Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2007 года № 469-ПП/18

О долгосрочной целевой программе "Преодоление бедности в Мурманской области" на 2007-2010 годы

(с изменениями на 10 декабря 2010 года)

________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

постановлением Правительства Мурманской области от 11 августа 2008 года № 383-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 22 декабря 2008 года № 631-ПП     

постановлением Правительства Мурманской области от 27 февраля 2009 года № 100-ПП/5

постановлением Правительства Мурманской области от 25 мая 2009 года № 219-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 10 августа 2009 года № 371-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 16 декабря 2009 года № 587-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2010 года № 50-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 2 июня 2010 года № 259-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 12 августа 2010 года № 362-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 года № 381-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 10 декабря 2010 года № 554-ПП

________________________________________________________________________________  

В целях реализации социально-экономической политики по повышению уровня жизни населения и преодолению бедности в Мурманской области и в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" и от 29.11.2006 № 459-ПП/13 "Об основных направлениях и плане мероприятий по преодолению бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы", поручением Правительства Мурманской области о разработке долгосрочной целевой программы по преодолению бедности в Мурманской области (протокол от 29.12.2006 № 13) Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Преодоление бедности в Мурманской области" на 2007-2010 годы.

2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В. Н.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2008-2010 годы средства на финансирование расходов на реализацию программных мероприятий.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Первый заместитель Губернатора Мурманской области
А. МАКАРОВ


Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 12.10.2007 № 469-ПП/18
(с изменениями постановления Правительства
Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2007-2010 ГОДЫ

  

Мурманск, 2008

ПАСПОРТ

Наименование программы

- «Преодоление бедности в Мурманской области» на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 29.11.2006 № 459-ПП/13 «Об основных направлениях и плане мероприятий по преодолению бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы»

Государственные заказчики Программы

- Министерство экономического развития Мурманской области;

- Министерство социального развития Мурманской области;

- Министерство территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области

Государственный заказчик-координатор Программы

- Министерство экономического развития Мурманской области

Основные разработчики Программы

- Министерство экономического развития Мурманской области;

- Министерство социального развития Мурманской области;

- Министерство территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;

- Министерство здравоохранения Мурманской области;

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;

- Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Цели Программы

(позиция с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)

- уменьшение вдвое уровня бедности (снижение с 18,7 % в 2006 году до 14,5 % в 2010 году доли населения области с доходами ниже величины прожиточного минимума при одновременном повышении  прожиточного минимума не менее чем в 1,4-1,5 раза);

- преодоление в основном экономической бедности;

- повышение эффективности мер по обеспечению адресной социальной помощи малообеспеченным жителям области

Задачи Программы

- повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе  низкооплачиваемых, до величины, превышающей  прожиточный минимум;

- создание условий для самостоятельного улучшения трудоспособным населением своего материального положения, включая развитие малого и микропредпринимательства для обеспечения самозанятости малообеспеченных слоёв населения;

- повышение эффективности мер, обеспечивающих в организациях области выплату заработной платы выше величины прожиточного минимума;

- сокращение дифференциации уровня доходов населения;

- увеличение размеров и усиление адресности государственной социальной помощи нуждающимся в зависимости от фактического уровня их доходов и социального благополучия;

- развитие сети учреждений социального обслуживания и внедрение новых социальных технологий и форм обслуживания населения

Важнейшие целевые

индикаторы и показатели

(позиция с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)

- уменьшение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения, в том числе:

2007 год - 16 %,

2008 год - 13 %,

2009 год - 11 %,

2010 год - 14,5 %;

- рост среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения  (в номинальном выражении), в % к предыдущему году, в том числе:

2007 год - 120,4 %,

2008 год - 118,1 %,

2009 год - 116,2 %,

2010 год - 111,2 %;

- ежегодное повышение заработной платы работников бюджетных организаций всех уровней (муниципальных, региональных, федеральных), в % к предыдущему году,  в том числе:

2007 год - 123,0 %,

2008 год - 120,4 %,

2009 год - 118,4 %,

2010 год - 105,0 %;

- увеличение объемов финансирования на предоставление  государственной социальной помощи нуждающимся гражданам, в % к предыдущему году, в том числе:  

