Недействующий

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 февраля 2009 года № 38-ПП/2


О Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год

_____________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 4 марта 2009 года № 107-ПП
______________________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год (далее - Программа).

2. Министерству финансов Мурманской области (Мироненко Е. Ю.) предусмотреть финансовые средства на реализацию Программы.

3. Определить Управление государственной службы занятости населения Мурманской области уполномоченным органом для взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам реализации Программы.

4. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л. А.


 Губернатор Мурманской области
Ю. Евдокимов

 

ПРОГРАММА
дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год

Паспорт

Наименование программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области на 2009 год (далее - Программа)

Основания для разработки

статья 24 Федерального Закона от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089

Основной разработчик Программы

Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Цели Программы

- создание условий для временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы, а также высвобожденных с предприятий работников;

- предоставление гражданам материальной поддержки в период безработицы;

- обеспечение потребности предприятий Мурманской области в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер;

- снижение социальной напряженности в муниципальных образованиях с критической ситуацией на рынке труда

Основные задачи, мероприятия Программы

- создание временных рабочих мест для организации оплачиваемых общественных работ;

- формирование банка данных временных рабочих мест;

- заключение договоров с заинтересованными организациями на проведение общественных работ;

- направление безработных граждан на общественные работы

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Управление государственной службы занятости населения Мурманской области, государственные областные учреждения центры занятости населения городов и районов, администрации муниципальных образований, работодатели

Объемы финансовых средств, запланированных по Программе на 2009 год

финансовые затраты на реализацию Программы в 2009 году составят 36,2 млн. руб., в том числе:

- субсидии из федерального бюджета 34,4 млн. руб.;

- средства консолидированного бюджета Мурманской области 1,8 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

- обеспечение временной занятости 1500 человек;

- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе и не имеющих опыта работы;

 - снижение численности безработных граждан;

- снижение численности привлекаемых иностранных работников более, чем на 500 человек

Органы, осуществляющие контроль за реализацией Программы

Правительство Мурманской области, Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

1. Общие положения


Программа определяет меры по обеспечению временной занятости граждан, ищущих работу, на основе результатов анализа и прогноза развития экономики и рынка труда в Мурманской области.

Успех реализации Программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение оплачиваемых общественных работ со стороны органов местного самоуправления, предприятий и организаций, службы занятости населения с привлечением средств федерального бюджета.

Основными задачами организации оплачиваемых общественных работ являются: снижение социальной напряженности; предоставление безработным гражданам материальной поддержки в виде временного заработка и материальной поддержки из средств федерального бюджета; сохранение мотивации к труду у лиц, испытывающих трудности в поиске работы, создание условий для временного трудоустройства граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников.
    


 2. Описание проблемы, на решение которой направлена Программа


Ситуация на рынке труда Мурманской области в январе-октябре 2008 года складывалась под влиянием положительной динамики основных макроэкономических показателей. Объем промышленного производства увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,4%, прирост инвестиций в экономику составил 30,5%.

Среднедушевые денежные доходы населения возросли на 9,7%, их росту способствовало повышение заработной платы, пенсий, пособий, других социальных выплат. Реальная заработная плата возросла за этот период на 10,6% и составила 23,4 тыс. рублей.

Это, в свою очередь, способствовало сохранению стабильности в сфере занятости, снижению общей и регистрируемой безработицы, уменьшению на 10% числа граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве, росту потребности в рабочей силе.

В январе-октябре 2008 года численность занятых в экономике составляла 465-464,5 тыс. человек, число безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, уменьшилось с 32,0 тыс. человек в начале года до 29,0 тыс. человек в конце октября, официально зарегистрированных безработных - с 15,0 до 10,2 тысяч человек. Уровень регистрируемой безработицы снизился с начала года на 0,8 процентных пункта и составил по состоянию на 1 ноября 2008 года 2,1% экономически активного населения.

