| |
Наименование программы | долгосрочная целевая программа «Дети Кольского Заполярья» на 2007 - 2010 годы (далее - Программа)
|
Дата принятия решения о разработке Программы | постановление Правительства Мурманской области от 28.04.2006 № 162-ПП «О разработке региональной целевой программы «Дети Кольского Заполярья» на 2007 - 2010 годы»
|
Государственные заказчики | подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
- Управление внутренних дел по Мурманской области;
- управление государственной службы занятости населения Мурманской области;
- управление по делам молодежи Мурманской области;
подпрограмма «Здоровое поколение»:
- комитет по здравоохранению Мурманской области;
- комитет по физической культуре и спорту Мурманской области;
- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
- комитет по образованию Мурманской области;
- департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
подпрограмма «Дети-сироты»:
- комитет по образованию Мурманской области;
- комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
подпрограмма «Дети и творчество»:
- комитет по образованию Мурманской области;
- комитет по культуре и искусству Мурманской области;
- управление по делам молодежи Мурманской области |
Государственный заказчик координатор Программы
| - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
- комитет по здравоохранению Мурманской области;
- комитет по образованию Мурманской области;
- комитет по культуре и искусству Мурманской области;
- управление по делам молодежи Мурманской области;
- комитет по физической культуре и спорту Мурманской области;
- управление государственной службы занятости населения Мурманской области;
- Управление внутренних дел по Мурманской области;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области;
- департамент строительства и жилищно- коммунального хозяйства Мурманской области |
Цели и задачи Программы | - основные цели: последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализация комплекса мер, направленных на создание условий для развития и жизнедеятельности детей, формирование системы выявления детей из неблагополучных семей, формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; основные задачи:
- профилактика социального сиротства и детской безнадзорности, профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь семье и детям, совершенствование деятельности учреждений социальной помощи семье и детям;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте 14 - 18 лет в свободное от учебы время, предоставление им возможности получения первых профессиональных навыков;
- защита, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения, социальная поддержка материнства и детства, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение детской заболеваемости и инвалидности, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение питания матерей и детей;
- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения, детства;
- внедрение новых форм обследования при проведении профилактических осмотров детей, проживающих в труднодоступных районах;
- строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства;
- дальнейшее формирование системы комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество;
- улучшение условий развития, воспитания, образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их интеграция в общество;
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, комплексной системы работы с детьми и подростками в учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях культуры и искусства;
- привлечение детей и подростков к занятиям художественными, техническими и другими видами творчества и спортом;
- совершенствование работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - привлечение дополнительных средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, направленных на достижение основных целей и задач Программы.
Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
- сохранение позитивной тенденции снижения числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних: в 2007 г. - на 1,2% (1035), в 2008 г. - на 1,3% (1021), в 2009 г. - на 1,4% (1006), в 2010 г. - на 1,5% (991); снижение численности несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений и правонарушений, в среднем на 0,6% ежегодно (2007 г. - 889 чел., 2008 г. - 884 чел., 2009 г. - 879 чел., 2010 г. - 874 чел.);
- укрепление материально-технической базы 10 учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям (2008 г. - 2, 2009 г. - 4, 2010 г. - 4);
