ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2010 года № 38-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу
«Поддержка семьи в Мурманской области» на 2009-2011 годы
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 10.03.2011 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 17.02.2011 № 61-ПП
______________________________________________________________________________
В связи с уточнением объемов финансирования долгосрочных целевых программ Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2009-2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 22.08.2008 № 399-ПП/14 «О долгосрочной целевой программе «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2009-2011 годы» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 374-ПП), и изложить ее в новой редакции согласно приложению.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 10.02.2010 № 38-ПП
Долгосрочная целевая программа «Поддержка семьи в Мурманской
области» на 2009-2011 годы
Мурманск, 2010
ПАСПОРТ
Наименование программы | - «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Мурманской области от 22.02.2008 № 72-ПП/3 «О разработке региональной целевой программы «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2009-2011 годы» |
Государственные заказчики | - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области; - Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области; - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области |
Государственный заказчик-координатор | - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области; - Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области; - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области; - Управление информационной политики и взаимодействия со СМИ Аппарата Правительства Мурманской области |
Цели и задачи Программы | Основные цели: - повышение престижа семьи, создание необходимых условий для реализации семьей ее функций (репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной, экономической, социокультурной). Основные задачи: - повышение качества жизни семей; - совершенствование нормативной правовой базы по вопросам социальной поддержки семей; - повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий семей; - расширение сети и совершенствование деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь семье; - создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства; - совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми; - стабилизация семейно-брачных отношений; - поддержка семей и граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - создание условий для полноценного досуга семей; - популяризация в СМИ престижа семьи и семейных ценностей |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Основные индикаторы/показатели по годам 2009 увеличение количества учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям, на 3 единицы 1 увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью 72% увеличение удельного веса повторных рождений (в % от числа родившихся) 44,1% рост числа зарегистрированных браков на 1000 населения 8,0 снижение числа малообеспеченных семей с детьми, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом 3% увеличение числа семей, обслуженных в учреждениях социальной помощи семье и детям, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом 3% |
Сроки реализации Программы | 2009-2011 годы |
Объемы и источники финансирования | - общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 206637,1 тыс. руб., в том числе: - за счет средств областного бюджета 204597,1 тыс. руб., в том числе: в 2009 г. - 42441,1 тыс. руб.; в 2010 г. - 59793,5 тыс. руб.; в 2011 г. - 102362,5 тыс. руб. - из внебюджетных источников - 2040,0 тыс. руб., в том числе: в 2009 г. - 410,0 тыс. руб.; в 2010 г. - 810,0 тыс. руб.; в 2011 г. - 820,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - повышение уровня и качества жизни социально уязвимых семей; - расширение сети и совершенствование деятельности учреждений помощи семье и детям; - расширение спектра и улучшение качества услуг, оказываемых семье и детям; - повышение уровня правовых знаний семьи, информированности семьи о предоставляемых услугах и действующих мерах социальной поддержки; - сокращение масштабов социального сиротства, обеспечение преимущественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях; - создание условий для эффективной социализации молодой семьи (оказание материальной, психологической поддержки); - создание условий для организации полноценного досуга семей; - повышение воспитательной функции семьи, сближение поколений в результате проводимых культурно-массовых и спортивных мероприятий |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Стратегическими целями семейной политики являются укрепление института семьи, развитие семейного образа жизни, обеспечение экономической и социальной основ семейных ценностей, необходимых условий для реализации семьей ее функций, в первую очередь репродуктивной и воспитательной, и повышение качества жизни семьи.
На решение проблем семей Мурманской области направлены в разных сферах более 20 долгосрочных и ведомственных целевых программ, одна из основных программ, направленных на достижение этой цели, - региональная целевая программа «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2006-2008 годы.
В 2007 году на ее реализацию израсходовано более 13 млн. руб., в том числе из средств областного бюджета - более 12 млн. руб.
В рамках реализации программных мероприятий в 2007 году установлены 4 новых вида единовременных семейных региональных пособий, укреплена материально-техническая база 11 учреждений, апробированы 5 новых форм работы с семьей, проведены мероприятия, направленные на повышение престижа семьи. В реализации мероприятий Программы принимали участие общественные объединения и некоммерческие организации.
Поддержка семьи - одно из основных направлений демографической политики.
Несмотря на рост рождаемости в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3,5% и рост числа повторных рождений на 3%, не обеспечивается даже простое воспроизводство населения.
Поэтому в новую программу «Поддержка семьи в Мурманской области» на 2009-2011 годы включены мероприятия, направленные на поддержку семей с детьми, формирование сознательного родительства у молодых семей.
Значительным резервом в увеличении рождаемости является оказание помощи бесплодным супружеским парам. Создание в Мурманской области центра по лечению бесплодия позволит оказывать медицинскую помощь бесплодным парам на самом современном уровне, а также повлиять на улучшение демографических показателей.
