_____________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 4 марта 2009 года № 107-ПП
______________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Мироненко Е. Ю.) предусмотреть финансовые средства на реализацию Программы.
3. Определить Управление государственной службы занятости населения Мурманской области уполномоченным органом для взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации Программы.
4. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л. А.
Губернатор Мурманской области
Ю. Евдокимов
Наименование программы | Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год (далее - Программа) | |||
Основания для разработки | статья 24 Федерального Закона от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 | |||
Основной разработчик Программы | Управление государственной службы занятости населения Мурманской области | |||
Цели Программы | - создание условий для временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы, а также высвобожденных с предприятий работников; - предоставление гражданам материальной поддержки в период безработицы; - обеспечение потребности предприятий Мурманской области в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер; - снижение социальной напряженности в муниципальных образованиях с критической ситуацией на рынке труда | |||
Основные задачи, мероприятия Программы | - создание временных рабочих мест для организации оплачиваемых общественных работ; - формирование банка данных временных рабочих мест; - заключение договоров с заинтересованными организациями на проведение общественных работ; - направление безработных граждан на общественные работы | |||
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Управление государственной службы занятости населения Мурманской области, государственные областные учреждения центры занятости населения городов и районов, администрации муниципальных образований, работодатели | |||
Объемы финансовых средств, запланированных по Программе на 2009 год | финансовые затраты на реализацию Программы в 2009 году составят 36,2 млн. руб., в том числе: - субсидии из федерального бюджета 34,4 млн. руб.; - средства консолидированного бюджета Мурманской области 1,8 млн. руб. | |||
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | - обеспечение временной занятости 1500 человек; - сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе и не имеющих опыта работы; - снижение численности безработных граждан; - снижение численности привлекаемых иностранных работников более, чем на 500 человек | |||
Органы, осуществляющие контроль за реализацией Программы | Правительство Мурманской области, Управление государственной службы занятости населения Мурманской области |
1. Общие положения
Программа определяет меры по обеспечению временной занятости граждан, ищущих работу, на основе результатов анализа и прогноза развития экономики и рынка труда в Мурманской области.
Успех реализации Программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение оплачиваемых общественных работ со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций, службы занятости населения с привлечением средств федерального бюджета.
Основными задачами организации оплачиваемых общественных работ являются: снижение социальной напряженности; предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка и материальной поддержки из средств федерального бюджета; сохранение мотивации к труду у лиц, испытывающих трудности в поиске работы, создание условий для временного трудоустройства граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.
2. Описание проблемы, на решение которой направлена Программа
Ситуация на рынке труда Мурманской области в январе-октябре 2008 года складывалась под влиянием положительной динамики основных макроэкономических показателей. Объем промышленного производства увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,4%, прирост инвестиций в экономику составил 30,5%.
Среднедушевые денежные доходы населения возросли на 9,7%, их росту способствовало повышение заработной платы, пенсий, пособий, других социальных выплат. Реальная заработная плата возросла за этот период на 10,6% и составила 23,4 тыс. рублей.
Это, в свою очередь, способствовало сохранению стабильности в сфере занятости, снижению общей и регистрируемой безработицы, уменьшению на 10% числа граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, росту потребности в рабочей силе.
В январе-октябре 2008 года численность занятых в экономике составляла 465-464,5 тыс. человек, число безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, уменьшилось с 32,0 тыс. человек в начале года до 29,0 тыс. человек в конце октября, официально зарегистрированных безработных - с 15,0 до 10,2 тысяч человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с начала года на 0,8 процентных пункта и составил по состоянию на 1 ноября 2008 года 2,1% экономически активного населения.
За январь-октябрь в службу занятости было заявлено 41783 вакансии, что на 0,5% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года, коэффициент нагрузки на одно свободное рабочее место снизился до 1,3 против 1,8 годом ранее.
В ноябре-декабре 2008 года отмечены резкое снижение потребности в рабочей силе, заявленной в органы службы занятости, и рост числа безработных граждан.
Только за декабрь 2008 года спрос на рабочую силу уменьшился на 2000 единиц, а численность официально зарегистрированных безработных граждан, напротив, увеличилась на 2000 человек и составила к концу года 12601 человек, уровень безработицы возрос до 2,5%, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился за этот период с 1,3 до 2,5.
Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с сокращением численности или штата, увеличилась за декабрь 2008 года на 444 человека и составила к концу года 1211 человек.
Вследствие влияния финансового и экономического кризиса объемы рынка труда Мурманской области в 2009 году увеличатся, в т. ч. в связи с выходом на рынок труда высвобожденных с предприятий и организаций работников.
На начало 2009 года на учете в центрах занятости населения состоят 902 безработных гражданина из числа уволенных в связи с сокращением численности или штата.
Согласно прогнозным расчетам в 2009 году за помощью в трудоустройстве в службу занятости обратятся около 43,0 тысяч человек из числа незанятого населения. Рынок труда пополнят:
- высвобождаемые работники - 6000 чел.;
- молодежь (выпускники учебных заведений, бросившие учебу, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и др.) - 4500 чел.;
- освобожденные из ИТУ - 500 чел.;
- бывшие военнослужащие - 1500 чел.;
- инвалиды - 3500 чел.;
- уволенные по собственному желанию - 12000 чел.;
- лица, ранее не работавшие, занятые в домашнем хозяйстве, имеющие длительный перерыв в работе, - 15000 чел.;
Кроме того, на начало 2009 года на учете в городских и районных центрах зарегистрировано 13,4 тысячи человек.
Таким образом, фиксированный рынок труда составит в 2009 году 56,4 тысяч человек.
Среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных граждан может возрасти до 15,0-15,8 тысячи человек, а уровень безработицы повысится до 3,1-3,2%.
В развитии рынка труда сформировался ряд проблем, решение которых, как показывает многолетняя практика, требует применения программных методов:
- сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, в том числе по количественному и профессиональному составу. Большая часть вакансий имеется в областном центре, в остальных городах и районах предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее;
- остается низким качество рабочей силы - около половины зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования;
- в области устойчива дифференциация территорий по уровню безработицы - в 7 городах и районах ее показатель превышает среднеобластной в полтора-два раза и выше, а в Терском районе - в 7 раз;
- значительную часть безработных граждан составляют группы с пониженной конкурентоспособностью, что затрудняет их трудоустройство: молодежь, инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком. Ежегодно в службу занятости обращается более 2,5-3,0 тысяч выпускников учреждений профессионального образования, но трудоустроить удается лишь половину из них, причем не всегда по приобретенной специальности.
Для этой категории безработных граждан, а также для лиц, получающих минимальное пособие по безработице или не получающих его вовсе, в целях снятия социальной напряженности организуются общественные работы, то есть виды трудовой деятельности, имеющие социально полезную направленность и организуемые для временной материальной поддержки граждан.
Однако в последние два года в Мурманской области наметилась тенденция уменьшения численности участников общественных работ (в 2007 году - 2644 чел., в 2008 году - 2199 чел.). Это объясняется тяжелым финансовым положением большинства предприятий области, что и обусловило незаинтересованность работодателей в организации и проведении общественных работ.
Расходы на организацию общественных работ из средств местных бюджетов и работодателей, направляемые на оплату труда и определяемые исходя из размеров минимальной оплаты труда с начислением районного коэффициента, являются явно недостаточными и не способствуют их развитию.
Реализация данной Программы позволит привлечь к участию в общественных работах в 2009 году до 1500 человек, в том числе высвобожденных с предприятий работников, что в значительной степени снизит напряженность на рынках труда городов и районов с низкой потребностью в рабочей силе. Также уменьшится численность привлекаемых иностранных работников более чем на 500 человек.
3. Итоги выполнения программы организации общественных работ в Мурманской области за 2008 год
В 2008 году в городах и районах области принято 12 постановлений и 4 решения в целях реализаций мероприятий по организации и проведению общественных работ. Во исполнение постановлений и программ содействия занятости населения, утвержденных органами местного самоуправления, в течение отчетного периода центрами занятости населения заключено 356 договоров с предприятиями и организациями различных форм собственности на условиях финансирования за счет средств работодателей, средств местного бюджета и средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субвенций. В соответствии с заключенными договорами создано 1635 рабочих мест на 251 предприятии области.
В 2008 году в общественных работах приняли участие 2199 человек, в том числе 2148 человек из числа граждан, имеющих статус безработных.
Наибольшее количество безработных граждан, привлеченных к общественным работам, проживали в муниципальных образованиях г. г. Мурманск, Кировск, Апатиты, Мончегорск, Кандалакшский, Печенгский, Ловозерский районы.
Удельный вес граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой, в общей численности участников общественных работ составляет 34,4%. К ним относятся безработные граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие).
Первоочередным правом направления на общественные работы пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице. В среднем по области эта группа составляет 22,3% от общего числа участников общественных работ.
Особое внимание органы службы занятости уделяют гражданам, нуждающимся в социальной защите. К ним относятся инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица, уволенные с военной службы, молодежь в возрасте до 18 лет, выпускники учебных заведений, лица, освобожденные из мест лишения свободы.
Характеризуя структуру занятых на общественных работах, следует обратить особое внимание на активное участие женщин в этой программе. Так, доля женщин составила 53,3% от общего числа участников общественных работ.
К приоритетным направлениям общественных работ по области относятся такие, как озеленение и благоустройство территорий, дорожно-строительные, погрузочно-разгрузочные работы. Отмечается значительная доля предприятий, организующих общественные работы социальной направленности, к сфере которой относится социальное обслуживание больных, престарелых, инвалидов и участников войны. Практически во всех городах и районах области организованы общественные работы в жилищно-коммунальных хозяйствах. Эти работы связаны с приведением в порядок подъездов, дворовых территорий, детских площадок и т. д. Наибольшее количество участников общественных работ было занято в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании.
Средняя продолжительность участия граждан в общественных работах составила по Мурманской области 1,4 месяца.
Средний размер заработной платы, выплачиваемой участникам общественных работ, составил 5154,4 руб. Размер материальной поддержки одного участника общественных работ в среднем составил 2089,9 руб.
За отчетный период на организацию и проведение общественных работ израсходовано всего 25808,5 тыс. руб., в том числе:
- средства, поступившие из Федерального фонда компенсаций в виде субвенций, составили 5354,8 тыс. руб. (21% от общих затрат);
- средства местного бюджета составили 2225,2 тыс. руб. (9% от общих затрат);
- средства работодателей - 18228,5 тыс. руб. (70% от общих затрат).
4. Перечень первоочередных видов общественных работ, связанных с социально-экономическим развитием Мурманской области
Общественные работы в Мурманской области в 2009 году будут организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:
- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- озеленение и благоустройство территорий, развитие зон отдыха;
- уход за престарелыми и инвалидами, в том числе в домах-интернатах, а также за больными в учреждениях здравоохранения;
- проведение сельскохозяйственных работ и работ в лесном хозяйстве;
- ремонт и содержание автомобильных дорог;
- осуществление мер экологического характера;
- оказание помощи в оформлении документации в военных комиссариатах.