За январь-октябрь в службу занятости было заявлено 41783 вакансии, что на 0,5% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года, коэффициент нагрузки на одно свободное рабочее место снизился до 1,3 против 1,8 годом ранее.

В ноябре-декабре 2008 года отмечены резкое снижение потребности в рабочей силе, заявленной в органы службы занятости, и рост числа безработных граждан.

Только за декабрь 2008 года спрос на рабочую силу уменьшился на 2000 единиц, а численность официально зарегистрированных безработных граждан, напротив, увеличилась на 2000 человек и составила к концу года 12601 человек, уровень безработицы возрос до 2,5%, коэффициент напряженности на рынке труда увеличился за этот период с 1,3 до 2,5.

Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с сокращением численности или штата, увеличилась за декабрь 2008 года на 444 человека и составила к концу года 1211 человек.

Вследствие влияния финансового и экономического кризиса объемы рынка труда Мурманской области в 2009 году увеличатся, в т. ч. в связи с выходом на рынок труда высвобожденных с предприятий и организаций работников.

На начало 2009 года на учете в центрах занятости населения состоят 902 безработных гражданина из числа уволенных в связи с сокращением численности или штата.

Согласно прогнозным расчетам в 2009 году за помощью в трудоустройстве в службу занятости обратятся около 43,0 тысяч человек из числа незанятого населения. Рынок труда пополнят:

- высвобождаемые работники - 6000 чел.;

- молодежь (выпускники учебных заведений, бросившие учебу, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и др.) - 4500 чел.;

- освобожденные из ИТУ - 500 чел.;

- бывшие военнослужащие - 1500 чел.;

- инвалиды - 3500 чел.;

- уволенные по собственному желанию - 12000 чел.;

- лица, ранее не работавшие, занятые в домашнем хозяйстве, имеющие длительный перерыв в работе, - 15000 чел.;

Кроме того, на начало 2009 года на учете в городских и районных центрах зарегистрировано 13,4 тысячи человек.      

Таким образом, фиксированный рынок труда составит в 2009 году 56,4 тысяч человек.

Среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных граждан может возрасти до 15,0-15,8 тысячи человек, а уровень безработицы повысится до 3,1-3,2%.

В развитии рынка труда сформировался ряд проблем, решение которых, как показывает многолетняя практика, требует применения программных методов:

- сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, в том числе по количественному и профессиональному составу. Большая часть вакансий имеется в областном центре, в остальных городах и районах предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее;

- остается низким качество рабочей силы - около половины зарегистрированных безработных не имеют профессионального образования;

- в области устойчива дифференциация территорий по уровню безработицы - в 7 городах и районах ее показатель превышает среднеобластной в полтора-два раза и выше, а в Терском районе - в 7 раз;

- значительную часть безработных граждан составляют группы с пониженной конкурентоспособностью, что затрудняет их трудоустройство: молодежь, инвалиды, лица, частично утратившие трудоспособность, длительно не работавшие, женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком. Ежегодно в службу занятости обращается более 2,5-3,0 тысяч выпускников учреждений профессионального образования, но трудоустроить удается лишь половину из них, причем не всегда по приобретенной специальности.

Для этой категории безработных граждан, а также для лиц, получающих минимальное пособие по безработице или не получающих его вовсе, в целях снятия социальной напряженности организуются общественные работы, то есть виды трудовой деятельности, имеющие социально полезную направленность и организуемые для временной материальной поддержки граждан.

Однако в последние два года в Мурманской области наметилась тенденция уменьшения численности участников общественных работ (в 2007 году - 2644 чел., в 2008 году - 2199 чел.). Это объясняется тяжелым финансовым положением большинства предприятий области, что и обусловило незаинтересованность работодателей в организации и проведении общественных работ.

Расходы на организацию общественных работ из средств местных бюджетов и работодателей, направляемые на оплату труда и определяемые исходя из размеров минимальной оплаты труда с начислением районного коэффициента, являются явно недостаточными и не способствуют их развитию.

