Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ЗАКОН
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

(с изменениями на 26.03.2001 г.)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 08.12.2011 на основании
Закона Мурманской области от 1 декабря 2011 года № 1432-01-ЗМО
____________________________________________________________________


______________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными

Законом Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО ("Мурманский вестник" от 29.03.2001 г. № 60 (2453))

______________________________________________________________________________________________

     Принят Мурманской областной Думой
18 декабря 1997 года

              

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" устанавливает правовые, экономические и организационные основы политики в обеспечении энергосбережения, эффективности использования топлива и энергии на территории области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство области по энергосбережению

Законодательство области по энергосбережению и повышению эффективности использования топлива и энергии состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов областной Думы и Губернатора Мурманской области.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона области

Объектами правового регулирования в области энергосбережения являются отношения, связанные с:

- эффективностью использования первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

- развитием добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих и дефицитных видов;

- созданием и использованием эффективных технологий, топливоэнергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных материалов, приборов измерения и контроля расхода топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

- обеспечением достоверности и единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

Статья 3. Основные термины и определения

В настоящем Законе применяются следующие термины и понятия:

альтернативные виды топлива - виды топлива (сжатый и сжиженный газ, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или заменяет потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов;

возобновляемые источники энергии - источники постоянно существующей или периодически возникающей в окружающей среде энергии солнца, ветра, тепла Земли, воды и тому подобное;

вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, получаемый в виде побочного продукта основного производства или являющийся таким продуктом;

непроизводительный расход энергоресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования;

нетрадиционные источники энергии - источники энергии не нашедшие массового применения в регионе в настоящее время;

показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергоресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами и иными нормативными правовыми актами для данной продукции, процесса, работ, услуг;

потенциал энергосбережения - количество энергоресурсов, которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую среду;

топливо-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в хозяйственной деятель-ности;

рынок энергоресурсов - система обеспечения потребителя тем или иным видом энергии или энергоносителя, основанная на взаимоотношениях поставщика и потребителя. Различаются по видам энергии, энергоносителя, географическим границам рынка;

потребитель (основной потребитель) хозяйствующий субъект, получающий энергоресурсы как для собственного потребления (потребитель), так и для частичной передачи (основной потребитель) другим конечным потребителям (субабонентам) ;

экономические санкции - меры тарифного, режимного и налогового регулирования, стимулирующие субъекты рынка энергоресурсов к энергосбережению;

энергетическое обследование - проверка намечаемых к реализации проектов, строящихся (реконструируемых, модернизируемых) и законченных строительством (реконструкцией и так далее) объектов по производству энергоресурсов или их потреблению, обследование действующих предприятий или организаций с целью оценки эффективности использования энергоресурсов;

энергосбережение - деятельность, направленная на снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции и услуг и реализуемая через систему мер (правового, организационного, научного, технического и экономического характера), направленных на эффективное использование ресурсов;

энергосберегающая политика - правовое, организационное и финансово- экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;

эффективное использование энергетических ресурсов достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

Статья 4. Основные принципы политики повышения энергетической эффективности

Государственная политика области в энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии реализуется при использовании следующих принципов:

- первоочередность обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, защита среды обитания и жизнедеятельности человека при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топлива и энергии;

- приоритет повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением их добычи и производства;

- удовлетворение обоснованных потребностей потребителей в топливе и энергии;

- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергоресурсов;

- обязательность применения приборного учета и контроля расхода потребляемых и отпускаемых энергоносителей;

- экономическое стимулирование потребителей и производителей топливно- энергетических ресурсов, занимающихся разработкой и внедрением проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;

- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;

- административная и экономическая ответственность за непроизводительное расходование энергоресурсов.

    

Глава II. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ОБЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

Статья 5. Компетенция Мурманской областной Думы

Мурманская областная Дума

- принимает законы, иные правовые акты по вопросам энергосбережения;

- принимает долгосрочныые региональные целевые программы в области энергосбережения и контролирует их осуществление, утверждает финансовые средства, выделяемые из областного бюджета на реализацию этих программ; (с изменениями на основании   Закона Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО)

- по предложению Губернатора Мурманской области создает областной внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения и осуществляет контроль за использованием средств фонда, а также средств областного бюджета, направляемых на энергосбережение;

- создает законодательную базу для применения финансово-экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение;

- контролирует в рамках действующего законодательства экономическую обоснованность затрат потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение;

- определяет в рамках федерального законодательства административную ответственность за правонарушения в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;

- осуществляет иные полномочия в области энергосбережения и эффективности использования топлива и энергии.

Статья 6. Компетенция Губернатора Мурманской области и Правительства Мурманской области

(Статья 6 в редакции Закона Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО)


Губернатор Мурманской области:

вносит в Мурманскую областную Думу для утверждения долгосрочные региональные целевые программы энергосбережения;  

вносит в Мурманскую областную Думу предложения о мерах административной ответственности за неэффективное потребление энергоресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации;     

участвует в реализации международных проектов в сфере повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;    

содействует становлению центров энергетической эффективности и энергосервисных компаний;    

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.   

Правительство Мурманской области:   

определяет основные направления проведения областной политики энергосбережения и принимает соответствующие нормативные правовые акты по исполнению настоящего Закона;    

разрабатывает финансово-экономические механизмы энергосбережения;    

определяет направления использования областного внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения;  

разрабатывает и участвует в выполнении межрегиональных и региональных целевых программ энергосбережения и энергосберегающих проектов;  

участвует в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам на выполнение энергосберегающих технологий и работ для организаций бюджетной сферы в рамках региональных целевых программ энергосбережения;   

участвует в создании муниципальных структур управления энергосбережением, согласовывает муниципальные целевые программы энергосбережения;    

определяет уполномоченные органы по реализации государственной политики энергосбережения на территории Мурманской области и контролирует их деятельность;   

устанавливает порядок применения экономических санкций за нарушение настоящего Закона в соответствии с законодательством Российской Федерации;   

разрабатывает топливно-энергетический баланс Мурманской области и прогноз спроса на энергопотребление на средне- и долгосрочный периоды с учетом потенциала энергосбережения;

разрабатывает прогнозы развития энергетики Мурманской области на основе концепции социально-экономического развития Мурманской области;   

       

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления

(Статья 7 в редакции Закона Мурманской области от 26.03.2001 г. № 251-01-ЗМО)

Органы местного самоуправления:   

реализуют государственную политику энергосбережения Мурманской области на своей территории в пределах и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;   

разрабатывают и утверждают муниципальные целевые программы энергосбережения, представляют их на согласование в Правительство Мурманской области;

участвуют в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам, которые распространяются на выполнение энергосберегающих мероприятий (работ) для организаций бюджетной сферы в рамках муниципальных целевых программ энергосбережения;  

создают муниципальные структуры управления энергосбережением и определяют юридических лиц, ответственных за реализацию муниципальных целевых программ энергосбережения на конкурсной основе;    

предусматривают в местных бюджетах выделение затрат на разработку и реализацию муниципальных целевых программ энергосбережения.

Статья 8. Региональная энергетическая комиссия Мурманской области

(Статья 8 в редакции Закона Мурманской области от 26.03.01 г. № 251-01-ЗМО)


Региональная энергетическая комиссия Мурманской области:     

способствует формированию рыночных отношений при производстве и потреблении энергоресурсов, стимулирует эффективное использование топлива и энергии посредством проведения тарифной политики на энергоресурсы;