ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2008 года № 632-ПП
О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 27.04.2006 № 157-ПП/4
В целях приведения региональной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы в соответствие с требованиями постановлений Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации», от 30.06.2008 № 310-ПП «О порядке проведения и критериях оценки эффективности долгосрочных целевых программ Мурманской области», от 19.08.2008 № 395-ПП «О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом региональных целевых программ Мурманской области» Правительство Мурманской области постановляет:
1. В постановлении Правительства Мурманской области от 27.04.2006 № 157-ПП/4 «Об утверждении региональной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы» (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 04.05.2008 № 203-ПП) заменить в наименовании и по всему тексту слова «региональная целевая программа» словами «долгосрочная целевая программа» в соответствующих падежах.
2. Внести изменения в региональную целевую программу «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы (далее - Программа), утвержденную вышеназванным постановлением, изложив ее в новой редакции согласно приложению.
3. Настоящее постановление в части изменения наименования Программы и дополнения методикой оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Приложение
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
НА 2007- 2010 ГОДЫ
Мурманск
2008
ПАСПОРТ
Наименование программы | - | «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | постановление Правительства Мурманской области от 29.12.2005 № 525-ПП/15 «О разработке региональной целевой программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения» на 2007-2010 годы»; постановление Правительства Мурманской области от 27.04.2006 № 157-ПП/4 «О региональной целевой программе «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы» |
Государственные заказчики | - | Министерство образования и науки Мурманской области; Управление внутренних дел по Мурманской области |
Государственный заказчик - координатор | - | Министерство образования и науки Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Мурманской области (далее - МОиН МО); муниципальные органы управления образованием (далее - МОУО); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - ГУ ГОЧС МЧС МО); Управление внутренних дел по Мурманской области (далее - УВД МО); государственное областное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» (далее - ГОУ ГОЧС и ПБ МО) |
Цели и задачи Программы | - | цель Программы: обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников, работников учреждений системы образования Мурманской области во время их трудовой и учебной деятельности; |
- | задача Программы: приведение учреждений системы образования в соответствие с правилами и нормами пожарной, электрической, экологической безопасности и требованиями охраны труда | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | процент оснащенности зданий учреждений системы образования автоматической пожарной сигнализацией к 2010 г. - 88,5%; процент оснащенности зданий учреждений системы образования кнопкой тревожной сигнализации к 2010 г. - 87,5 %; процент оснащенности учреждений системы образования системами видеонаблюдения к 2010 г. - 10,0 % |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2007-2010 годы |
Объемы и источники финансирования | - | средства областного и местных бюджетов, привлеченные средства, всего - 1576611,06 тыс. руб., в том числе: 2007 - 494439,06 тыс. руб.; 2008 - 436513 тыс. руб.; 2009 - 345266 тыс. руб.; 2010 - 300393 тыс. руб.; областной бюджет - 204222,2 тыс.руб.: 2007 - 96646,2 тыс. руб.; 2008 - 56532 тыс. руб.; 2009 - 24359 тыс. руб.; 2010 - 26685 тыс. руб.; местные бюджеты - 1324252,96 тыс.руб.: 2007 - 367471,96 тыс. руб.; 2008 - 374269 тыс. руб.; 2009 - 314906 тыс. руб.; 2010 - 267606 тыс. руб.; внебюджетные средства - 48135,9 тыс.руб.: 2007 - 30320,9 тыс. руб.; 2008 - 5712 тыс. руб.; 2009 - 6001 тыс. руб.; 2010 - 6102 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | повышение безопасности учреждений системы образования, в том числе обеспечение сокращения количества пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций на объектах системы образования, случаев гибели и травмирования людей при чрезвычайных ситуациях |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей учреждений системы образования от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность учреждений включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в первую очередь пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для учреждений системы образования приоритетными являются пожарная, электрическая, техническая и антитеррористическая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера, направленных на реализацию Стратегии экономического развития Мурманской области до 2015 года.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68_ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 21.07.1997 № 116_ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области, регулирующие отношения в области безопасности.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики учреждений системы образования и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Комплексное решение проблемы возможно только при консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов всех уровней с использованием программно-целевого метода.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.12.2005 № 525-ПП/15 «О разработке региональной целевой программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения» на 2007-2010 годы» на основе анализа состояния пожарной, электрической и технической безопасности учреждений системы образования Мурманской области и сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Помимо мероприятий, указанных в Программе, органы местного самоуправления (ОМС) самостоятельно разрабатывают систему мер по обеспечению комплексной безопасности муниципальных учреждений системы образования.
Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.
1.1. Материальная база учреждений системы образования
В настоящее время материально-техническое обеспечение учреждений системы образования (далее - ОУ) характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (здания, сооружения, оборудование, инженерные сети и коммуникации), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности учреждений системы образования, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля за поддержанием их в исправном состоянии.
