ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2010 года № 341-ПП/12
Об утверждении Концепции создания индустриального парка в городе Мончегорске
С целью создания благоприятных условий для развития предприятий реального сектора экономики Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Концепцию создания индустриального парка в городе Мончегорске (далее - индустриальный парк);
- состав межведомственной рабочей группы по разработке и реализации пилотного проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске" (далее - рабочая группа).
2. Министерству экономического развития Мурманской области (Ефремов Ю.Л.) совместно с Комитетом промышленности Мурманской области (Крапивин О.В.) и Министерством финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) подготовить проект постановления Правительства Мурманской области о внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 17.09.2008 № 445-ПП/15, предусмотрев в мероприятиях программы финансирование проектно-сметных работ по созданию индустриального парка в сумме 5 млн. рублей.
3. Рабочей группе (Портная Н.О.):
- в срок до 20.10.2010 обеспечить разработку детального плана реализации пилотного проекта "Создание индустриального парка в городе Мончегорске" с использованием программы Microsoft Project;
- подготовить документы для привлечения средств федерального бюджета;
- реализовать проект.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Портную Н.О.
Губернатор Мурманской области
Д.В.ДМИТРИЕНКО
Концепция создания индустриального парка в городе Мончегорске
Уже несколько лет во многих регионах России применяется положительный итальянский опыт по созданию промышленных округов <1> как новой и эффективной формы территориальной организации производства, направленной на обеспечение комплексного промышленного развития муниципальных образований и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Программы по их созданию уже разработаны во многих регионах страны (Московская, Новосибирская, Липецкая области, город Набережные Челны и др.). В Московской области даже принят первый в стране закон, регламентирующий создание в регионе промышленных округов.
--------------------------------
<1> Промышленный (индустриальный) округ - это участок (участки) земель промышленного назначения, расположенный на территории одного или нескольких муниципальных образований, оборудованный(ые) элементами инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры и предоставляемый для размещения производств и предприятий промышленного сервиса. На территории промышленных округов могут размешаться промышленные, технологические, логистические и офисно-деловые парки, другие объекты инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности.
В Мурманской области имеется значительный потенциал для развития реального сектора экономики, в том числе малых и средних предприятий: неиспользуемые промышленные объекты, свободная рабочая сила, избыток электроэнергии, техногенные месторождения и отходы производства (как ресурс), инновационные разработки и новые технологии обогащения.
Анализ схемы территориального планирования Мурманской области показал, что на территории Мурманской области земли промышленного назначения составляют 43,9 тыс. га, в том числе 1,2 тыс. га - собственность юридических лиц, 42,7 тыс. га - собственность не разграничена, но практически все участки закреплены за предприятиями. Мощности промышленных предприятий задействованы на 50 - 60 %. Реализация политики энергосбережения приведет к еще большему снижению загрузки работающих не на полную мощность генерирующих предприятий, а значит, к снижению их эффективности.
С целью создания организационно-правовых механизмов формирования и развития промышленных округов в Мурманской области Комитетом промышленности Мурманской области совместно с администрацией муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией и ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" разработан пилотный проект "Создание индустриального парка <2> в городе Мончегорске".
--------------------------------
<2> Промышленный (индустриальный) парк - это управляемый единым оператором парка комплекс объектов недвижимости, включающий комплекс производственных, складских и офисных помещений, расположенный на одном или нескольких примыкающих друг к другу участках промышленных земель и объединенный единой концепцией развития, а также юридической, технической, коммунальной и транспортной инфраструктурой. Промышленные (индустриальные) парки могут быть межотраслевыми или специализироваться на одной или нескольких смежных отраслях.
Опыт, полученный при реализации этого проекта, планируется использовать при формировании промышленных округов с непосредственным участием крупных промышленных предприятий региона на основе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.
Инициаторами проекта являются ОАО "Кольская ГМК" и администрация города Мончегорска. Проект поддержан Правительством Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 16.04.2010 № 166-ПП).