2008 год - 108,4 %,

2009 год - 107,4 %,

2010 год - 100 %;

- соотношение количества трудоустроенных граждан к количеству получивших поддержку на организацию и развитие малого бизнеса из числа малообеспеченных семей и незанятого населения (кроме зарегистрированных безработных), в том числе:

2008 год - 50 %,

2009 год - 55 %,

2010 год - 60 %

Сроки реализации Программы

- 2007-2010 годы

Объемы и источники финансирования
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)

 

 

 

 

 

-  общие затраты на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составят 509,6 млн. рублей, в том числе:

в 2008 году - 159,7 млн. рублей,

в 2009 году - 178,4 млн. рублей,

в 2010 году - 171,5 млн. рублей,

из них без учета выплат государственной социальной помощи - 28,2 млн. рублей, в том числе:

в 2008 году -  10,9 млн. рублей,

в 2009 году -  12,1 млн. рублей,

в 2010 году - 5,2 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
(позиция с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)

- повышение уровня и качества жизни населения области;

- обеспечение в организациях области роста доходов и заработной платы прежде всего низкооплачиваемых работников;

- создание дополнительных инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости и самостоятельного повышения трудоспособным малообеспеченным населением своего материального положения, в том числе посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность;

- обеспечение  условий, при которых все работники бюджетной сферы, работающие полный рабочий день, станут получать заработную плату, превышающую прожиточный минимум;

- уменьшение численности населения, получающего государственную социальную помощь, при увеличении её размеров наиболее нуждающимся, социально незащищенным категориям граждан: многодетным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам;

- развитие сети учреждений социального обслуживания,  внедрение новых социальных технологий и форм обслуживания наиболее уязвимых слоёв населения;

- в основном преодоление экономической бедности: доля бедного населения в целом уменьшится в 2008 году до 13 %, в 2010 году - до 14,5 % от общей численности населения

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Бедность - социально-экономическое явление, при котором отдельные группы населения испытывают трудности с удовлетворением своих первоочередных потребностей.

Как показал анализ, ситуация с бедностью в Мурманской области мало чем отличается от ситуации в целом по России. Характерной её особенностью является высокая доля бедных среди трудоспособных граждан, что определяется низким уровнем оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере. Повсеместно в зоне бедности остаются одинокие престарелые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды.

В Мурманской области отмечаются различные виды бедности населения, в том числе возрастная, территориальная, застойная и временная бедность. Экономическая бедность обусловлена  низким уровнем заработной платы значительной части занятого населения и безработицей в ряде муниципальных образований. Ситуацию с бедностью искажает существование незаконных форм оплаты труда. Многие работодатели продолжают выплачивать работникам официальную зарплату ниже прожиточного минимума, дополняя её различными выплатами «в конвертах», что существенно уменьшает доходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов.

На уровень жизни населения, как известно, негативно повлияло проведение в 90-е годы экономических реформ, сопровождавшихся либерализацией цен и высокими темпами инфляции. В Мурманской области реальные денежные доходы населения, заработная плата и пенсии в 1995 году по сравнению с 1990 годом упали более чем на 50 %.

Правительством Мурманской области, Мурманской областной Думой осуществляется комплекс мер по снижению уровня бедности. Эта проблема определена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  в качестве одной из первоочередных общенациональных задач социально-экономического развития страны.  В последние годы принят ряд региональных законов, направленных на повышение уровня оплаты труда работников государственных областных организаций (учреждений) культуры и искусства, образования и здравоохранения.  Всего на социальную поддержку только этих категорий работников из областного бюджета в 2007 году выделено почти 20 млн. рублей.  

На повышение эффективности социальной защиты и усиление  государственной социальной помощи направлены нормативные правовые акты Мурманской области, представленные в приложении № 1.

В 2007 году в соответствии с установленными стандартами более 1,2 млрд. рублей направляются для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, что существенно облегчает положение значительной части населения области, более 137 млн. рублей предусмотрено на оказание государственной социальной помощи особо нуждающимся.

