ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2009 года № 600-ПП
О внесении изменений в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год
С целью реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести изменения в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 04.03.2009 № 107-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 16.11.2009 № 534-ПП), и изложить её в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2009 года.
Губернатор Мурманской области
Д. ДМИТРИЕНКО.
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 25.12.2009 № 600-ПП
«ПРОГРАММА
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год
Мурманск
2009
Паспорт
Наименование программы | - Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год (далее - Программа) | |||
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти области
| - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области | |||
Основания для разработки | - Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями); - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства РФ от 20.05.2009 № 436) | |||
Срок реализации Программы | - 2009 год | |||
Цель Программы | - принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Мурманской области | |||
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения области | |||
Основные мероприятия | 1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников, находящихся под риском увольнения, в организациях и на социально значимых объектах области. 3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. 4. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования Программы в 2009 году - 109001,8 тыс. руб., в том числе:
- средства из бюджета Мурманской области 5450,1 тыс. руб. | |||
Целевой показатель Программы | - недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 3,2 % экономически активного населения к концу 2009 года | |||
Показатели результативности Программы | - прохождение профессиональной переподготовки и повышения квалификации не менее чем 926 работниками организаций, находящимися под риском увольнения; - создание не менее чем 3796 временных рабочих мест позволит обеспечить занятость 1433 работников, находящихся под риском увольнения, временное трудоустройство незанятых граждан на общественные работы - 1993 человек; стажировку и временную занятость выпускников образовательных учреждений - 370 человек; - создание не менее чем 850 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса; - оказание адресной финансовой поддержки не менее чем 27 жителям области для переезда в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Ситуация на рынке труда Мурманской области складывается под воздействием положительной динамики основных макроэкономических показателей. В сфере материального производства свыше 60 % продукции создается предприятиями добывающей промышленности, металлургии, энергетики и рыбной отрасли. Эти же предприятия формируют экспортный потенциал региона.
За период с 2000 по 2007 годы рост валового регионального продукта составил около 14 %, промышленное производство увеличилось за этот же период на 11,2 %, в т. ч. в добывающей промышленности на 9,8 %, обрабатывающей на 17,2 %. На долю Мурманской области в 2007 году приходилось все производство апатитового и нефелинового концентрата в стране, 16 % улова рыбы, 9 % товарной железной руды, 2 % электроэнергии.
В 2007-2008 годах в экономике области закрепились положительные тенденции в инвестиционной сфере, увеличились объемы в сельскохозяйственном производстве, возрос оборот розничной торговли и общественного питания, внешнеторговый оборот.
За 2008 год инвестиционные вложения увеличились на 31,1 %, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», - на 11,1 %, оборот общественного питания и розничной торговли - на 12,6 % и 8,0 % соответственно.
Реально располагаемые среднедушевые денежные доходы населения возросли на 6,3 %, их росту способствовало повышение заработной платы, пенсий, пособий, других социальных выплат. Реальная заработная плата возросла за 2008 год на 10 % и составила 23,2 тыс. рублей.
Это, в свою очередь, способствовало сохранению стабильности в сфере занятости, снижению общей и регистрируемой безработицы, уменьшению числа граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, росту потребности в рабочей силе. За период с 2006 года:
- численность безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, снизилась от 43 тысяч человек в январе 2006 года до 32 тысяч в декабре 2008 года, а уровень общей безработицы сократился с 8,8 % до 6,5 %;
- уровень регистрируемой безработицы уменьшился на 1,5 процентных пункта и составил по состоянию на 01.01.2009 2,5 % экономически активного населения;
- удельный вес безработных в численности трудоспособного населения уменьшился во всех городах и районах, из них наиболее значительно: в Терском районе - на 6 %, Ковдорском районе - на 3,6 %, в г. Кировске - на 4 %, а в целом по области на 2,1 %;
- средняя продолжительность безработицы осталась практически на уровне показателя 2006 года и составила 4,5 месяца;
- уменьшилась напряженность на рынке труда: коэффициент нагрузки на одно свободное рабочее место по состоянию на 01.01.2009 составил 2,5 против 4 в начале 2006 года.
К концу года ситуация в экономике области резко ухудшилась: в декабре 2008 года индекс промышленного производства составил 87 % по отношению к декабрю 2007 года, на 33 % снизилась добыча полезных ископаемых, объемы в обрабатывающих производствах уменьшились на 8 %, в 2,8 раза меньше произведено сельскохозяйственной продукции, на 7 % снизились грузоперевозки, на 4 % - объемы платных услуг населению.
В декабре 2008 года задолженность по заработной плате составила 35,4 млн. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем в 2,6 раза, реальные располагаемые доходы населения уменьшились на 3 %.
Это повлекло за собой резкое снижение потребности в рабочей силе и рост числа безработных граждан. Только за декабрь 2008 года спрос на рабочую силу уменьшился на 2000 единиц, а численность официально зарегистрированных безработных граждан, напротив, увеличилась на 2000 человек (что почти втрое больше, чем в декабре 2007 года) и составила к концу года 12601 человек. Уровень безработицы возрос с 2,1 % в начале декабря до 2,5 % к концу месяца, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился за этот период с 1,7 до 2,5.
Численность занятых в экономике уменьшилась за год на 2,7 тысячи человек и составила 462,3 тыс. человек, число безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, осталось на уровне начала года - 32,0 тысячи человек, уровень общей безработицы возрос с 6,4 % до 6,5 % экономически активного населения.
Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с сокращением численности или штата, увеличилась за декабрь 2008 года на 444 человека и составила к концу года 1211 человек.
Наибольшее число сокращений предполагалось в сфере ЖКХ - 205 человек, в морском транспорте - 126 человек, на предприятиях и в организациях Минобороны - 140 человек, в ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» в 2009 году предполагается сокращение 161 человека.
На начало 2009 года на учете в центрах занятости населения состояли 902 безработных гражданина из числа уволенных в связи с сокращением численности или штата.
В 2009 году на рынке труда области ожидаются изменения спроса и предложения рабочей силы. В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению и по собственному желанию, будет иметь тенденцию к их увеличению.
Согласно прогнозным расчетам, в 2009 году за помощью в трудоустройстве в службу занятости обратятся около 43,0 тысяч человек из числа незанятого населения, в том числе 6000 человек - высвобождаемые работники, 1500 - бывшие военнослужащие, 12000 - уволенные по собственному желанию, 15000 - лица, ранее не работавшие, а также имеющие длительный перерыв в работе, 2300 - выпускники учреждений профессионального образования.
В развитии рынка труда сформировался ряд проблем, решение которых требует применения программных методов:
- в области устойчива дифференциация территорий по уровню безработицы - в 7 городах и районах ее показатель превышает среднеобластной в полтора-два раза и более, а в Терском районе - в 7 раз;
- сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, в том числе по количественному и профессиональному составу. Большая часть вакансий сосредоточена в областном центре, в остальных городах и районах предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее;
- остается низким качество рабочей силы - около половины зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования;
- значительную часть безработных граждан составляют группы с низкой конкурентоспособностью, что затрудняет их трудоустройство: молодежь, инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком.
Вследствие экономического и финансового кризиса возможно осложнение указанных проблем, обусловленное введением режимов неполной занятости работающих, выходом на открытый рынок труда работников предприятий и организаций, высвобожденных в связи с сокращением численности или штата, что, в свою очередь, повлечет за собой снижение количества свободных рабочих мест, уменьшение вариантов занятости для граждан, ищущих работу.
Реализация инвестиционных проектов, в рамках которых могли быть созданы новые рабочие места, на 2009 год не планируется.
В январе 2009 года на предприятиях и в организациях области активно вводились режимы неполной занятости работников. По данным еженедельного мониторинга, по состоянию на 28 января т. г. 16 предприятий заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, простое:
- 306 работников предприятий Мурманской области находились в отпусках без сохранения заработной платы (из них Ковдорское ОАО «Реммехтехносервис» - 112 человек, ОАО «Мурманский морской торговый порт» - 88 человек, ОАО «Ковдорслюда» - 77 человек, Ковдорское ОАО «Карьер-техника» - 16 человек);
- 550 работников находились в простое по вине работодателя с оплатой 2/3 среднего заработка (из них ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» - 500 человек);
- 1144 работника работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе работодателя (в т.ч. ОАО «Оленегорский механический завод» - 459 человек, Ковдорское ОАО «Карьер-техника» - 347 человек, Мончегорское ОАО «Центрально-Кольская экспедиция» - 166 человек).
