ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2010 года № 158-ПП


О внесении изменений в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год


С целью реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год Правительство Мурманской области постановляет:

1. Внести изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 12.01.2010 № 6-ПП «О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год», и изложить ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 25 января 2010 года.


Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко


Приложение


ПРОГРАММА
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год

Мурманск
2010

Паспорт

Наименование программы

- Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2010 год (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти области

- Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Основания для разработки

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями);

- постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Срок реализации Программы

- 2010 год

Цель Программы

- принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Мурманской области

Задачи Программы

Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.

Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

Развитие территориальной трудовой мобильности населения области.

Содействие трудоустройству инвалидов

Основные мероприятия Программы

Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения (простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников).

Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

Стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений.

Содействие трудоустройству инвалидов.

Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест постоянного и временного характера

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы в 2010 году - 77146,0 тыс. руб., в том числе:

- субсидии из федерального бюджета - 73288,7 тыс. руб.;     

- средства из бюджета Мурманской области 3857,3 тыс. руб.

Целевые показатели Программы

- недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,8 % экономически активного населения к концу 2010 года;

- снижение коэффициента напряженности на рынке труда до 2,8.

Показатели результативности Программы

- прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации не менее 189 работниками организаций, находящимися под угрозой увольнения;

- создание 995 временных рабочих мест позволит обеспечить занятость из числа работников организаций в случае угрозы увольнения и временное трудоустройство на общественные работы признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, в количестве не менее 995 человек;

- создание 277 временных рабочих мест позволит обеспечить стажировку не менее 277 выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального образования в целях приобретения опыта работы;

- оснащение рабочих мест специальным оборудованием (25 рабочих мест) на предприятиях, использующих труд инвалидов, позволит обеспечить работой 25 инвалидов;

- создание не менее 525 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

- оказание адресной финансовой поддержки не менее 40 жителям области для трудоустройства в другой местности на рабочие места постоянного и временного характера.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами     


Мировой финансовый кризис оказал значительное влияние на социально-экономическое развитие как России в целом, так и Мурманской области.

Итоги социально-экономического развития области за январь - ноябрь и оценка ситуации до конца 2009 года свидетельствуют, что практически по всем макроэкономическим показателям результаты в 2009 году ожидаются ниже уровня прошлого года. Тем не менее, темпы падения объемов промышленного производства в Мурманской области ниже, чем в среднем по России: индекс производства в январе-ноябре составил 92,1 % к уровню аналогичного периода 2008 года, тогда как в среднем по России - 86,5 %. Объем строительных работ в регионе сократился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 36,2 % и составил 11,2 млрд. рублей. Однако начало реализации крупных инвестиционных проектов, а также прогнозируемое увеличение строительства жилья положительно скажется на росте объемов работ в строительстве в 2010-2011 годах.

В 2009 году замедлились темпы роста заработной платы. За 10 месяцев 2009 года среднемесячная заработная плата возросла на 12,5 % против 26,5 % в соответствующем периоде 2008 года. По оценке, в 2009 году ее реальное содержание уменьшится на 1,2 % и составит 26570 рублей.

Задолженность по ее выплате увеличилась с начала 2009 года почти в 4 раза и составила на 1 декабря 2009 года 93,1 млн. рублей. Более 50 процентов задолженности имеют организации, относящиеся к оборонно-промышленному комплексу. Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета составляет 52,6 млн. рублей. В организациях, финансируемых из областного и местных бюджетов, задолженность отсутствует на протяжении последних трех лет.

В январе-ноябре 2009 года среднедушевые доходы населения увеличились на 12,1 %, но реальные снизились на 0,5 %.

По оценке, прожиточный минимум увеличится в 2009 году на 15 % и составит 7757 руб. Доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума составит 15,3 % против 14,8 % в 2008 году.

Ситуация на рынке труда Мурманской области в 2009 году развивалась под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике и социальной сфере региона.

Начавшийся в октябре 2008 года процесс снижения потребности в рабочей силе и рост числа безработных граждан продолжился в 2009 году, и в апреле - мае 2009 года показатели безработицы достигли максимального значения.

За период с января по май 2009 года численность безработных граждан, определяемых по методологии МОТ, возросла с 36,7 до 41,6 тыс. человек, или с 7,1 % до 8,0 % численности экономически активного населения, число официально зарегистрированных в службе занятости безработных граждан увеличилось на 31% и составило 16,5 тысячи человек, уровень зарегистрированной безработицы возрос с 2,4 % до 3,2%, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 2,5 до 3,6.