Постановлениями Правительства Мурманской области установлены единовременные пособия при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей, при рождении (усыновлении) одновременно двух и более детей, единовременные пособия малоимущим семьям при поступлении ребенка в первый класс, единовременные пособия семейным парам, прожившим в зарегистрированном браке не менее 50 лет, 60 и более лет. В соответствии с постановлениями Губернатора Мурманской области оказывается материальная поддержка работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, в 2007 году на эти цели будет израсходовано  4718 тыс. рублей.

Однако принимаемых мер для преодоления бедности и решения этой по-прежнему острой проблемы в сжатые сроки недостаточно. Ситуация с бедностью улучшается медленно, доля «бедных»  жителей области в общей численности населения остаётся высокой и превышает среднероссийские показатели. В 2006 году 18,7 % жителей области имели доходы ниже прожиточного минимума, что  на 2,7 процентного пункта больше, чем в среднем по России. По итогам первого полугодия 2007 года данный показатель хотя и снизился, но остается весьма высоким - 16,7 %. Реальные доходы населения превысили уровень 1995 года на 9,8 %, однако уровень 1990 года не достигнут. Высока степень социального расслоения населения: соотношение между уровнями доходов 10 % населения с самыми высокими и самыми низкими доходами в 2006 году составило 12,1 раза.

Несмотря на неоднократное в последние годы повышение заработной платы работников бюджетной сферы, оплата труда работников здравоохранения, образования, культуры по состоянию на июнь 2007 года отстает от оплаты труда в промышленности на 35,2, на 44,1 и 45,9 % соответственно. Размеры тарифных ставок и окладов в бюджетных организациях по-прежнему не достигают уровня, необходимого для нормального жизнеобеспечения многих работников.  Как показал мониторинг бедности, во II квартале 2007 года среднемесячную заработную плату ниже величины прожиточного минимума от общего числа занятых получали: в образовании - от 5,1 % в ЗАТО г. Островной до 50 % в Терском районе; в здравоохранении - от 1,4 % в г. Полярные Зори до 35,6 % в г. Кандалакше; в сфере культуры - от 3 % в г. Оленегорске до 35,6 %  в Ковдорском районе.

Из-за низкого уровня оплаты труда многие работники образования и здравоохранения вынуждены трудиться с повышенной нагрузкой, в полторы - две смены, нередко в ущерб качеству обслуживания населения. Особенно трудно приходится молодым специалистам, не успевшим заработать надбавки за стаж работы и высокий разряд ЕТС.

Наряду с межотраслевой дифференциацией среднемесячной заработной платы сохраняются существенные различия в оплате труда и в территориальном разрезе. Наиболее низкая заработная плата в Терском и Ловозерском районах - соответственно 66,2 и 68,7 % от среднеобластного уровня.

Среди лиц пожилого возраста широко распространена социальная бедность. Население области «стареет», почти  каждый четвертый житель - пенсионер. Общая численность пенсионеров по  состоянию на 1 июля 2007 года составила  243.8 тыс. человек. Размер назначенной пенсии в первом полугодии 2007 года по сравнению с 2006 годом увеличился на 13,9 % и составил 4214 рублей, однако покупательная способность ее остается низкой и составляет порядка 90 % от прожиточного минимума пенсионера. Более половины (52,8 %) пенсионеров  получают пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров. Многие пенсионеры вынуждены продолжать трудиться.

Состояние и уровень бедности в области требуют осуществления дополнительных мероприятий,  усиления комплексного подхода, что и обуславливает  необходимость программно-целевого метода в решении этой задачи. Настоящая  Программа разработана в дополнение к действующим мерам поддержки отдельных категорий населения области и в соответствии с Основными направлениями преодоления бедности в Мурманской области, одобренными  постановлением Правительства Мурманской области от 29.11.2006 № 459-ПП/13 «Об основных направлениях и плане мероприятий по преодолению бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы».  

Должны быть обеспечены меры по увеличению доходов низкооплачиваемых категорий работников организаций всех форм собственности, повышению эффективности работы по выведению заработной платы «из тени» в частном бизнесе, созданию условий для самостоятельного выхода трудоспособного населения из бедности посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность,  увеличению размеров и повышению эффективности  государственной социальной помощи.

