В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и постановлением Правительства Мурманской области от 31.10.2005 № 419-ПП/13 "Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию оптимизации расходов консолидированного бюджета Мурманской области на 2006-2008 годы (далее - Концепция) (прилагается).
2. Утвердить План мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2006 - 2008 годы (прилагается).
3. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В. Н.) на основании предложений исполнительных органов государственной власти Мурманской области представить в Правительство Мурманской области Программу оптимизации расходов консолидированного бюджета Мурманской области на 2006-2008 годы (далее - Программа).
4. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области:
4.1. Представить в департамент финансов Мурманской области организационный план действий для формирования Программы и план формирования нормативной правовой и методологической базы реализации мероприятий Программы:
- на 2006 год - в срок до 01 июня 2006 года,
- на 2007 год - в срок до 01 сентября 2006 года,
- на 2008 год - в срок до 01 сентября 2007 года.
4.2. Установить контроль за выполнением предусмотренных Программой мероприятий.
4.3. Представлять в департамент финансов Мурманской области в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- отчет о выполнении основных мероприятий Программы,
- индикаторы реализации Программы,
- предложения по корректировке и дополнениям, предлагаемые к внесению в Программу (формы прилагаются).
5. Главным распорядителям средств областного бюджета осуществлять раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств, начиная с проекта бюджета на 2007 год.
6. Органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области внести предложения в Правительство Мурманской области по реорганизации сети муниципальных учреждений социально-культурной сферы, финансируемых за счет средств местных бюджетов и за счет средств, передаваемых из областного бюджета, в срок до 31 мая 2006 года.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области:
7.1. Разработать и утвердить программы оптимизации расходов бюджетов муниципальных образований Мурманской области.
7.2. Представить в департамент финансов Мурманской области в срок до 01 июля 2006 года программы оптимизации расходов бюджетов муниципальных образований.
7.3. Представлять в департамент финансов Мурманской области в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и до 01 числа второго месяца, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении предложений по реорганизации сети муниципальных учреждений социально-культурной сферы по прилагаемой форме.
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области - руководителя департамента финансов Мурманской области Мотлохова В. Н.
Первый заместитель
Губернатора Мурманской области
А. Селин
КОНЦЕПЦИЯ
оптимизации расходов консолидированного бюджета Мурманской области на 2006-2008 годы
Настоящая Концепция разработана в целях осуществления мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, сокращению дефицита консолидированного бюджета Мурманской области, проведению сбалансированной бюджетной политики, выработке приоритетов оказания финансовой поддержки, разграничению предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти с учетом положений бюджетных посланий Президента Российской Федерации на 2005 год и 2006 год и постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 "О мерах по повышению результативности бюдж
тных расходов".
Положения настоящей Концепции направлены на:
концентрацию финансовых ресурсов Мурманской области на приоритетных направлениях экономического и социального развития и формирование эффективной системы бюджетных расходов;
эффективное выполнение полномочий исполнительных органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области;
формирование единой системы бюджетных услуг в Мурманской области.
Реализация Концепции ориентирована на решение следующих задач:
повышение результативности расходов через экономию бюджетных средств за счет сокращения или отказа от некоторых видов второстепенных и избыточных расходов, последующее перераспределение и сосредоточение ресурсов на решении наиболее важных для общества задач;
выделение из сферы деятельности бюджетных организаций услуг, не свойственных их сферам деятельности, обеспечение финансовой прозрачности всех видов деятельности бюджетных организаций;
освобождение бюджета Мурманской области от обязанности финансового обеспечения организаций, способных функционировать в рыночной среде;
совершенствование долговой политики;
повышение эффективности управления собственностью Мурманской области;
изменение принципов планирования расходов, их ориентирование на:
соответствие приоритетам экономической и социальной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти Мурманской области,
соответствие предполагаемых ассигнований реально имеющимся ресурсам, повышение прозрачности бюджетных расходов,
сокращение избыточных функций органов исполнительной власти Мурманской области;
реструктуризация бюджетного сектора путем выявления и реформирования параллельно функционирующих государственных организаций со сходным профилем деятельности, имеющих различную административную подчиненность, или дублирующих функции;
совершенствование бюджетного процесса;
создание механизмов поддержки проводимых органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области социально-экономических реформ;
полное финансовое обеспечение полномочий Мурманской области, делегированных органам местного самоуправления;
повышение конкурентоспособности, доступности и качества услуг, предоставляемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Мурманской области (далее - бюджетных услуг) для обеспечения экономического развития Мурманской области, выравнивания доступа населения к бюджетным услугам;
снижение совокупных затрат на бюджетные услуги и на обеспечение мер поддержки из бюджета отраслям экономики Мурманской области;
формирование рынка бюджетных услуг и удовлетворение спроса на бюджетные услуги;
оптимизация системы оказания услуг с развитием негосударственных организационно-правовых форм учреждений и созданием механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм;
развитие многопрофильных бюджетных организаций;
создание стимулов для экономии бюджетных средств, снижение стоимости бюджетных услуг;
обеспечение наиболее полных гарантий сохранения профильной деятельности организации, использования закрепляемого за ней имущества по прямому назначению и соблюдения интересов работников реорганизуемых организаций.
Концепция рассчитана на период с 2006 до 2008 года.
Оптимизация бюджетных расходов будет проводиться по трем блокам. В первом блоке предполагается:
провести инвентаризацию главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета;
провести инвентаризацию действующих нормативно-правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг, перечня объемов и стоимостных характеристик услуг;
провести оценку потребности в предоставляемых бюджетных услугах;
утвердить перечень бюджетных услуг, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении;
провести оценку функций и задач органов исполнительной власти Мурманской области с целью утверждения количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и задач всех главных распорядителей бюджетных средств;
утвердить методику формирования среднесрочного финансового плана;
провести инвентаризацию фактически производимых бюджетных расходов на поддержку негосударственных организаций;
провести инвентаризацию собственности Мурманской области, в том числе по организациям, доли уставного капитала в которых принадлежат Мурманской области;
провести оценку результатов деятельности государственных унитарных предприятий;
провести оценку действующих долговых обязательств Мурманской области;
провести инвентаризацию бюджетных расходов с точки зрения возможности их осуществления на основе проведения конкурсных бюджетных закупок.
Указанная работа проводится исполнительными органами государственной власти Мурманской области в ходе реализации нового механизма разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основными направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств являются:
создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм, путем преобразования государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в организации иной организационно-правовой формы.
Во втором блоке предполагается провести работу:
по усилению роли среднесрочного бюджетного планирования и внедрению программно-целевых методов бюджетного планирования;
по переходу к формированию бюджета на основе запланированных к достижению результатов;
по внедрению формализованных процедур управления долгом;
по разработке системы критериев эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и организаций;
по расширению перечня и объемов бюджетных закупок, осуществляемых на конкурсной основе при обеспечении максимально широкого доступа к участию в конкурсе предприятий любых форм собственности и территориальной принадлежности.
Применение программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем:
предоставления ежегодно субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности;
совершенствования методологии разработки и реализации региональных целевых программ;
использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ;
расширения полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета.
Третий блок реализации Программы будет направлен на оптимизацию структуры финансовой поддержки органов местного самоуправления Мурманской области.
Основными направлениями будут являться:
- установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;
- внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;
- формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;