ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2010 года № 270-ПП


О внесении изменений в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год



В связи с увеличением объема финансирования Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год Правительство Мурманской области

постановляет:

1. Внести изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 12.01.2010 № 6-ПП «О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2010 № 158-ПП), и изложить ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 22 февраля 2010 года.


Губернатор Мурманской области
Д. ДМИТРИЕНКО.


Приложение



ПРОГРАММА
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год


Паспорт

Наименование программы

- Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти области

- Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Основания для разработки

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

- постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Срок реализации Программы

- 2010 год

Цель Программы

- принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Мурманской области

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения области.

4. Содействие трудоустройству инвалидов

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения (простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

3. Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений.

4. Содействие трудоустройству инвалидов.

5. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

6. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест постоянного и временного характера

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы в 2010 году - 151229,9 тыс. руб., в том числе:

- субсидии из федерального бюджета - 143668,4 тыс. руб.;

- средства из бюджета Мурманской области 7561,5 тыс. руб.

Целевые показатели Программы

- недопущение роста регистрируемой безработицы в целом по области выше уровня 2,7 % экономически активного населения, снижение уровня безработицы в моногородах до 2,9 % к концу 2010 года;

- снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 2,8.

Показатели результативности Программы

- прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации не менее 323 работниками организаций, находящимися под угрозой увольнения;

- создание 3000 временных рабочих мест позволит обеспечить занятость из числа работников организаций в случае угрозы увольнения и временное трудоустройство на общественные работы признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в количестве не менее 3000 человек;

- создание 277 временных рабочих мест позволит обеспечить стажировку не менее 277 выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального образования в целях приобретения опыта работы;

- оснащение рабочих мест специальным оборудованием (25 рабочих мест) на предприятиях, использующих труд инвалидов, позволит обеспечить работой 25 инвалидов;

- создание не менее 909 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

- оказание адресной финансовой поддержки не менее 40 жителям области для трудоустройства в другой местности на рабочие места постоянного и временного характера.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Мировой финансовый кризис оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие как России в целом, так и Мурманской области.

Итоги социально-экономического развития области за январь - ноябрь и оценка ситуации до конца 2009 года свидетельствуют, что практически по всем макроэкономическим показателям результаты в 2009 году ожидаются ниже уровня прошлого года. Тем не менее, темпы падения объемов промышленного производства в Мурманской области ниже, чем в среднем по России: индекс производства в январе-ноябре составил 92,1 % к уровню аналогичного периода 2008 года, тогда как в среднем по России - 86,5 %. Объем строительных работ в регионе сократился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 36,2 % и составил 11,2 млрд. рублей. Однако начало реализации крупных инвестиционных проектов, а также прогнозируемое увеличение строительства жилья положительно скажется на росте объемов работ в строительстве в 2010-2011 годах.

В 2009 году замедлились темпы роста заработной платы. За 10 месяцев 2009 года среднемесячная заработная плата возросла на 12,5 % против 26,5 % в соответствующем периоде 2008 года. По оценке, в 2009 году ее реальное содержание уменьшится на 1,2 % и составит 26570 рублей.

Задолженность по ее выплате увеличилась с начала 2009 года почти в 4 раза и составила на 1 декабря 2009 года 93,1 млн. рублей. Более 50 процентов задолженности имеют организации, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу. Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета составляет 52,6 млн. рублей. В организациях, финансируемых из областного и местных бюджетов, задолженность отсутствует на протяжении последних трех лет.

В январе-ноябре 2009 года среднедушевые доходы населения увеличились на 12,1 %, но реальные снизились на 0,5 %.

По оценке, прожиточный минимум увеличится в 2009 году на 15 % и составит 7757 руб. Доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума составит 15,3 % против 14,8 % в 2008 году.

Ситуация на рынке труда Мурманской области в 2009 году развивалась под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике и социальной сфере региона.

Начавшийся в октябре 2008 года процесс снижения потребности в рабочей силе и рост числа безработных граждан продолжился в 2009 году, и в апреле - мае 2009 года показатели безработицы достигли максимального значения.

За период с января по май 2009 года численность безработных граждан, определяемых по методологии МОТ, возросла с 36,7 до 41,6 тыс. человек, или с 7,1 % до 8,0 % численности экономически активного населения, число официально зарегистрированных в службе занятости безработных граждан увеличилось на 31% и составило 16,5 тысячи человек, уровень зарегистрированной безработицы возрос с 2,4 % до 3,2%, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 2,5 до 3,6.

