ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2009 года № 625-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009 - 2012 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 24.03.2015 N 108-ПП.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 12 января 2011 года)
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 12 января 2011 года № 2-ПП
______________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.11.2009 № 512-ПП «О предельных объемах средств, направляемых на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ Мурманской области» Правительство Мурманской области постановляет:
внести изменения в долгосрочную целевую программу «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009 - 2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 10.04.2009 № 166-ПП/8, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор Мурманской области
Д. ДМИТРИЕНКО.
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 29.12.2009 № 625-ПП
(с изменениями постановления Правительства
Мурманской области от 12.01.2011 № 2-ПП)
«ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
на 2009 - 2012 годы
Мурманск
2009
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы
Наименование программы | - | «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009-2012 годы (далее - Программа) | ||||||||
Дата принятия решения о разработке Программы | - | |||||||||
Государственные заказчики Программы | - | Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области; Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; Комитет по культуре и искусству Мурманской области | ||||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области | ||||||||
Разработчики Программы | - | Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области; Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; Комитет по культуре и искусству Мурманской области | ||||||||
Цели и задачи Программы | - | основные цели: - повышение уровня и качества жизни сельского населения; - создание условий для улучшения социально-демографической ситуации на селе; - повышение престижности проживания в сельской местности; | ||||||||
- | основные задачи: - улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности; - обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; - улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе за счет создания условий для массовых занятий физкультурой и спортом; - обеспечение равного доступа жителей к услугам культуры; - повышение уровня и качества электроснабжения в сельской местности; | |||||||||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | ввод и приобретение 2,3 тыс.кв. метров жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, за 4 года реализации Программы; количество семей, улучшивших жилищные условия - 40, в том числе 12 молодых семей (молодых специалистов); улучшение условий обслуживания в 2 фельдшерско-акушерских пунктах; приведение в нормативное состояние спортивных сооружений в 1 сельском населенном пункте; оснащение сельских учреждений культуры современными автоклубами и библиобусами; строительство и реконструкция 21,9 км линий электропередачи | ||||||||
Сроки реализации Программы | - | 2009 - 2012 годы | ||||||||
Объемы и источники финансирования | - | общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 127,94 млн. руб. | ||||||||
| Источники финансирования | 2009-2012 | в том числе по годам | |||||||
| 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||||
| Всего | 127,56 | 29,02 | 22,37 | 32,12 | 44,05 | ||||
в том числе | ||||||||||
федеральный бюджет | 38,2 | 3,02 | 12,77 | 9,14 | 13,27 | |||||
областной бюджет | 73,05 | 22,44 | 5,33 | 19,04 | 26,24 | |||||
местные бюджеты | 4,47 | 0,3 | 1,64 | 1,08 | 1,45 | |||||
внебюджетные средства | 11,84 | 3,26 | 2,63 | 2,86 | 3,09 | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | реализация Программы позволит: - закрепить или привлечь для проживания на селе 12 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; - улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией в 3 населенных пунктах; - привести в нормативное состояние фельдшерско-акушерские пункты в 2 населенных пунктах; - обеспечить равный доступ жителей села к услугам культуры; - привести в нормативное состояние спортивные сооружения в 1 сельском населенном пункте. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Мурманской области» на 2009-2012 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования области не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей селян. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей области социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Многие объекты социальной сферы и инженерных коммуникаций находятся в предаварийном состоянии. В отдаленных сельских населенных пунктах нет элементарных коммунальных удобств.
В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. И, как следствие этого, обострилось положение с обеспеченностью сельскохозяйственных предприятий области кадрами всех уровней.
Численность работающих в сельскохозяйственном секторе области ежегодно уменьшается, а за последние 5 лет сократилась на 1,4 тыс. человек, или на 33,7 процента.
По причине обострившихся социальных проблем и низкого уровня заработной платы в последние годы возросли темпы выбытия и сменяемости специалистов в сельскохозяйственном производстве.
Отсутствие квалифицированных кадров отражается на хозяйственной деятельности как сельскохозяйственных предприятий, так и в целом на жизнедеятельности сельских территорий области.
Ухудшается демографическая ситуация на селе. По статистическим данным, сельское население Мурманской области на начало 2008 года составляет 74,3 тыс. человек, что составляет 99,7 процента к уровню предшествующего года.
За последние годы увеличился сверхнормативный износ основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Задачи государственной аграрной политики, определенные в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и Госпрограмме, предусматривают необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения первоочередной потребности в жилье.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в сельских поселениях или сельских поселениях и межселенных территориях, объединенных общей территорией в границах муниципального района, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов или городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность). Перечень таких сельских населенных пунктов на территории Мурманской области определяется Правительством Мурманской области.
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы и ее общерегиональным значением;
- потребностью улучшения жилищных условий граждан для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов;
- необходимостью решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой.
2. Основные цели и задачи Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- повышение уровня и качества жизни сельского населения;
- создание условий для улучшения социально-демографической ситуации на селе;
- повышение престижности проживания в сельской местности.
Достижение целей Программы предполагает решение следующих основных задач:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений;
- обеспечение равного доступа жителей к услугам культуры;
- повышение уровня и качества электроснабжения сельских территорий области.
Для решения указанных задач предусматривается:
- предоставление приоритетной государственной поддержки гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на федеральном и региональном уровнях;
- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.
Уровень достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, определяется следующими индикаторами:
Целевые индикаторы и показатели | ед. изм. | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Количество граждан, которые улучшат жилищные условия в рамках реализации данной Программы Приобретение (строительство) жилья гражданами в рамках реализации Программы | чел. | 7 | 7 | 7 | 7 |
Количество молодых семей и молодых специалистов, обеспеченных жильем в рамках реализации Программы Приобретение (строительство) жилья в рамках реализации Программы | чел. | 3 | 3 | 3 | 3 |
Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов | ед. | 2 | |||
Приведение в нормативное состояние спортивных сооружений | ед. | 1 | |||
Приобретение автоклубов и библиобуса | ед. | 4 | |||
Ввод в действие электрических сетей | км | 2 | 19,9 |
Срок реализации Программы - 2009 - 2012 годы.
3. Основные мероприятия Программы
Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений здравоохранения, систем электроснабжения, оснащению районных (межпоселенческих) клубов и библиотек специализированными комплексами (автоклубами и библиобусами).
В целях реализации поставленных задач Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного, финансового и информационного характера (приложение №1).
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На данные мероприятия средства федерального и областного бюджетов выделяются на безвозвратной основе на условиях софинансирования, определенных Правительством Российской Федерации.
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера средств государственной поддержки, предоставляемых в форме социальной выплаты, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории муниципального образования, утвержденной Министерством строительства и территориального развития Мурманской области (при строительстве жилья) и органом местного самоуправления (при приобретении жилья), но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья по Мурманской области, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.