Для преодоления экономической бедности необходимо обеспечить  повышение уровня заработной платы каждого работника бюджетной сферы, работающего на одну ставку полный рабочий день, до величины, превышающей  прожиточный минимум для трудоспособного населения. Решить эту задачу можно путем внедрения новых отраслевых систем оплаты труда, осуществления  комплекса мер по реструктуризации и оптимизации действующей сети бюджетных учреждений, а также путем введения ежемесячных доплат низкооплачиваемым работникам с установлением соответствующего порядка  их проведения. По данным муниципальных образований, для 28,3 тысяч человек, работающих в бюджетной сфере с 1 по 6 разряд ЕТС и получающих среднемесячную заработную плату меньше величины прожиточного минимума, необходимая сумма доплат колеблется от 1870 рублей для работника 1 разряда до 690 рублей для работника 6 разряда. В разрезе отраслей: от 1208 рублей в здравоохранении до 1770 рублей в учреждениях культуры и 2047 рублей в учреждениях физической культуры и спорта. Всего на эти цели в 2006 году потребовалось бы  более 39,6 млн. рублей в месяц или около 475 млн. рублей в год, что составляет порядка 6 % всего объема бюджетных расходов по заработной плате.

Для решения  проблемы социальной бедности  наряду с увеличением размеров пенсий и пособий необходимо значительно увеличить сумму средств, направляемых на оказание государственной социальной помощи нуждающимся. Эта проблема сохраняется и в 2008-2010 годах, так как планируемый рост пенсий и иных социальных выплат на федеральном и региональном уровнях не обеспечивает существенного повышения уровня жизни населения. Рост и уровень заработной платы ряда категорий работающих в частном и бюджетном секторах также не позволит иметь доходы и содержать  все семьи без социальной помощи государства. Предлагается осуществить ежегодное увеличение размеров государственной социальной помощи с 137,2 млн. рублей в 2007 году до 166,3 млн. рублей в 2010 году.      

(абзац с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)

2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Целями Программы являются:

­ уменьшение вдвое уровня бедности (снижение с 18,7 % в 2006 году до 14,5 % в 2010 году доли населения области с доходами ниже величины прожиточного минимума при одновременном повышении прожиточного минимума не менее чем в 1,4-1,5 раза);

(абзац с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)     

­ преодоление в основном экономической бедности;

­ повышение эффективности мер по обеспечению государственной социальной помощи малообеспеченным жителям области.

Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:

­ повышение уровня заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе низкооплачиваемых, до величины, превышающей прожиточный минимум;

­ создание условий для самостоятельного улучшения трудоспособным населением своего материального положения, включая вовлечение незанятого и малообеспеченного населения в предпринимательскую деятельность;

­ повышение эффективности мер, обеспечивающих в организациях области рост заработной платы и  выплату её для всех работающих  в размерах, превышающих величину прожиточного минимума;

­ увеличение размеров и усиление адресности государственной социальной помощи нуждающимся в зависимости от фактического уровня их доходов и социального благополучия;

­ развитие сети учреждений социального обслуживания и внедрение новых социальных технологий и форм обслуживания малообеспеченных слоёв населения.

Программа реализуется в период с 2007 по 2010 годы.

Для оценки эффективности реализуемых мероприятий и достижения целей Программы будут использованы следующие основные  целевые индикаторы и показатели:

№ п/п

Основные индикаторы и показатели

Уровень
2007 года

2008
год

2009
год

2010
год

2010 год (в % к 2007 году)

1.

Уменьшение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

16

13

11

14,5

2.

Рост среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения (в номинальном выражении), в % к предыдущему году

120,4

118,1

116,2

111,2

156,9

3.

Ежегодное повышение заработной платы работников бюджетных организаций всех уровней (муниципальных, региональных, федеральных), в % к предыдущему году

123,0

120,4

118,4

105,0

166,5

4.

Увеличение объемов финансирования на предоставление государственной социальной помощи нуждающимся гражданам, в % к предыдущему году

101,3

108,4

107,4

100



124,2

5.

Соотношение количества трудоустроенных граждан и граждан, получивших поддержку на организацию и развитие малого бизнеса, из числа малообеспеченных семей и незанятого населения (кроме зарегистрированных безработных), в %



50

55

60

(таблица с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.12.2010 № 554-ПП)  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»