В последние полгода ситуация на рынке труда Мурманской области стабилизировалась, уровень безработицы и численность безработных снизились и не подвержены значительным изменениям, уменьшились объемы неполной занятости работающих, увеличилось число вакансий.

В сравнении с пиком безработицы, который наблюдался в апреле 2009 года, численность безработных снизилась на 12 % (на 1 мая 2009 г. - 16494 безработных), уровень безработицы уменьшился на 0,4 процентного пункта (на 1 мая 2009 г. - 3,2%), число вакансий увеличилось на 19 % (на 1 мая 2009 г. - 4959 вакансий).

По состоянию на 23 декабря 2009 года на учете в службе занятости зарегистрировано 15903 безработных гражданина, уровень безработицы составляет 3,0 %, в центрах занятости имеются сведения о наличии 4708 вакансий.

Случаев массовых высвобождений работников за период с начала 2009 года не было, поскольку предприятия с целью сохранения кадров вводили режимы неполной занятости. По сведениям предприятий на 23 декабря 2009 года, в условиях неполной занятости трудятся 525 работников предприятий, в простое находятся 55 работников, 51 - предоставлены отпуска без сохранения заработной платы. Эти показатели в разы меньше по сравнению с мартом 2009 года. В центрах занятости имеются сведения о предстоящем высвобождении 1454 работников предприятий и организаций.

Начиная с октября 2008 года предприятиями области в органы службы занятости были поданы сведения о планируемых высвобождениях 13676 работников, фактически было уволено 8700 граждан. Половина из них трудоустроились на этих или других предприятиях, оформили пенсию по возрасту или уже имели пенсию и не пожелали продолжать трудовую деятельность.

Поддержанию стабильности на рынке труда способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации и региональным Правительством, а также реализация мероприятий Программы содействия занятости на 2009-2011 годы и Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год.

В мероприятия Программы предполагалось вовлечь 5599 человек. По состоянию на 23 декабря 2009 года все количественные показатели по числу участников мероприятий выполнены в полном объеме:

- на опережающее обучение направлено 926 работников;

- в рамках программ общественных работ, временного трудоустройства, стажировки граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения трудоустроено 3796 человек;

- с 850 безработными заключены договоры, подтвержденные свидетельствами на право заниматься предпринимательской деятельностью, на получение субсидии для открытия собственного дела;

- оказана адресная финансовая поддержка 27 жителям области для переезда в другую местность для трудоустройства.

В 2010 году ситуация на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений. Продолжится тенденция снижения численности населения. Среднегодовая численность населения в 2010 году составит 831,7 тыс. человек, или 92,2 % к уровню 2009 года.

Уменьшение численности трудоспособного населения окажет негативное влияние на формирование трудовых ресурсов региона. В 2010 году численность трудовых ресурсов сократится до 588,2 тыс. человек против 591,2 тыс. человек в 2009 году. Численность экономически активного населения даже при условии сохранения высокого уровня трудового участия населения также начнет снижаться.

Уменьшение численности потенциальных работников, особенно квалифицированных, в условиях структурной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы является одним из значимых барьеров экономического роста.

Тенденция снижения численности экономически активного населения потребует активных компенсирующих мер: обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями регионального рынка, а также предоставления более широких возможностей для использования трудового потенциала молодежи, женщин, пожилых людей.

Постепенный выход экономики из кризиса, нормализация работы базовых предприятий и начало реализации крупных инвестиционных проектов в 2010-2012 годах будут содействовать повышению эффективности использования кадрового потенциала, росту объемов работ в строительстве и внедрению новых технологий субъектами малого и среднего предпринимательства.

В 2010 году увеличится количество субъектов малого и среднего предпринимательства, возрастет среднесписочная численность работников. Оборот средних, малых и микропредприятий по сравнению с 2009 годом увеличится на 1,2 %.

Необходимость сокращения издержек производства, а также сохранение задолженности по оплате труда и несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда будут являться сдерживающими факторами роста заработной платы.

В 2010 году в случае более динамичного восстановления экономики региона реальные располагаемые доходы составят 101 % к уровню 2009 года, размер номинальной заработной платы занятых в организациях области возрастет до 29750 рублей, а ее реальное наполнение по сравнению с 2009 годом увеличится на 1,1 %.

В 2010 году на рынке труда области ожидаются изменения спроса и предложения рабочей силы. В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению и по собственному желанию, будет на уровне 2009 года, но возрастет число граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.

Согласно прогнозным расчетам, в 2010 году за помощью в трудоустройстве в службу занятости обратятся свыше 50,0 тысяч человек из числа незанятого населения, в том числе 6000 человек - высвобождаемые работники, 3000 - бывшие военнослужащие и гражданский персонал войсковых частей, 15000 - уволенные по собственному желанию, 20000 - лица, ранее не работавшие, а также имеющие длительный перерыв в работе, 2200 - выпускники учреждений профессионального образования, 4000 - граждане, относящиеся к категории инвалидов.

