи занятых людей (почти 20 %), важно отметить, что в основном это люди молодого (16 - 29 лет) и среднего (30 - 50 лет) возраста. Низкий уровень заработной платы и, соответственно, доходов населения стимулирует людей на поиск дополнительного заработка или более оплачиваемой работы, в том числе в других населенных пунктах области и за пределами региона. Невысокий размер пенсий вынуждает людей пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. Более 30 % обратившихся в службу занятости не имеют опыта работы (обратились впервые).

Результаты анализа рынка труда показывают, что в городе имеется значительный кадровый потенциал, состоящий из работающих лиц, желающих выполнять более квалифицированную и более высокооплачиваемую работу. Большинство из них владеет рабочими специальностями, но уровень их квалификации не соответствует требованиям современного производства. Кроме того, особого внимания требует вопрос молодежной занятости: необходимы престижные рабочие места для привлечения молодых мончегорцев, получивших профессиональное образование в других городах, при этом необходимы специальные мероприятия для молодежи, не имеющей опыта работы.

В муниципальном образовании город Мончегорск с подведомственной территорией на 01.10.2009 зарегистрирована 651 организация, что на 43 единицы больше количества организаций на начало текущего года. За период с января по сентябрь 2009 года зарегистрировано 68 организаций, официально ликвидировано 17 организаций. Коэффициент прироста на 1000 организаций составляет 87,8 ед. против показателя аналогичного периода прошлого года - 52,9 единицы.

Существенную долю промышленности составляет градообразующее предприятие ОАО "Кольская ГМК", которое является основным заказчиком продукции, работ и услуг у предприятий промышленного и строительного комплекса, расположенных на территории города Мончегорска. Кроме ОАО "КГМК" структура экономики города представлена различными видами деятельности, которые несопоставимы по объемам с деятельностью градообразующего предприятия (таблица № 1). В результате местный бюджет формируется в основном за счет поступлений ОАО "КГМК", что в итоге создает зависимость социально-экономического положения города от финансовой устойчивости одного предприятия.

Таблица № 1


Объем
отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, млн. рублей, в ценах соответствующих лет

Показатели

Отчет

Оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.


Промышленное производство

1. Добыча полезных ископаемых

1,4

1,4

2. Обрабатывающие производства

43994,6 <*>

28533,4 <*>

24984,0

2.1. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак

76,5

96,9

93,8

2.2. Текстильное и швейное производство

35,4 <*>

36,9 <*>

33,1

2.3. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

10,5 <*>

9,9 <*>

10,9

2.4. Химическое производство

92,2

253,8

165,8

2.5. Производство резиновых и пластмассовых изделий

91,9 <*>

114,5 <*>

110,7

2.6. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов

8,0 <*>

16,9 <*>

11,4

2.7. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

43529,4

27796,9

24325,0

2.8. Производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов

90,3 <*>

93,0 <*>

75,0

2.9. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

60,4 <*>

114,5 <*>

158,3

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

793,7 <*>

761,9 <*>

853,0

Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых + обрабатывающие производства + производство и распределение электроэнергии, газа и воды), в % к предыдущему году

97,5 <*>

88,3 <*>

95,7


Сельское хозяйство

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

37,8

44,2

8,7

1. Растениеводство

19,8

8,2

8,5

2. Животноводство

18,0

36,0

0,2


Рынок товаров и услуг

1. Оборот розничной торговли

2871,4

3647,8

3915,0

2. Оборот общественного питания

231,5

281,0

280,5

3. Объем платных услуг населению

1838,1

2034,7

2310,0

в т.ч. бытовые услуги

186,6

207,7

220

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»