Актуальность проекта вызвана необходимостью диверсификации экономики и снижения зависимости социально-экономической ситуации в городе от стабильности работы градообразующего предприятия - ОАО "Кольская ГМК".
Цель создания индустриального парка в городе Мончегорске: диверсификация экономики муниципального образования город Мончегорск за счет создания благоприятных условий для размещения новых производств на базе неиспользуемых объектов промышленной недвижимости.
Параллельная цель: разработка организационно-экономических и правовых механизмов создания промышленных округов в Мурманской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать региональную нормативную правовую базу создания и функционирования промышленных парков и промышленных округов.
2. Разработать проектно-сметную документацию, определить источники финансирования проекта и осуществить ремонт объектов.
3. Провести конкурс и выбрать управляющую компанию.
4. Создать и запустить структурные подразделения индустриального парка (инжиниринговый центр, бизнес-инкубатор, демонстрационно-выставочный центр, логистический центр).
5. Организовать продвижение услуг Мончегорского индустриального парка, привлечение резидентов.
При реализации проекта будут использованы механизмы государственно-частного партнерства. В результате реализации проекта ожидается создание 20 - 30 промышленных предприятий и предприятий промышленного сервиса, на которых будет создано около 200 новых рабочих мест. Это позволит увеличить налогооблагаемую базу только по налогу на доходы физических лиц на 50 млн. рублей в год. Опыт, полученный в процессе реализации проекта, будет использован при создании промышленного округа Мончегорский, других промышленных парков и округов.
На территории города Мончегорска по состоянию на 01.01.2009 проживает 51 тыс. человек, средний возраст жителей - 37 лет.
Демографическая обстановка на территории города Мончегорска и подчиненных ему населенных пунктов характеризуется следующими негативными тенденциями:
- сокращение численности населения;
- высокая миграция населения;
- увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста при одновременном снижении численности лиц трудоспособного и моложе трудоспособного возраста;
- снижение численности городского населения.
По отношению к 2008 году количество жителей сократилось на 600 человек (1,2 %). За период с 2006 по 2009 год число жителей города Мончегорска уменьшилось на 1,9 тыс. человек. Основными факторами сокращения численности населения стали миграционная убыль (-8,2 чел. на 1000 человек), вызванная реализацией федеральной целевой программы "Жилище", близость промышленного производства, кроме того, часть молодежи после окончания учебных заведений в других городах остается жить и работать там.
При реализации проекта необходимо учесть вышеназванные тенденции, а также демографические проблемы страны в целом, вызванные резким сокращением рождаемости в начале 90-х годов, что в 2010 году привело к значительному сокращению молодежи, входящей в состав населения трудоспособного возраста. В Мончегорске с 2001 по 2009 год численность населения в возрасте от 15 до 18 лет сократилась на 37 %.
Ситуация на рынке труда города Мончегорска характеризуется высокой динамичностью. Основным работодателем является градообразующее предприятие - ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "КГМК"). В 2006 году доля занятых на этом предприятии составляла 45,9 % от общей численности занятых в городе, к 2009 году она сократилась до 31 %. Это произошло в основном за счет оптимизации численности и структуры путем выделения части структурных подразделений ОАО "КГМК" в отдельные предприятия и передачи части функций на аутсорсинг. Мероприятия по оптимизации численности были проведены и другими предприятиями и организациями города, что отразилось на рынке труда.
Численность безработных колеблется: в 2006 году - 2,4 тыс. человек, 2007 год - 1,9 тыс. человек, 2008 год - 1,3 тыс. человек, 2009 год - 1,7 тыс. человек. При этом наблюдался рост количества вакансий (с 935 в 2006 году до 1716 в 2009 году), что привело в 2009 году к дисбалансу количества безработных и количества вакансий. Это является показателем несоответствия спроса и предложения прежде всего по качеству предложения (в службу занятости обращаются в основном представители рабочих специальностей, заявленные вакансии - также в основном рабочие специальности).