Среди высвобождаемых наиболее многочисленна группа неквалифицированных рабочих, специалистов по работе с электрооборудованием, водителей, слесарей, а также работников сферы финансово-экономической деятельности.
Программой содействия занятости населения Мурманской области на 2009-2011 годы, утвержденной 14 января 2009 года на заседании областного координационного комитета содействия занятости населения, предусмотрено в 2009 году:
- трудоустроить 18000 граждан из числа незанятого населения, в т. ч. около 3000 высвобожденных работников, 800 выпускников образовательных учреждений;
- направить на профессиональное обучение 4076 безработных, что на 1076 человек больше, чем планировалось в предыдущей программе, из них 1500 высвобожденных работников;
- организовать общественные работы, временное трудоустройство для 7908 человек, что на 500 человек больше, чем планировалось в 2008 году, в т. ч. для 500 высвобожденных работников;
- оказать консультационные услуги по содействию самозанятости 1300 гражданам.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области, которое является уполномоченным органом по организации работы по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы и формированию квот, уменьшена квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году на 547 человек по следующим видам экономической деятельности: строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, т. к. в 2008 году именно в этих отраслях произошло наибольшее сокращение численности работающих (приложение №7).
С учетом сложившейся ситуации численность иностранных граждан, привлекаемых в регион, не будет превышать 2,5 тысячи человек.
Однако для поддержания стабильной обстановки на рынке труда указанных мер недостаточно. По предварительному варианту развития ситуации на рынке труда прогнозировалось, что численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, может составить в среднегодовом исчислении 15,8 тысячи человек, уровень безработицы - 3,2 % экономически активного населения.
По варианту развития ситуации с учетом выхода на рынок труда высвобожденных с предприятий работников (более 6,0 тысяч человек обратятся в службу занятости) и выпускников учреждений профессионального образования (до 2,4 тысячи человек) численность безработных может возрасти до 17,0 тысяч человек, а уровень безработицы - до 3,5 % экономически активного населения.
В целях предотвращения критической ситуации появилась необходимость разработки и принятия Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области в 2009 году, предусматривающей:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее профессиональное обучение 926 чел., в том числе 190 работников системообразующих (градообразующих, бюджетообразующих) и крупных предприятий Мурманской области, по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости (3426 чел.) для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций и в значительной степени снизит напряженность на рынках труда, особенно в городах и районах с низкой потребностью в рабочей силе. Программой предусмотрено направить 370 выпускников на стажировку в целях приобретения опыта работы, в том числе НПО - 93 чел., СПО - 117 чел. и ВПО - 160 чел. Развитие предпринимательских инициатив (850 чел.) незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса, организации самозанятости;
- развитие территориальной трудовой мобильности населения Мурманской области (27 чел.). Перераспределение трудовых ресурсов с учетом спроса на рабочую силу будет способствовать сохранению конкурентоспособного кадрового потенциала региона до периода устранения негативных экономических тенденций.
Реализация данной Программы позволит сдержать рост безработицы в пределах 3,2 % численности экономически активного населения, а численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, не превысит к концу года 15,8 тысячи человек. Баланс рабочих мест приводится в приложениях № 1, 1/1.
2. Система мероприятий Программы
Система мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Мурманской области в 2009 году, приведена в приложении № 2.
По задаче 1 «Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения» предполагается организация опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Перечень организаций, для работников которых будет реализовываться указанное мероприятие, профессии работников, находящихся под риском увольнения, направления и объемы профессионального обучения приведены в приложениях № 3, 3-1.
По задаче 2 «Стимулирование сохранения и создания рабочих мест» предусмотрены мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. Перечень организаций, направления и объемы временных и общественных работ приведены в приложениях № 4, 4/1, 4/2, 4/3, 4-1, 4-1-1. Указанный перечень в период реализации Программы будет изменяться на основе данных еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников, осуществляемого в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2008 года № 682. Кроме того, в реализации мероприятий Программы участвуют организации, создающие временные рабочие места в рамках общественных работ и осуществляющие стажировки выпускников учреждений профессионального образования. Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и виды общественных работ) могут уточняться в зависимости от экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.