Большое внимание в Программе уделено поддержке многодетных семей, созданию условий для выявления и поощрения семей, достигших значительных успехов в воспитании детей.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось на 585 (на 8%) число зарегистрированных в органах ЗАГС браков. Коэффициент брачности вырос с 8,5 до 9,3 брака на 1000 населения. На каждую 1000 заключенных браков в 2007 году приходилось 724 расторгнутых (в 2006 году - 778).
Для стабилизации достигнутых результатов в Программу включены мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения к родительским обязанностям, пропаганду семейных ценностей, повышение престижности брака.
Растет благосостояние жителей области: в 2007 году денежные доходы на душу населения в Мурманской области составили 15159 рублей в месяц, их реальная располагаемая величина увеличилась по сравнению с 2006 годом на 9,6%.
Несмотря на сокращение числа малообеспеченных семей с детьми, семьи с несовершеннолетними детьми по-прежнему относятся к низкодоходным категориям и нуждаются в дополнительной социальной помощи. В связи с чем в Программе предусмотрены продолжение выплат региональных семейных пособий, увеличение их размера и расширение категорий получателей.
Поддержка семьи - это не только меры материальной, экономической помощи, но и оказание различных услуг семье, способствующих повышению ее социального статуса, улучшению психологического самочувствия, охране здоровья матери и ребенка.
В настоящее время в Мурманской области создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Оказывают услуги семьям и детям учреждения культуры, физической культуры и спорта. Стратегическое направление их работы - предупреждение различного рода социальных рисков, профилактика семейного неблагополучия.
В Программу включены мероприятия, предусматривающие открытие новых учреждений, оснащение современным оборудованием действующих учреждений, оказывающих различные виды помощи семьям и детям, а также проведение на их базе мероприятий, направленных на укрепление роли родителей, повышение родительской компетентности, создание в семье благоприятных условий для развития детей.
Остается актуальной проблема социального сиротства.
Благодаря усилению внимания к этой проблеме, материальной поддержке семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей (например, средний размер ежемесячного пособия на содержание ребенка вырос на 35,5% и составил 7410 руб., средний размер оплаты труда приемного родителя увеличился в 2,5 раза и составил 14535 руб.), в 2007 году в Мурманской области число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось по сравнению с 2006 годом на 12,6% и составило 3709 человек (2006 г. - 4246 человек, 2005 г. - 4510), 69,5% из которых воспитываются в семьях.
Из общего числа выявленных в 2007 году детей лишь 8,3% - дети-сироты (что соответствует показателям 2005 года и ниже данных 2006 года (10%), остальная часть детей - так называемые «социальные сироты», т.е. дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в правах либо уклоняются от исполнения родительских обязанностей.
В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на изучение проблем приемных семей, оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи гражданам по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, а также на их материальную поддержку.
Повышение престижа семьи, пропаганда семейных ценностей являются предпосылками стабильного и динамичного развития общества, стимулами для подрастающего поколения строить свою жизнь на основе семейных отношений.
Этому способствуют развитие современных форм работы с семьей, поддержка общественных объединений, активная позиция СМИ и иные мероприятия, предусмотренные настоящей Программой.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основные цели Программы - повышение престижа семьи, создание необходимых условий для реализации семьей ее функций (репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной, экономической, социокультурной).
Задачи Программы:
- повышение качества жизни семей;
- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам социальной поддержки семей;
- повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий семей;
- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь семье;
- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;
- совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с семьями и детьми;
- стабилизация семейно-брачных отношений;
- поддержка семей и граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для полноценного досуга семей;
- популяризация в СМИ престижа семьи и семейных ценностей.
Целевые индикаторы и показатели:
Основные индикаторы/показатели по годам | 2009 | 2010 | 2011 |
увеличение количества учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям и детям, на 3 единицы | 1 | 1 | 1 |
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью | 72% | 73% | 75% |
увеличение удельного веса повторных рождений (в % от числа родившихся) | 44,1% | 44,2% | 44,3% |
рост числа зарегистрированных браков на 1000 населения | 8,0 | 8,3 | 8,6 |
снижение числа малообеспеченных семей с детьми, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом | 3% | 3% | 3% |
увеличение числа семей, обслуженных в учреждениях социальной помощи семье и детям, не менее чем на 3% по сравнению с предыдущим годом | 3% | 3% | 3% |
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
3. Перечень программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей (приложение № 1 к Программе).
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников.
Объемы финансирования Программы на 2009-2011 годы уточняются при рассмотрении проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей областного бюджета.
Объемы финансирования за счет внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Общий объем прогнозируемых затрат на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составит 206637,1 тыс. руб., в том числе (тыс. руб.):
Источники финансирования | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Всего 2009-2011 гг. |
Областной бюджет | 42441,1 | 59793,5 | 102362,5 | 204597,1 |
Внебюджетные источники | 410,0 | 810,0 | 820,0 | 2040,0 |
Всего | 42851,1 | 60603,5 | 103182,5 | 206637,1 |
Объемы и источники финансирования с распределением по годам, статьям затрат и исполнителям указаны в приложении № 2 к Программе.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области.
В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков и основных исполнителей мероприятий Программы.