В последние полгода ситуация на рынке труда Мурманской области стабилизировалась, уровень безработицы и численность безработных снизились и не подвержены значительным изменениям, уменьшились объемы неполной занятости работающих, увеличилось число вакансий.

В сравнении с пиком безработицы, который наблюдался в апреле 2009 года, численность безработных снизилась на 12 % (на 1 мая 2009 г. - 16494 безработных), уровень безработицы уменьшился на 0,4 процентного пункта (на 1 мая 2009 г. - 3,2%), число вакансий увеличилось на 19 % (на 1 мая 2009 г. - 4959 вакансий).

По состоянию на 23 декабря 2009 года на учете в службе занятости зарегистрировано 15903 безработных гражданина, уровень безработицы составляет 3,0 %, в центрах занятости имеются сведения о наличии 4708 вакансий.

Случаев массовых высвобождений работников за период с начала 2009 года не было, поскольку предприятия с целью сохранения кадров вводили режимы неполной занятости. По сведениям предприятий на 23 декабря 2009 года, в условиях неполной занятости трудятся 525 работников предприятий, в простое находятся 55 работников, 51 - предоставлены отпуска без сохранения заработной платы. Эти показатели в разы меньше по сравнению с мартом 2009 года. В центрах занятости имеются сведения о предстоящем высвобождении 1454 работников предприятий и организаций.

Начиная с октября 2008 года предприятиями области в органы службы занятости были поданы сведения о планируемых высвобождениях 13676 работников, фактически было уволено 8700 граждан. Половина из них трудоустроились на этих или других предприятиях, оформили пенсию по возрасту или уже имели пенсию и не пожелали продолжать трудовую деятельность.

Поддержанию стабильности на рынке труда способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации и региональным Правительством, а также реализация мероприятий Программы содействия занятости на 2009-2011 годы и Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год.

В мероприятия Программы предполагалось вовлечь 5599 человек. По состоянию на 23 декабря 2009 года все количественные показатели по числу участников мероприятий выполнены в полном объеме:

- на опережающее обучение направлено 926 работников;

- в рамках программ общественных работ, временного трудоустройства, стажировки граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы увольнения трудоустроено 3796 человек;

- с 850 безработными заключены договоры, подтвержденные свидетельствами на право заниматься предпринимательской деятельностью, на получение субсидии для открытия собственного дела;

- оказана адресная финансовая поддержка 27 жителям области для переезда в другую местность для трудоустройства.

В 2010 году ситуация на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений. Продолжится тенденция снижения численности населения. Среднегодовая численность населения в 2010 году составит 831,7 тыс. человек, или 92,2 % к уровню 2009 года.

Уменьшение численности трудоспособного населения окажет негативное влияние на формирование трудовых ресурсов региона. В 2010 году численность трудовых ресурсов сократится до 588,2 тыс. человек против 591,2 тыс. человек в 2009 году. Численность экономически активного населения даже при условии сохранения высокого уровня трудового участия населения также начнет снижаться.

Уменьшение численности потенциальных работников, особенно квалифицированных, в условиях структурной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы является одним из значимых барьеров экономического роста.

Тенденция снижения численности экономически активного населения потребует активных компенсирующих мер: обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями регионального рынка, а также предоставления более широких возможностей для использования трудового потенциала молодежи, женщин, пожилых людей.

Постепенный выход экономики из кризиса, нормализация работы базовых предприятий и начало реализации крупных инвестиционных проектов в 2010-2012 годах будут содействовать повышению эффективности использования кадрового потенциала, росту объемов работ в строительстве и внедрению новых технологий субъектами малого и среднего предпринимательства.

В 2010 году увеличится количество субъектов малого и среднего предпринимательства, возрастет среднесписочная численность работников. Оборот средних, малых и микропредприятий по сравнению с 2009 годом увеличится на 1,2 %.

Необходимость сокращения издержек производства, а также сохранение задолженности по оплате труда и несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда будут являться сдерживающими факторами роста заработной платы.

В 2010 году в случае более динамичного восстановления экономики региона реальные располагаемые доходы составят 101 % к уровню 2009 года, размер номинальной заработной платы занятых в организациях области возрастет до 29750 рублей, а ее реальное наполнение по сравнению с 2009 годом увеличится на 1,1 %.

В 2010 году на рынке труда области ожидаются изменения спроса и предложения рабочей силы. В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению и по собственному желанию, будет на уровне 2009 года, но возрастет число граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва.

Согласно прогнозным расчетам, в 2010 году за помощью в трудоустройстве в службу занятости обратятся свыше 50,0 тысяч человек из числа незанятого населения, в том числе 6000 человек - высвобождаемые работники, 3000 - бывшие военнослужащие и гражданский персонал войсковых частей, 15000 - уволенные по собственному желанию, 20000 - лица, ранее не работавшие, а также имеющие длительный перерыв в работе, 2200 - выпускники учреждений профессионального образования, 4000 - граждане, относящиеся к категории инвалидов.

