_____________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 22 мая 2009 года № 214-ПП/11
______________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Мурманской области от 26.10.2007 № 898-01-ЗМО "О противодействии коррупции в Мурманской области" Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области;
- Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области.
2. Установить, что уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области является контрольно-инспекторское управление Правительства Мурманской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области:
3.1. В срок до 1 мая 2008 года разработать и утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов местного самоуправления.
3.2. При проведении антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов местного самоуправления руководствоваться Методикой проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Субботина С.А.
Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов
и иных нормативных правовых актов Мурманской области
1.1. Предметом антикоррупционной экспертизы являются проекты законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области (далее - проекты НПА), регулирующих правоотношения в сферах и полномочиях с повышенным риском коррупции.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:
- выявления в проектах НПА коррупционно опасных факторов;
- разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия выявленных в проектах НПА коррупционно опасных факторов.
1.3. Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты НПА, направленные на регулирование правоотношений в следующих сферах с повышенным риском коррупции:
- в сфере размещения заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд Мурманской области;
- в сфере управления и распоряжения объектами государственной собственности, в том числе по вопросам аренды и приватизации этих объектов;
- в сфере распоряжения водными, лесными, земельными, биологическими ресурсами, а также ресурсами, содержащимися в недрах;
- в сфере государственного регулирования медицинской деятельности;
- в сфере выделения субсидий, преференций и иной поддержки организациям.
Антикоррупционной экспертизе также подлежат проекты НПА, регулирующих контрольные, надзорные, лицензионные и регистрационные полномочия исполнительных органов государственной власти Мурманской области во взаимоотношениях с гражданами и организациями.
1.4. Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области (далее - Методика).
1.5. При подготовке проекта НПА орган исполнительный власти Мурманской области или заинтересованная организация, осуществляющие подготовку проекта НПА (далее - разработчик НПА), должны стремиться к недопущению включения в текст проекта НПА норм, содержащих типичные коррупционные факторы, перечисленные в Методике.
2.1. Антикоррупционная экспертиза проектов НПА проводится уполномоченным органом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области (далее - уполномоченный орган).
2.2. Порядок согласования проектов НПА, подлежащих антикоррупционной экспертизе, определяется Регламентом исполнительных органов государственной власти Мурманской области (администрации Мурманской области).
2.3. Антикоррупционную экспертизу проходят все проекты НПА, регулирующие правоотношения и полномочия, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка. Отбор проекта НПА для антикоррупционной экспертизы проводится разработчиком проекта.
Ответственность за направление проектов НПА на антикоррупционную экспертизу возлагается на руководителей исполнительных органов государственной власти Мурманской области или организаций и непосредственных исполнителей, готовивших проект.
2.4. При направлении проекта НПА на антикоррупционную экспертизу к нему прикладывается пояснительная записка.
В пояснительной записке должны содержаться следующие сведения:
- наименование проекта НПА, направляемого на антикоррупционную экспертизу;
- полный перечень положений (статей, пунктов) федеральных и областных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия НПА;
- вывод об отсутствии (наличии) в проекте НПА типичных коррупционных факторов.
В исключительных случаях, когда разработчик проекта НПА не может избежать в тексте проекта НПА нормы, содержащей типичный коррупционный фактор, в пояснительной записке должны быть указаны типичный коррупционный фактор, содержащая его норма, причины, вызывающие затруднения в его устранении.
2.5. Антикоррупционная экспертиза проекта НПА проводится в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления документов в уполномоченный орган.
2.6. По результатам антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом составляется заключение в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.
2.7. В случае внесения в проект НПА изменений после его согласования в уполномоченном органе он подлежит повторному согласованию уполномоченным органом.
3.1. По результатам антикоррупционной экспертизы проекта НПА уполномоченным органом составляется заключение.
3.2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.
3.3. Вводная часть должна содержать:
- дату и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
- основание для проведения экспертизы;
- наименование проекта НПА, проходящего экспертизу.
3.4. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:
- в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупционные факторы (с их описанием и рекомендациями по устранению), в порядке расположения этих норм в НПА. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупционные факторы и рекомендации по их устранению;
- в форме последовательного перечня типичных коррупционных факторов, содержащихся в нормах НПА. При этом после указания содержащегося в НПА коррупционного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупционного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
Также заключение может содержать указания на наличие (отсутствие) в анализируемом проекте НПА превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
Отсутствие типичного коррупционного фактора в заключении означает, что нормы проекта НПА проверены на его наличие, и ни в одной из этих норм он не выявлен.
3.5. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать исследовательской части заключения.
3.6. К заключению прилагается заполненная таблица типичных коррупционных факторов проектов НПА (приложение к Порядку).
3.7. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
- не может содержать утверждение о намеренном включении в проект НПА коррупционных факторов;
- не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться корруцпионные факторы;
- не предполагает оценку объема коррупционных последствий.
Таблица типичных коррупционных факторов проектов НПА
№ | Типичный коррупционный фактор | Норма анализируемого проекта НПА | Предложения и рекомендации |
А. Коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти | |||
1. | Широта дискреционных полномочий | ||
2. | Определение компетенции по формуле "вправе" | ||
3. | Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права | ||
4. | Злоупотребление правом заявителя | ||
5. | Выборочное изменение объема прав | ||
6. | Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества | ||
7. | Юридико-лингвистическая коррупциогенность | ||
8. | Принятие нормативного правового акта органа исполнительной власти "сверх компетенции" | ||
9. | Заполнение законодательных пробелов при помощи нормативного правового акта органа исполнительной власти | ||
Б. Коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов | |||
10. | Наличие пробела в регулировании | ||
11. | Отсутствие административных процедур | ||
12. | Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур | ||
13. | Отсутствие запретов и ограничений для служащих в конкретной сфере деятельности | ||
14. | Отсутствие ответственности служащих | ||
15. | Отсутствие контроля за органами и служащими | ||
16. | Нарушение режима прозрачности информации | ||
В. Коррупционные факторы системного характера | |||
17. | Ложные цели и приоритеты | ||
18. | Нормативные коллизии | ||
19. | "Навязанная" коррупциогенность | ||
Г. Проявления коррупциогенности | |||
20. | Формально-техническая коррупциогенность | ||
21. | Непринятие нормативного правового акта | ||
22. | Нарушение баланса интересов | ||
Другие коррупционные факторы |