Количество обратившихся в службу занятости увеличилось на 38 % по сравнению с 2008 годом. Это свидетельствует о неудовлетворенности своей работой 5,5 тысячи занятых людей (почти 20 %), важно отметить, что в основном это люди молодого (16 - 29 лет) и среднего (30 - 50 лет) возраста. Низкий уровень заработной платы и, соответственно, доходов населения стимулирует людей на поиск дополнительного заработка или более оплачиваемой работы, в том числе в других населенных пунктах области и за пределами региона. Невысокий размер пенсий вынуждает людей пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. Более 30 % обратившихся в службу занятости не имеют опыта работы (обратились впервые).
Результаты анализа рынка труда показывают, что в городе имеется значительный кадровый потенциал, состоящий из работающих лиц, желающих выполнять более квалифицированную и более высокооплачиваемую работу. Большинство из них владеет рабочими специальностями, но уровень их квалификации не соответствует требованиям современного производства. Кроме того, особого внимания требует вопрос молодежной занятости: необходимы престижные рабочие места для привлечения молодых мончегорцев, получивших профессиональное образование в других городах, при этом необходимы специальные мероприятия для молодежи, не имеющей опыта работы.
В муниципальном образовании город Мончегорск с подведомственной территорией на 01.10.2009 зарегистрирована 651 организация, что на 43 единицы больше количества организаций на начало текущего года. За период с января по сентябрь 2009 года зарегистрировано 68 организаций, официально ликвидировано 17 организаций. Коэффициент прироста на 1000 организаций составляет 87,8 ед. против показателя аналогичного периода прошлого года - 52,9 единицы.
Существенную долю промышленности составляет градообразующее предприятие ОАО "Кольская ГМК", которое является основным заказчиком продукции, работ и услуг у предприятий промышленного и строительного комплекса, расположенных на территории города Мончегорска. Кроме ОАО "КГМК" структура экономики города представлена различными видами деятельности, которые несопоставимы по объемам с деятельностью градообразующего предприятия (таблица № 1). В результате местный бюджет формируется в основном за счет поступлений ОАО "КГМК", что в итоге создает зависимость социально-экономического положения города от финансовой устойчивости одного предприятия.
Объем
отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, млн. рублей, в ценах соответствующих лет
Показатели | Отчет | Оценка | |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
| |||
1. Добыча полезных ископаемых | 1,4 | 1,4 | |
2. Обрабатывающие производства | 43994,6 <*> | 28533,4 <*> | 24984,0 |
2.1. Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак | 76,5 | 96,9 | 93,8 |
2.2. Текстильное и швейное производство | 35,4 <*> | 36,9 <*> | 33,1 |
2.3. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность | 10,5 <*> | 9,9 <*> | 10,9 |
2.4. Химическое производство | 92,2 | 253,8 | 165,8 |
2.5. Производство резиновых и пластмассовых изделий | 91,9 <*> | 114,5 <*> | 110,7 |
2.6. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 8,0 <*> | 16,9 <*> | 11,4 |
2.7. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 43529,4 | 27796,9 | 24325,0 |
2.8. Производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов | 90,3 <*> | 93,0 <*> | 75,0 |
2.9. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 60,4 <*> | 114,5 <*> | 158,3 |
3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 793,7 <*> | 761,9 <*> | 853,0 |
Индекс промышленного производства (добыча полезных ископаемых + обрабатывающие производства + производство и распределение электроэнергии, газа и воды), в % к предыдущему году | 97,5 <*> | 88,3 <*> | 95,7 |
| |||
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий | 37,8 | 44,2 | 8,7 |
1. Растениеводство | 19,8 | 8,2 | 8,5 |
2. Животноводство | 18,0 | 36,0 | 0,2 |
| |||
1. Оборот розничной торговли | 2871,4 | 3647,8 | 3915,0 |
2. Оборот общественного питания | 231,5 | 281,0 | 280,5 |
3. Объем платных услуг населению | 1838,1 | 2034,7 | 2310,0 |
в т.ч. бытовые услуги | 186,6 | 207,7 | 220 |