Задача повышения энергоэффективности в муниципалитетах заключается в охвате энергосберегающими мероприятиями всех отраслей экономики муниципалитета, согласование программных показателей энергоэффективности регионального и муниципального уровней.
Правовая основа проведения работ по энергосбережению на уровне региона была заложена принятием в 1997 г. Закона Мурманской области «Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов» № 90-01-ЗМО от 30.12.1997, утверждением в 1997 г. комплексной региональной программы теплосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Мурманской области. Союз коммунальных предприятий области выступил инициатором проектов по установке узлов учета воды, газа, тепловой энергии в жилом фонде и бюджетных учреждениях области. В частности, реконструкция системы теплоснабжения г. Снежногорска, осуществленная в 1999 - 2000 гг., привела к существенной экономии тепловой энергии на отопление зданий. Дополнительная установка индивидуальных тепловых пунктов в зданиях, как показывает опыт Мурманска, дает еще 15-20% экономию тепла.
Со временем эстафету передовых технологий приняли уже 11 муниципальных образований области: установлены сотни узлов учета воды, газа, теплоэнергии, узлы регулирования, активно применяются полимерные материалы в системах водоснабжения и отопления, арматура нового поколения, частотные преобразователи расхода воды.
С целью реализация общегосударственной политики энерго- и ресурсосбережения на всей территории региона целесообразно применение программно-целевого метода. Такой комплексный подход позволяет выявить внутренние резервы экономии и ускорить их высвобождение для масштабного внедрения энергосберегающих мероприятий.
Развитие энергосбережения на территории муниципальных образований необходимо проводить с учетом отличительных особенностей территории:
· численность населения;
· наличие промышленности;
· величина дотации района;
· наличие северного завоза;
· удаленность от центра.
На сегодняшний день в Мурманской области основная часть населения (64%) проживает на территории городских округов (Мурманск, Апатиты, Кировск, Ковдорский район, Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори); 21% - на территории муниципальных районов и 15% - в ЗАТО. Большая часть дотационного бюджетного финансирования приходится на г. Мурманск - более 800 млн. руб./год.
В связи с существенным снижением численности населения и наличием пустого жилого и нежилого фонда особенностью Мурманской области является наличие в бюджете некоторых образований статьи «Возмещение убытков теплоснабжающему предприятию, связанных с наличием пустующего жилого и нежилого фонда». Поэтому одной из первоочередных мер должна быть оптимизация расселения граждан, что является малозатратным и достаточно эффективным мероприятием (высвобождение финансовых средств может составить до 4,5 тыс. руб. /год на человека).
Рис. 12. Распределение бюджетного финансирования по муниципальным образованиям Мурманской области.*
*По полученным данным, Печенгский р-н, Апатиты, Кировск, Заозерск не расходуют бюджетные средства на энергообеспечение; данных по Кандалакшскому району, Оленегорску, Видяево не получено.
Однако удельная величина дотации, приходящейся из бюджета на одного человека, выше по ЗАТО (рис. 13), чем по городским округам или муниципальным районам.
Рис. 13. Удельное значение бюджетных дотаций на 1 человека.
Возможно, первоочередными муниципальными программами должны стать программы по Кольскому и Ловозерскому муниципальным районам, Мурманску, Ковдорскому району, Мончегорску, Апатитам и по всем ЗАТО.
Для проработки очередности реализации энергосберегающих мероприятий на территории различных муниципальных образований региона необходимо выявить ключевые объекты, на которых реализация энергосбережения позволит с минимальными затратами получить наибольший эффект в кратчайшие сроки, а затем высвободившиеся средства перенаправить на энергосбережение на других объектах.
Разработка и реализация программ энергосбережения муниципальных образований позволит: