ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
(с изменениями на 26.03.2001 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 08.12.2011 на основании
Закона Мурманской области от 1 декабря 2011 года № 1432-01-ЗМО
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО ("Мурманский вестник" от 29.03.2001 г. № 60 (2453))
______________________________________________________________________________________________
Принят Мурманской областной Думой
18 декабря 1997 года
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на территории области.
Законодательство области по энергосбережению и повышению эффективности использования топлива и энергии состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов областной Думы и Губернатора Мурманской области.
Объектами правового регулирования в области энергосбережения являются отношения, связанные с:
- эффективностью использования первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- развитием добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;
- созданием и использованием эффективных технологий, топливоэнергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных материалов, приборов измерения и контроля расхода топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечением достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
В настоящем Законе применяются следующие термины и понятия:
альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или заменяет потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;
возобновляемые источники энергии - источники постоянно существующей или периодически возникающей в окружающей среде энергии солнца, ветра, тепла Земли, воды и тому подобное;
вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;
непроизводительный расход энергоресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;
нетрадиционные источники энергии - источники энергии не нашедшие массового применения в регионе в настоящее время;
показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ, услуг;
потенциал энергосбережения - количество энергоресурсов, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую среду;
топливо-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в хозяйственной деятель-ности;
рынок энергоресурсов - система обеспечения потребителя тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя. Различаются по видам энергии, энергоносителя, географическим границам рынка;
потребитель (основной потребитель) хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления (потребитель), так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам) ;
экономические санкции - меры тарифного, режимного и налогового регулирования, стимулирующие субъекты рынка энергоресурсов к энергосбережению;
энергетическое обследование - проверка намечаемых к реализации проектов, строящихся (реконструируемых, модернизируемых) и законченных строительством (реконструкцией и так далее) объектов по производству энергоресурсов или их потреблению, обследование действующих предприятий или организаций с целью оценки эффективности использования энергоресурсов;
энергосбережение - деятельность, направленная на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции и услуг и реализуемая через систему мер (правового, организационного, научного, технического и экономического характера), направленных на эффективное использование ресурсов;
энергосберегающая политика - правовое, организационное и финансово- экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;
эффективное использование энергетических ресурсов достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.
Государственная политика области в энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии реализуется при использовании следующих принципов:
- первоочередность обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, защита среды обитания и жизнедеятельности человека при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топлива и энергии;
- приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением их добычи и производства;
- удовлетворение обоснованных потребностей потребителей в топливе и энергии;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергоресурсов;
- обязательность применения приборного учета и контроля расхода потребляемых и отпускаемых энергоносителей;
- экономическое стимулирование потребителей и производителей топливно- энергетических ресурсов, занимающихся разработкой и внедрением проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;
- административная и экономическая ответственность за непроизводительное расходование энергоресурсов.
Мурманская областная Дума
- принимает законы, иные правовые акты по вопросам энергосбережения;
- принимает долгосрочныые региональные целевые программы в области энергосбережения и контролирует их осуществление, утверждает финансовые средства, выделяемые из областного бюджета на реализацию этих программ; (с изменениями на основании Закона Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО)
- по предложению Губернатора Мурманской области создает областной внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения и осуществляет контроль за использованием средств фонда, а также средств областного бюджета, направляемых на энергосбережение;
- создает законодательную базу для применения финансово-экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение;
- контролирует в рамках действующего законодательства экономическую обоснованность затрат потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение;
- определяет в рамках федерального законодательства административную ответственность за правонарушения в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
- осуществляет иные полномочия в области энергосбережения и эффективности использования топлива и энергии.
(Статья 6 в редакции Закона Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО)
Губернатор Мурманской области:
вносит в Мурманскую областную Думу для утверждения долгосрочные региональные целевые программы энергосбережения;
вносит в Мурманскую областную Думу предложения о мерах административной ответственности за неэффективное потребление энергоресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвует в реализации международных проектов в сфере повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
содействует становлению центров энергетической эффективности и энергосервисных компаний;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Правительство Мурманской области:
определяет основные направления проведения областной политики энергосбережения и принимает соответствующие нормативные правовые акты по исполнению настоящего Закона;
разрабатывает финансово-экономические механизмы энергосбережения;
определяет направления использования областного внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения;
разрабатывает и участвует в выполнении межрегиональных и региональных целевых программ энергосбережения и энергосберегающих проектов;
участвует в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам на выполнение энергосберегающих технологий и работ для организаций бюджетной сферы в рамках региональных целевых программ энергосбережения;
участвует в создании муниципальных структур управления энергосбережением, согласовывает муниципальные целевые программы энергосбережения;
определяет уполномоченные органы по реализации государственной политики энергосбережения на территории Мурманской области и контролирует их деятельность;
устанавливает порядок применения экономических санкций за нарушение настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации;
разрабатывает топливно-энергетический баланс Мурманской области и прогноз спроса на энергопотребление на средне- и долгосрочный периоды с учетом потенциала энергосбережения;
разрабатывает прогнозы развития энергетики Мурманской области на основе концепции социально-экономического развития Мурманской области;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
(Статья 7 в редакции Закона Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО)
Органы местного самоуправления:
реализуют государственную политику энергосбережения Мурманской области на своей территории в пределах и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
разрабатывают и утверждают муниципальные целевые программы энергосбережения, представляют их на согласование в Правительство Мурманской области;
участвуют в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам, которые распространяются на выполнение энергосберегающих мероприятий (работ) для организаций бюджетной сферы в рамках муниципальных целевых программ энергосбережения;
создают муниципальные структуры управления энергосбережением и определяют юридических лиц, ответственных за реализацию муниципальных целевых программ энергосбережения на конкурсной основе;
предусматривают в местных бюджетах выделение затрат на разработку и реализацию муниципальных целевых программ энергосбережения.
(Статья 8 в редакции Закона Мурманской области от 26.03.01 г. № 251-01-ЗМО)
Региональная энергетическая комиссия Мурманской области:
способствует формированию рыночных отношений при производстве и потреблении энергоресурсов, стимулирует эффективное использование топлива и энергии посредством проведения тарифной политики на энергоресурсы;