Правительством Мурманской области совместно с органами местного самоуправления проводится плановая работа по повышению уровня деловой активности в сфере малого предпринимательства.
В 2005 году начата реализация четвертой среднесрочной (2005-2008 гг.) программы развития малого предпринимательства (одобрена Постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.04 № 250-ПП, утверждена Постановлением Мурманской областной Думы от 21.10.04 № 1375). В соответствии с этой программой запланирована разработка нормативно-правовых документов, в том числе по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных (муниципальных) закупок товаров (работ, услуг) и в реформе ЖКХ, порядка процедур предоставления в аренду и оформления арендных отношений по принципу «одного окна».
Большое внимание уделяется развитию объектов инфраструктуры, как для начинающих предпринимателей, так и для развивающихся предприятий, в том числе занимающихся инновационной и внешнеэкономической деятельностью. В области действует сеть бизнес-центров ФГСЗН, в которых организована подготовка кадров для малого бизнеса, оказываются консультационные услуги; в муниципалитетах при финансовой и организационной поддержке норвежской организации СИДА созданы «промышленные центры», консультирующие предпринимателей в сферах промышленности и услуг; в трех городах (Мурманск, Апатиты, Мончегорск) ведется работа по созданию бизнес-инкубаторов. Кроме того, предоставляют консультационные услуги различные специализированные коммерческие организации. Большую помощь оказывает предпринимателям инновационной сферы созданный в 2004 году «Технопарк-Апатиты», развивается Центр трансфера технологий, созданный на базе Кольского научного центра РАН. В региональной целевой программе предусмотрены финансовые средства на организацию предпроектного консультирования начинающих предпринимателей, а так же на оказание финансовой помощи предприятиям по проведению технологической экспертизы, сертификации, патентования.
В настоящее время реализовывается 6 проектов совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ: «Поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий», «Развитие малого предпринимательства как метод преодоления бедности», «Развитие малых предприятий в научно-технической сфере», «Создание гарантийного фонда на базе некоммерческой организации «Государственный фонд развития малого предпринимательства Мурманской области», «Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства» и «Создание регионального инновационного бизнес-инкубатора в г.Апатиты».
Одним из приоритетных направлений является распространение информации о предпринимательской деятельности, в том числе развитие информационно-аналитических систем о малом и среднем бизнесе Мурманской области, создание пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения малого предпринимательства через Интернет, издание и распространение специализированных журналов, сборников, брошюр, газет и журналов по вопросам деятельности малого предпринимательства. Уже издан второй сборник нормативных документов и справочных материалов «Предпринимательство в Мурманской области», который распространяется среди предпринимателей области бесплатно. Практикуется регулярное размещение информации о малом бизнесе на официальном сайте Губернатора Мурманской области, сайтах Государственного фонда развития малого предпринимательства Мурманской области, Северной торгово-промышленной палаты, Мурманского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса и других ресурсах.
Департаментом экономического развития Мурманской области организован ежеквартальный мониторинг развития малого предпринимательства в соответствии с методологией Минэкономразвития и торговли РФ по показателям, предоставляемым органами государственной статистики. Результаты мониторинга регулярно отражаются в докладах Губернатора, в публикациях в СМИ, в том числе в сети Интернет. Один раз в год проводится углубленный анализ развития малого предпринимательства, с учетом количественных и качественных критериев. Результаты этого анализа используются при разработке планов мероприятий на очередной год, а также при подготовке статей для публикации в СМИ.
Анализ показывает, что в результате реализации программых мероприятий доля малого предпринимательства в экономике региона постоянно растет: За 2006 год вклад малых предприятий в экономику области составил:
14.4 % в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг;
51.8% в обороте розничной торговли;
45.2 % грузов, перевезенных автомобильным транспортом;
20,4% объема строительных работ;
7.5% оборота общественного питания;
поступления по специальным налоговым режимам составили 5.5% доходов местных бюджетов;
25.3% занятых в экономике области.
К сожалению, имеющиеся данные охватывают только малые предприятия, статистическая информация о деятельности индивидуальных предпринимателей практически отсутствует (за исключением данных о количестве индивидуальных из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и разовых статистических обследований о деятельности индивидуальных предпринимателей в отдельных отраслях, например, в торговле или на транспорте).
Однако в настоящее время имеется ряд проблем, связанных с оценкой фактического уровня деловой активности в сфере малого предпринимательства.
С целью их выявления практически ежегодно проводятся социологические исследования, направленные на выявление проблем и перспективных направлений развития бизнеса, возможностей государственной поддержки.
Одним из показателей деловой активности является рост налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, наблюдающийся последние годы. Однако вычленить точное количество субъектов предпринимательской деятельности из общего количества налогоплательщиков не возможно как по данному виду налога, так и по другим (в налоговом законодательстве понятие «субъект малого предпринимательства» отсутствует, информация представляется по видам налогов).
Еще сложнее ситуация с анализом и прогнозом развития малого предпринимательства по городским округам и муниципальным районам: статистической информации нет никакой (методология выборочного обследования, не предполагает расчет показателей в разбивке по территориям), информация по налогам отсутствует ввиду учета налогоплательщиков по межрайонным ИМНС.
План реформирования
С целью повышения деловой активности планируется провести оценку фактического уровня деловой активности в сфере малого предпринимательства за последние три года, утвердить порядок мониторинга деятельности предприятий в сфере малого предпринимательства, продолжить и расширить практику публикации в СМИ и сети Интернет результатов мониторинга развития малого предпринимательства.
В 2005-2007 годах в области реализуется региональная целевая программа «Совершенствование бюджетного процесса, территориального планирования и управления в Мурманской области». В рамках этого проекта проведена автоматизация процесса мониторинга и прогнозирования по методологии Минэкономразвития и торговли (в частности, по малому предпринимательству оцениваются показатели количество, среднесписочная численность работников и оборот малых предприятий), планируется автоматизация мониторинга по другим показателям.
В рамках Программы реформирования региональных финансов планируется проведение научно-исследовательской работы «Разработка методики по сбору и анализу информации о деятельности субъектов предпринимательской деятельности». Результаты исследования позволят создать полную базу данных, на основе которой будет автоматизирован процесс ее обработки и оценки фактического уровня деловой активности. С целью автоматизации процесса анализа планируется разработка аналитического программного блока «Оценка деловой активности в сфере малого предпринимательства», включающего анализ развития малого предпринимательства и его тенденции в разрезе по отраслям, анализ финансово-экономических показателей деятельности малых предприятий, анализ вклада малых предприятий в экономику области (налоги, занятость, производство продукции и услуг). На проведение исследования необходимо 700 тыс. рублей, разработка программного обеспечения будет выполнена за счет вышеназванной региональной целевой программы.
На последнем этапе с учетом результатов, полученных в 2005-2007 годах, будет разработан и утвержден Порядок мониторинга малого предпринимательства (финансовые ресурсы не требуются).
С целью оптимизации использования средств областного бюджета, направляемых на поддержку малого предпринимательства, разработан и принят административный регламент «Департамента экономического развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей» (утв. Постановлением Правительства от 25.05.2007 №253-ПП/9, планируется разработать административный регламент «Порядок оказания консультационной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства».
В 2008 году будет продолжена и расширена практика публикации в СМИ и сети Интернет результатов мониторинга развития малого предпринимательства, а так же распространение другой информации о бизнесе, в том числе о формах государственной поддержки и об использовании средств, выделяемых на эти цели в областном бюджете.
Результативность мероприятия