- обеспечение временной занятости не менее 5 тыс. подростков ежегодно, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 180 чел., несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, - 250 чел., из семей социального риска - 1150 чел. Подпрограмма «Здоровое поколение»:
- оснащение учреждений родовспоможения и детства современным лечебно-диагностическим оборудованием - 2 учреждения (2007 г. - 2, 2008 г. - 1, 2009 г. - 2, 2010 г. - 2);
- оснащение домов ребенка современным реабилитационным оборудованием - 2 учреждения (2007 г. - 1, 2009 г. - 2);
- стабилизация показателя материнской смертности на 100000 живорожденных (2007 г. - 30, 2008 г. - 30, 2009 г. - 30, 2010 г. - 30);
- стабилизация показателя младенческой смертности на 1000 родившихся живыми (2007 г. - 10,8, 2008 г. - 10,7, 2009 г. - 10,7, 2010 г. - 10,6);
- снижение темпа роста показателя общей заболеваемости детей в возрасте до 18 лет на 5% (2007 г. - 1%, 2008 г. - 1%, 2009 г. - 1%, 2010 г. - 2%);
- снижение показателя заболеваемости беременных женщин анемией на 4%: 2007 г. - 1% (на 30 случаев), 2008 г. - 1% (на 29 случаев), 2009 г. - 1% (на 29 случаев), 2010 г. - 1% (на 28 случаев);
- снижение числа абортов на 4% (2007 г. - 1% (на 90 случаев), 2008 г. - 1% (на 88 случаев), 2009 г. - 1% (на 88 случаев), 2010 г. - 1% (на 87 случаев);
- увеличение количества образовательных учреждений, спортивных клубов, участвующих в смотрах-конкурсах, направленных на развитие физической культуры и спорта, на 8 единиц (2007 г. - 2 ед., 2008 г. - 2 ед., 2009 г. - 2 ед., 2010 г. - 2 ед.);
- увеличение количества учреждений участников областных смотров-конкурсов в период 2007-2010 гг. на 8 единиц, в том числе: 2007 г. - на 2 ед., 2008 г. - на 2 ед., 2009 г. - на 2 ед., 2010 г. - на 2 ед.;
- увеличение количества участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в период 2007-2010 гг. на 4%, в том числе: 2007 г. - на 1%, 2008 г. - на 1%, 2009 г. - на 1%, 2010 г. - на 1%;
- укрепление материально-технической базы 4 учреждений (отделений), оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами (2007 г. - 1, 2008-2010 гг. - 3);
- повышение квалификации 15 специалистов, осуществляющих комплексную реабилитацию детей-инвалидов, в г. Москве (2008 г. - 5 чел., 2009 г. - 5 чел., 2010 г. - 5 чел.). Подпрограмма «Дети-сироты»:
- увеличение количества устроенных в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 г. - 3780 чел., 2008 г. - 3812 чел., 2009 г. - 3843 чел., 2010 г. - 3875 чел.);
- увеличение удельного веса детей, устроенных в семью, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 г. - 60%, 2008 г. - 60,5%, 2009 г. - 61%, 2010 г. - 61,5%);
- увеличение количества воспитанников кадетских классов Североморской общеобразовательной школы-интерната из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 г. - 34 чел., 2008 г. - 42 чел., 2009 г. - 48 чел., 2010 г. - 54 чел.). Подпрограмма «Дети и творчество»:
- увеличение доли детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ: 2007 г. - на 16% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 13400 чел.), 2008 г. - на 16,5% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 13413 чел.), 2009 г. - на 17% (прогнозируемое количество участников мероприятий- 13628 чел.), 2010 г. - на 17,5 (прогнозируемое количество участников мероприятий - 13904 чел.);
- увеличение доли детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей-инвалидов, в общем количестве детей-инвалидов: 2007 г. - на 24% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 622 чел.), 2008 г. - на 24,5% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 637 чел.), 2009 г. - на 25% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 650 чел.), 2010 г. - на 25,5% (прогнозируемое количество участников мероприятий 663 чел.) |
Сроки и этапы реализации Программы
| - 2007 - 2010 годы |
Перечень подпрограмм | - «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- «Здоровое поколение»;
- «Дети-сироты»;
- «Дети и творчество»
|
Объемы и источники финансирования | - общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 1622627,7 тыс. руб.,
в том числе за счет средств:
областного бюджета - 961624,0 тыс. руб.;
федерального бюджета - 550585,7 тыс. руб.;
бюджетов муниципальных образований - 97658,0 тыс. руб.;
внебюджетных источников - 12760,0 тыс. руб.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество;