Реализация данной Программы позволит привлечь к участию в общественных работах в 2009 году до 1500 человек, в том числе высвобожденных с предприятий работников, что в значительной степени снизит напряженность на рынках труда городов и районов с низкой потребностью в рабочей силе. Также уменьшится численность привлекаемых иностранных работников более чем на 500 человек.


3. Итоги выполнения программы организации общественных работ в Мурманской области за 2008 год


В 2008 году в городах и районах области принято 12 постановлений и 4 решения в целях реализаций мероприятий по организации и проведению общественных работ. Во исполнение постановлений и программ содействия занятости населения, утвержденных органами местного самоуправления, в течение отчетного периода центрами занятости населения заключено 356 договоров с предприятиями и организациями различных форм собственности на условиях финансирования за счет средств работодателей, средств местного бюджета и средств, предоставляемых из федерального бюджета в виде субвенций. В соответствии с заключенными договорами создано 1635 рабочих мест на 251 предприятии области.

В 2008 году в общественных работах приняли участие 2199 человек, в том числе 2148 человек из числа граждан, имеющих статус безработных.

Наибольшее количество безработных граждан, привлеченных к общественным работам, проживали в муниципальных образованиях г. г. Мурманск, Кировск, Апатиты, Мончегорск, Кандалакшский, Печенгский, Ловозерский районы.

Удельный вес граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой, в общей численности участников общественных работ составляет 34,4%. К ним относятся безработные граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие).

Первоочередным правом направления на общественные работы пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице. В среднем по области эта группа составляет 22,3% от общего числа участников общественных работ.

Особое внимание органы службы занятости уделяют гражданам, нуждающимся в социальной защите. К ним относятся инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица, уволенные с военной службы, молодежь в возрасте до 18 лет, выпускники учебных заведений, лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Характеризуя структуру занятых на общественных работах, следует обратить особое внимание на активное участие женщин в этой программе. Так, доля женщин составила 53,3% от общего числа участников общественных работ.

К приоритетным направлениям общественных работ по области относятся такие, как озеленение и благоустройство территорий, дорожно-строительные, погрузочно-разгрузочные работы. Отмечается значительная доля предприятий, организующих общественные работы социальной направленности, к сфере которой относится социальное обслуживание больных, престарелых, инвалидов и участников войны. Практически во всех городах и районах области организованы общественные работы в жилищно-коммунальных хозяйствах. Эти работы связаны с приведением в порядок подъездов, дворовых территорий, детских площадок и т. д. Наибольшее количество участников общественных работ было занято в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании.

Средняя продолжительность участия граждан в общественных работах составила по Мурманской области 1,4 месяца.

Средний размер заработной платы, выплачиваемой участникам общественных работ, составил 5154,4 руб. Размер материальной поддержки одного участника общественных работ в среднем составил 2089,9 руб.

За отчетный период на организацию и проведение общественных работ израсходовано всего 25808,5 тыс. руб., в том числе:

- средства, поступившие из Федерального фонда компенсаций в виде субвенций, составили 5354,8 тыс. руб. (21% от общих затрат);

- средства местного бюджета составили 2225,2 тыс. руб. (9% от общих затрат);

- средства работодателей - 18228,5 тыс. руб. (70% от общих затрат).

4. Перечень первоочередных видов общественных работ, связанных с социально-экономическим развитием Мурманской области


Общественные работы в Мурманской области в 2009 году будут организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

- озеленение и благоустройство территорий, развитие зон отдыха;

- уход за престарелыми и инвалидами, в том числе в домах-интернатах, а также за больными в учреждениях здравоохранения;

- проведение сельскохозяйственных работ и работ в лесном хозяйстве;

- ремонт и содержание автомобильных дорог;

- осуществление мер экологического характера;

- оказание помощи в оформлении документации в военных комиссариатах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»