Действующий

О программе "Реформирование региональных финансов в Мурманской области" на 2008-2009 годы (с изменениями на 18 июня 2009 года)

3. Расширение состава государственных услуг, предоставление которых осуществляется
автономными некоммерческими организациями и (или) частными компаниями


Анализ исходного состояния


О необходимости совершенствования управления государственной собственностью говорится в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» и в Концепции оптимизации расходов консолидированного бюджета Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 27.04.2006 № 160-ПП/4.

Одним из возможных механизмов реализации данной задачи является привлечение негосударственных организаций к оказанию социальных услуг.

Приватизация государственного и муниципального имущества должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики, позволяющим рассчитывать на получение позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.

Развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг в Мурманской области развивается параллельно имеющейся системе государственных бюджетных учреждений. Например, оказание населению социальных услуг в сфере образования осуществляется негосударственными образовательными учреждениями. Предоставление населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг осуществляется через оказание государственной поддержки негосударственных организаций.

На момент принятия программы реформирования органами исполнительной власти проведена работа по оценке возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных. Как показывает анализ данных, абсолютное большинство бюджетных учреждений оказывают социально значимые услуги и их перевод в ближайшее время не прогнозируется. Перевод учреждений в форму негосударственного предприятия приведет к риску возникновения негативных последствий в связи с низким уровнем доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, высокими требованиями к качеству оказываемых услуг.


План реформирования


На первом этапе (до 1 июля 2008 года) будет продолжена работа по проведению оценки возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму автономных некоммерческих организаций, разработан мониторинг бюджетной сети, утвержден порядок и план перевода бюджетных учреждений в форму автономных некоммерческих учреждений, определены требования к объему и качеству государственных услуг, предоставляемых на контрактной основе автономными некоммерческими учреждениями и частными компаниями.

На втором этапе (до 1 июля 2009 года) планируется принятие нормативного правового акта, в котором будет утвержден перечень основных государственных услуг в области образования, здравоохранения, культуры и социальной политики, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями.

Планируемые и фактические результаты перевода бюджетных учреждений в форму в форму автономных некоммерческих учреждений, бюджетные задания для автономных некоммерческих учреждений и частных компаний, предоставляющих государственные услуги будут размещены в сети Интернет.

Альтернативы


Возможными альтернативами может стать ликвидация отдельных бюджетных организаций и государственных унитарных предприятий, если на рынке уже существуют негосударственные организации, предоставляющие социальные услуги приемлемого качества. В этом случае наиболее актуальным становится проведение конкурсов среди подобных организаций на право получения контракта на предоставление определенного спектра социальных услуг.


Оценка рисков


Основные риски связаны с незаинтересованностью работников бюджетных учреждений в преобразовании данных учреждений в негосударственные организации. Задача органов государственной власти Мурманской области - преодолеть данное сопротивление с максимально меньшими издержками. Вторая группа рисков связана с низкой конкуренцией на рынке отдельных социальных услуг и отсутствием систем контроля над предоставляемыми услугами.

Кроме того, непродуманный перевод бюджетных организаций в форму негосударственных (коммерческих) может привести к социальной напряженности и увеличению стоимости социальных услуг, оказываемых негосударственными организациями.