- совершенствование форм взаимодействия органов власти, общественных организаций, других заинтересованных структур по вопросам оказания социальной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, укрепление здоровья детского населения;
- совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
- совершенствование и внедрение современных технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваемости беременных женщин и детей;
- оптимизация питания детей и беременных женщин;
- совершенствование лечебно-диагностической, в том числе реанимационной, помощи беременным женщинам и новорожденным;
- внедрение новых методик обследования на наследственные и врожденные заболевания у детей;
- совершенствование системы абилитации и реабилитации детей;
- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;
- строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства;
- совершенствование деятельности социальных учреждений по реабилитации несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов;
- расширение перечня социальных услуг, оказываемых семьям, имеющим детей-инвалидов;
- создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество;
- укрепление материально-технической базы учреждений по реабилитации детей-инвалидов;
- совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми-инвалидами;
- научно-методическое обеспечение решения проблем детей с ограниченными возможностями;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот;
- совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, реализации их способностей и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами
|
Основными целями настоящей Программы являются последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализация комплекса мер, направленных на создание условий для развития и жизнедеятельности детей, формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа действует с 1995 года. За период действия Программы удалось решить ряд поставленных задач по улучшению положения детей в Мурманской области.
Выполнение комплексных мероприятий Программы по поддержке детей в 2004 - 2005 годах, целенаправленная деятельность заинтересованных ведомств позволили достичь определенных положительных результатов. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, требующие значительных усилий, финансовых вложений и информационной поддержки.
Численность населения Мурманской области на 1 января 2006 года (по предварительной оценке) составила 864,4 тысячи человек - 99 % к уровню 2004 года. Численность постоянного населения в возрасте 0 - 17 лет составила 175274 человека - 96 % к уровню 2004 г.
В 2005 году в Мурманской области родилось 8,5 тысячи человек, умерло 11,7 тысячи человек. По сравнению с 2004 годом число родившихся уменьшилось на 5 %, смертность превысила рождаемость в 1,4 раза (в 2004 году - в 1,3 раза).
Вызывает тревогу состояние здоровья юных северян. В течение последних трех лет общая заболеваемость детей Мурманской области в возрасте до 17 лет остается практически на одном уровне, однако она значительно превышает среднероссийский уровень: в 2005 году - на 28 %, в 2004 году - на 32 %. Отмечается незначительный рост заболеваемости среди детей в возрасте до 14 лет (на 2 % за 3 года), преимущественно за счет первичной заболеваемости. Среди подростков доля первичной заболеваемости уменьшается (2004 г. - 58,7 %, 2005 г. - 57,8 %).
Продолжается снижение инфекционной заболеваемости, уменьшилась распространенность социально значимых заболеваний у детей.
По сравнению с 2004 годом в 2005 году в 1,2 раза увеличилась заболеваемость алкоголизмом и наркоманией; уменьшилась заболеваемость токсикоманией - в 1,2 раза, сифилисом - в 1,1 раза, гонореей - в 2,3 раза.
После значительного снижения показателя младенческой смертности в 2003 году до 8,9 в течение последних трех лет отмечался ее рост, хотя абсолютное число детей, умерших в возрасте до года, в 2005 году уменьшилось. Показатель младенческой смертности в 2005 году составил 10,9 и почти сравнялся с российским показателем.
В Мурманской области, как и в России, отмечается высокий удельный вес экстрагенитальной патологии у беременных женщин (около 80 %), что значительно повышает риск возникновения осложнений при беременности и родах как для матери, так и для ребенка. Отмечено снижение показателя абортов (на 1000 женщин фертильного возраста) на 14%, показателей заболеваемости беременных анемией на 17 %, болезнями мочеполовой системы на 23 %, болезнями системы кровообращения на 21 %, болезнями щитовидной железы на 2 %.