В развитии рынка труда сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программных методов:

- в области устойчива дифференциация территорий по уровню безработицы - в 8 городах и районах ее показатель превышает среднеобластной в полтора-два раза и выше, а в Терском районе - в 6 раз;

- растет безработица на территориях с монопрофильной структурой производства (в г. Полярные Зори число безработных увеличилось с начала года на 57 %, г. Апатиты - на 26 %, г. Оленегорске - на 23 %, г. Мончегорске - на 21 %, гг. Кировск и Кандалакша - на 6 %);

- сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы как по количественному, так и по профессиональному составу. Большая часть вакансий сосредоточена в областном центре, в остальных городах и районах предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее;

- остается низким качество рабочей силы - свыше 40 % зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования;

- значительную часть безработных граждан составляют группы с низкой конкурентоспособностью, что затрудняет их трудоустройство: молодежь (удельный вес молодежи в общей численности безработных увеличился в 2009 году на 2 %), инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком.

Введение режимов неполной занятости работающих, высвобождение работников в связи с сокращением численности или штата влекут за собой снижение количества свободных рабочих мест, уменьшение вариантов занятости для граждан, ищущих работу. В 2010 году возможно усложнение проблемы в связи с высвобождением военнослужащих. Из 1454 граждан, подлежащих высвобождению в ближайшие 2 месяца, свыше 90 % - гражданский персонал войсковых частей.

Среди высвобождаемых наиболее многочисленна группа работников, обеспечивающих финансово-экономическую деятельность войсковых подразделений, медперсонал военных медицинских учреждений, связисты, работники пищеблоков.

Программой содействия занятости населения Мурманской области на 2009-2011 годы предусмотрено в 2010 году:

- трудоустроить 19000 граждан из числа незанятого населения, в т. ч. около 3000 высвобожденных работников, 800 выпускников образовательных учреждений;

- направить на профессиональное обучение 3787 безработных;

- организовать общественные работы, временное трудоустройство для 7500 человек, в т. ч. для 500 высвобожденных работников;

- оказать консультационные услуги по содействию самозанятости 1300 гражданам.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области, которое является уполномоченным органом по организации работы по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы и формированию квот, уменьшена квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году на 783 человека по следующим видам экономической деятельности: строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, т. к. в 2009 году именно в этих отраслях произошло наибольшее сокращение численности работающих (приложение № 9).

С учетом сложившейся ситуации численность иностранных граждан, привлекаемых в регион, не должна превысить 1,9 тысячи человек.

Однако для поддержания стабильной обстановки на рынке труда указанных мер недостаточно. По предварительному варианту развития ситуации на рынке труда прогнозировалось, что численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, может составить в среднегодовом исчислении 14,6 тысячи человек, уровень безработицы - 2,8 % экономически активного населения.

По варианту развития ситуации с учетом выхода на рынок труда высвобожденных с предприятий работников (6,0 тысяч человек обратятся в службу занятости), выпускников учреждений профессионального образования (до 2,2 тысячи человек) и имеющих длительный перерыв в трудовой деятельности (до 20,0 тысяч человек) численность безработных может возрасти до 16-16,5 тысячи человек, а уровень безработицы - до 3,2 % экономически активного населения.

В целях предотвращения критической ситуации существует необходимость в разработке и принятии Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области в 2010 году, предусматривающей:

- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения. Опережающее профессиональное обучение 189 чел. системообразующих (градообразующих, бюджетообразующих) и крупных предприятий Мурманской области по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях;

- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения, признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу (не менее 995 чел.), будет способствовать сохранению кадрового состава организаций и в значительной степени снизит напряженность на рынках труда, особенно в городах и районах с монопрофильной структурой производства и низкой потребностью в рабочей силе. Программой предусмотрено направить не менее 277 выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального образования на стажировку в целях приобретения опыта работы;

- содействие трудоустройству инвалидов. Программой предусмотрено оснащение 25 рабочих мест специальным оборудованием, обеспечивающим условия труда инвалидов;

- развитие предпринимательских инициатив (525 чел.) безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет развития малого предпринимательства и самозанятости;

- развитие территориальной трудовой мобильности населения Мурманской области (40 чел.). Перераспределение трудовых ресурсов с учетом спроса на рабочую силу будет способствовать сохранению конкурентоспособного кадрового потенциала региона до периода устранения негативных экономических тенденций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»