В развитии рынка труда сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программных методов:

- в области устойчива дифференциация территорий по уровню безработицы - в 8 городах и районах ее показатель превышает среднеобластной в полтора-два раза и выше, а в Терском районе - в 6 раз;

- растет безработица на территориях с монопрофильной структурой производства (в г. Полярные Зори число безработных увеличилось с начала года на 57 %, г. Апатиты - на 26 %, г. Оленегорске - на 23 %, г. Мончегорске - на 21 %, гг. Кировск и Кандалакша - на 6 %);

- сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы как по количественному, так и по профессиональному составу. Большая часть вакансий сосредоточена в областном центре, в остальных городах и районах предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее;

- остается низким качество рабочей силы - свыше 40 % зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования;

- значительную часть безработных граждан составляют группы с низкой конкурентоспособностью, что затрудняет их трудоустройство: молодежь (удельный вес молодежи в общей численности безработных увеличился в 2009 году на 2 %), инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком.

Введение режимов неполной занятости работающих, высвобождение работников в связи с сокращением численности или штата влекут за собой снижение количества свободных рабочих мест, уменьшение вариантов занятости для граждан, ищущих работу. В 2010 году возможно усложнение проблемы в связи с высвобождением военнослужащих. Из 1454 граждан, подлежащих высвобождению в ближайшие 2 месяца, свыше 90 % - гражданский персонал войсковых частей.

Среди высвобождаемых наиболее многочисленна группа работников, обеспечивающих финансово-экономическую деятельность войсковых подразделений, медперсонал военных медицинских учреждений, связисты, работники пищеблоков.

Программой содействия занятости населения Мурманской области на 2009-2011 годы предусмотрено в 2010 году:

- трудоустроить 19000 граждан из числа незанятого населения, в т. ч. около 3000 высвобожденных работников, 800 выпускников образовательных учреждений;

- направить на профессиональное обучение 3787 безработных;

- организовать общественные работы, временное трудоустройство для 7500 человек, в т. ч. для 500 высвобожденных работников;

- оказать консультационные услуги по содействию самозанятости 1300 гражданам.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области, которое является уполномоченным органом по организации работы по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы и формированию квот, уменьшена квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году на 783 человека по следующим видам экономической деятельности: строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, т.к. в 2009 году именно в этих отраслях произошло наибольшее сокращение численности работающих (приложение № 9).

С учетом сложившейся ситуации численность иностранных граждан, привлекаемых в регион, не должна превысить 1,9 тысячи человек.

Однако для поддержания стабильной обстановки на рынке труда указанных мер недостаточно. По предварительному варианту развития ситуации на рынке труда прогнозировалось, что численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, может составить в среднегодовом исчислении 14,6 тысячи человек, уровень безработицы - 2,8 % экономически активного населения.

По варианту развития ситуации с учетом выхода на рынок труда высвобожденных с предприятий работников (6,0 тысяч человек обратятся в службу занятости), выпускников учреждений профессионального образования (до 2,2 тысячи человек) и имеющих длительный перерыв в трудовой деятельности (до 20,0 тысяч человек) численность безработных может возрасти до 16-16,5 тысячи человек, а уровень безработицы - до 3,2 % экономически активного населения.

В целях предотвращения критической ситуации существует необходимость в разработке и принятии Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области в 2010 году, предусматривающей:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. Опережающее профессиональное обучение 323 чел. системообразующих (градообразующих, бюджетообразующих) и крупных предприятий Мурманской области по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях;

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу (не менее 3000 чел.), будет способствовать сохранению кадрового состава организаций и в значительной степени снизит напряженность на рынках труда, особенно в городах и районах с монопрофильной структурой производства и низкой потребностью в рабочей силе. Программой предусмотрено направить не менее 277 выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального образования на стажировку в целях приобретения опыта работы;

- содействие трудоустройству инвалидов. Программой предусмотрено оснащение 25 рабочих мест специальным оборудованием, обеспечивающим условия труда инвалидов;

- развитие предпринимательских инициатив (909 чел.) безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет развития малого предпринимательства и самозанятости;

- развитие территориальной трудовой мобильности населения Мурманской области (40 чел.). Перераспределение трудовых ресурсов с учетом спроса на рабочую силу будет способствовать сохранению конкурентоспособного кадрового потенциала региона до периода устранения негативных экономических тенденций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»