Общее число детей-инвалидов по Мурманской области продолжает сокращаться. Показатель детской инвалидности на 10 тысяч детского населения остается ниже среднероссийского показателя, хотя за последний год вырос на 7,3 %.
Количество детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, на 31.12.2005 составляло 2839 человек (на 31.12.2004 - 2911).
Уровень первично освидетельствованных детей остается ниже, чем в целом по России. Основную возрастную группу в общем числе детей-инвалидов составляют дети в возрасте 10 - 15 лет - 38,6 % (по России - 43,9 %).
Ведущими причинами, обусловившими инвалидность, остаются врожденные аномалии развития среди детей в возрасте до 10 лет (из них аномалии системы кровообращения - 25 %, хромосомные аномалии - 10 %), заболевания нервной системы и психические расстройства в старших возрастных группах.
Тревожной является ситуация, когда значительно сокращается доля детей-инвалидов, проживающих в семьях (за последний год - на 12 %). Это свидетельствует о том, что инвалидность ребенка часто является причиной отказа от воспитания ребенка в семье и передачи его в учреждения господдержки, что ведет к росту социального сиротства детей.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья женщин и детей в Мурманской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе взаимодействия между различными ведомствами, с привлечением международного опыта и реализацией мероприятий, направленных на снижение показателей материнской и детской заболеваемости и смертности, профилактику заболеваемости и инвалидности детей, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сложившаяся в Мурманской области, способствует снижению остроты проблемы детской безнадзорности, приносит положительные результаты.
Анализируя ситуацию с детской безнадзорностью, можно отметить следующее:
- снижается количество выявленных безнадзорных детей: в 2004 году - 789 человек, в 2005 году - 766. Большинство детей помещается в учреждения социального обслуживания семьи и детей в целях проведения социальной реабилитации. В 2004 - 2005 годах количество таких учреждений в области возросло с 13 до 17;
- уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в органах социальной защиты населения: в 2005 году на учет поставлено 722 семьи, в которых воспитывались 1004 несовершеннолетних, что меньше, чем в 2004 году, на 334 и 646 соответственно. Снято с учета 1335 семей, из них в связи с улучшением положения в семье - 186. В результате проведенной работы в семьях, снятых с учета, наблюдается улучшение социально-психологической обстановки, материально-бытовых условий проживания;
- снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: 2005 год - 2384 подростка, что на 98 меньше, чем в 2004 году.
В результате совместной работы субъектов системы профилактики снизился уровень подростковой преступности, наметилась положительная тенденция уменьшения ее удельного веса (удельный вес подростковой преступности по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года составил 12,5 %, что на 1,4 % меньше уровня 2004 года). Общее число подростков - участников преступлений уменьшилось на 11,9 %, в 4 раза сократилось число учащихся, доставленных в органы внутренних дел за употребление наркотических веществ (с 21 человека до 5).
Одним из значимых факторов профилактики безнадзорности является трудовая занятость детей и подростков в каникулярный период. В соответствии с заключенными договорами в 2005 году было организовано 4670 дополнительных рабочих мест, трудоустроено 5344 подростка (97 % от числа обратившихся), в 2004 г. - 5004 подростка, (94 % от числа обратившихся), в 2003 году - 5366 подростков, (95 % от числа обратившихся).
Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей в 2005 году увеличилось. Открылся социально-реабилитационный центр в ЗАТО г. Снежногорск, принято решение об открытии аналогичного учреждения в ЗАТО Скалистый (завершаются ремонтные работы).
В настоящее время в 14 муниципальных образованиях имеются 17 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Численность граждан, обратившихся в эти учреждения в 2005 году, увеличилась на 4340 человек по сравнению с 2004 годом и составила 25351 человек, в том числе 11943 несовершеннолетних. Количество оказанных только в стационарных отделениях социальных услуг в 2005 году составило 155,6 тысяч (в 2004 году весь объем услуг - 150,9 тысяч). Число семей, находившихся под социальным патронажем, увеличилось до 1474 (2004 г. - 1096 семей).