В Мурманской области действует 23 областных и 625 муниципальных учреждений системы образования. В учреждениях всех типов имеется более 800 различных зданий учебного, производственного, культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Материально-техническая база основной части учреждений находится в процессе длительной эксплуатации. Здания 177 школ и школ-интернатов (72%) построены до 1980 года.
В подведомственных государственных областных учреждениях системы образования более 60 зданий и сооружений, срок эксплуатации которых составляет свыше 20 лет.
Кроме того, в области функционируют 36 образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей (детские дома и интернаты), которые нуждаются в проведении различного рода мероприятий капитального характера, в том числе:
1) детских домов - 20 (1028 детей);
2) общеобразовательных школ-интернатов общего типа - 3 (450 детей);
3) специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот - 1 (85 детей);
4) специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей:
- с нарушением слуха - 1 (99 детей);
- с нарушением речи - 1 (126 детей);
- с умственной отсталостью - 10 (993 ребенка).
Всего в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей содержится 2781 ребенок.
Из общего количества учреждений системы образования более 50% размещены в типовых зданиях постройки 30-60-х годов, не соответствующих современным нормам и имеющих деревянные конструкции кровель, стен, перегородок и перекрытий.
1.2. Оценка ситуации противопожарной безопасности органами государственного пожарного надзора
В 2005 году на объектах образования произошло 22 пожара, в 2004 зарегистрировано 25 пожаров.
В период подготовки учреждений системы образования к 2005/2006 учебному году комитетом по образованию совместно с муниципальными органами управления образованием проведена значительная работа по приведению в пожаробезопасное состояние подведомственных объектов. Проведенные мероприятия позволили снизить количество пожаров на объектах образования на 12% по отношению к 2004 году.
При проведении мероприятий по контролю (надзору) за пожарной безопасностью на объектах образования в 2005 году органами инспекции государственного пожарного надзора (ИГПН) было проведено 1144 плановых и внеплановых мероприятия, по результатам которых руководителям учреждений вручено 343 обязательных для выполнения предписания ИГПН. При проведении данных мероприятий было предложено 2301 противопожарное мероприятие, из них 1436 в общеобразовательных учреждениях и 771 в дошкольных. По фактам неудовлетворительного противопожарного состояния объектов было направлено 15 информационных материалов, из них 12 - в органы исполнительной власти, 3 - в прокуратуру. За нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 105 должностных лиц и 1 юридическое, из них 70 - должностные лица общеобразовательных учреждений, 33 - в детских дошкольных учреждениях, 3 - в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными выявленными нарушениями в учреждениях системы образования являются:
- отсутствие или неисправное состояние средств противопожарной автоматики;
- отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД);
- невыполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений и стеллажей в складских помещениях;
- эксплуатация электропроводки с нарушением правил технической эксплуатации электрооборудования потребителей (ПТЭЭП);
- хранение сгораемых материалов в необорудованных помещениях, использование подвальных помещений для хранения сгораемых материалов с нарушением правил пожарной безопасности (ППБ);
- неустановление специальных противопожарных (сертифицированных) дверей в электрощитовых, складских и других пожароопасных помещениях;
- оборудование окон помещений глухими металлическими решетками.
1.3. Обучение лиц, ответственных за пожарную, электрическую безопасность и охрану труда
Обучение руководителей, специалистов и педагогических работников учреждений системы образования и проверка знаний по вопросам охраны труда проводятся по типовым программам, разработанным и утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с учетом должностных обязанностей работников и характера их производственной деятельности. Обучение осуществляется учебным центром охраны труда Мурманской области за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, государственного образовательного учреждения «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» (ГОУ МОИПКРОиК).
За 2005 год прошли обучение более 8,5 тысяч работников учреждений образования. Обучение и проверка знаний по охране труда сотрудников рабочих специальностей в учреждений системы образования Мурманской области проводятся в соответствии с ГОСТом 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
В соответствии с Правилами пожарной безопасности для образовательных учреждений, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» необходимо обучить ответственных за пожарную и электрическую безопасность лиц: в 2007 году - 380 человек, в 2008 году - 306 человек, в 2009 году - 301 человека, в 2010 году - 351 человека.
Обучение ответственных за пожарную безопасность лиц планируется проводить в год назначения на должность с последующей переподготовкой один раз в 5 лет, ответственных за электрическую безопасность лиц - в год назначения на должность с последующей очередной проверкой знаний 1 раз в год. Обучение и последующая проверка знаний осуществляется в специализированных образовательных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право деятельности в сфере образования по подготовке лиц данной категории.
2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Основная цель Программы - обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждений системы образования Мурманской области во время их трудовой и учебной деятельности.
Задачи Программы:
- реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности учреждений системы образования, направленных на сохранение жизни и защиту здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей;
- усиление взаимодействия деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов контроля и надзора, организаций профсоюзов Мурманской области по вопросам укрепления безопасности учреждений системы образования и охраны труда;