Недействующий

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2007 года № 450-ПП/17


Об утверждении новой редакции региональной целевой программы
«Проведение административной реформы в Мурманской области»
на 2006-2008 годы



В целях успешной реализации мероприятий административной реформы в Мурманской области и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-Р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах», постановлениями Правительства Мурманской области от 25.05.2006 № 192-ПП/5 «О концепции программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006 - 2008 годах» и от 22.05.2007 № 238-ПП «О распределении функций по организационной, нормативно-правовой и методической поддержке мероприятий по проведению административной реформы в Мурманской области» Правительство Мурманской области

постановляет:

внести изменения и дополнения в региональную целевую программу «Проведение административной реформы в Мурманской области» на 2006-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 09.10.2006 № 383-ПП «О региональной целевой программе «Проведение административной реформы в Мурманской области» на 2006-2008 годы», изложив ее в новой редакции согласно приложению.

Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Мурманской области
от 27/09/2007 № 450-ПП/17


Региональная целевая программа
«Проведение административной реформы в Мурманской области»
на 2006 - 2008 годы

ПАСПОРТ
региональной целевой программы

Наименование программы

Проведение административной реформы в Мурманской области» на 2006-2008 годы

Дата принятия решения о разработке программы

постановление Правительства  Мурманской области от 04.07.2006 № 257-ПП «О разработке региональной целевой программы «Проведение административной реформы в Мурманской области» на 2006-2008 годы»

Государственный
заказчик-координатор

департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области

Государственные заказчики

департамент экономического развития Мурманской области;
департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
комитет по тарифному регулированию Мурманской области;
комитет по культуре и искусству Мурманской области;
архивное управление Мурманской области;
управление по лицензированию Мурманской области  

Основные разработчики программы

департамент законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления Мурманской области;
департамент экономического развития Мурманской области;
департамент имущественных отношений Мурманской области;
департамент информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области;
департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области;
департамент промышленности и транспорта Мурманской области;
комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;
комитет по тарифному регулированию Мурманской области;
комитет по культуре и искусству Мурманской области;
архивное управление Мурманской области;
управление по лицензированию Мурманской области  

Цели и задачи программы

Цели:

1.      Повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области, ориентация государственных услуг на интересы пользователей.

2. Ограничение вмешательства исполнительных органов государственной власти Мурманской области в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

3. Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

Задачи:

1.      Стандартизация государственных услуг и регламентация государственных функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

2. Оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области и внедрение  принципов и процедур управления по результатам.

3. Внедрение механизмов противодействия коррупции  в исполнительных органах государственной власти Мурманской области.

4.      Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и гражданского общества, а также прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

5.      Модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

6.       Формирование организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели


Наименование
индикаторов и показателей



2006 г.



2007 г.



2008 г.

степень  удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных услуг, %

30

50

доля утвержденных регламентов, внедрение которых позволило сократить время и повысить качество исполнения государственных функций, %

100

100

доля исключенных  избыточных и дублирующих функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области из общего количества выявленных избыточных и дублирующих функций, %

10

80

доля правоустанавливающих функций, функций контроля и надзора и функций по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг, разделение которых нашло правовое закрепление, %

80  

доля функций, осуществление которых передано на муниципальный уровень, саморегулирующимся  организациям,  из числа функций, передача которых признана целесообразной, %

80  

снижение доли издержек на преодоление административ-ных барьеров  предприятий Мурманской области, да/нет

 

да

доля граждан и субъектов предпринимательской деятельности, доверяющих деятельности Правительства Мурманской области, %  

10  

15  

20  

уровень информационной открытости исполнительных органов государственной власти Мурманской области
(соотношение информации, размещенной на официальном сайте Правительства Мурманской области, к перечню обязательных для представления сведений о деятельности Правительства Мурманской области), %

36

80

100

количество центров общественного доступа к информации о деятельности органов власти на базе библиотек и архивных учреждений, ед.

11

количество предоставления государственных услуг, принятых с применением процедур публичного обсуждения, %

100

100

100

обеспечение доступа к информации в формате ЕИАС субъектам регулирования, не имеющим технической возможности подключения к ЕИАС, %

100

100

единство подхода ко всем субъектам госрегулирования, снижение фактора субъективного влияния должностных лиц на формирование тарифов и коррупционного риска, %

30

90

100

Сроки и этапы

2006-2008 год

Перечень подпрограмм

1.      «Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в исполнительных органах государственной власти  Мурманской области».

2. «Оптимизация функций  исполнительных органов государственной  власти Мурманской области».

3. «Создание системы противодействия коррупции  в Мурманской области».

4.      «Внедрение новых механизмов информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и общества».

5. «Модернизация системы информационного обеспечения комитета по тарифному регулированию Мурманской области - внедрение и применение Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС ФСТ)».

Объемы и источники финансирования

общие затраты средств областного бюджета на реализацию программы составят  71875 тысяч рублей и 3400 тысяч рублей средства федерального бюджета,  в том числе:
в 2006 году - 14825 тыс. руб.;        
в 2007 году - 18505 тыс. руб. средств областного бюджета и 3400 тысяч рублей  средства федерального бюджета;
в 2008 году -  38545 тыс. руб.  

Ожидаемые  конечные результаты от реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

степень удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных услуг - 50%;

степень оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области - 100%;

доля исполнительных органов государственной власти Мурманской области, размещающих информацию на Интернет-портале - 100%;

повышение до 20% доли граждан и субъектов предпринимательской деятельности, доверяющих деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области;

снижение доли издержек на преодоление административных барьеров  в выручке предприятий Мурманской области;

повышение эффективности и качества государственного управления в исполнительных органах государственной власти Мурманской области  

1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


Разработка и реализация Программы обусловлена проведением в стране административной реформы.

Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

Специфика начального этапа проведения административной реформы в Мурманской области состояла в том, что в 2003-2005 годах все мероприятия по повышению качества государственного управления осуществлялись в рамках реализации других взаимосвязанных программ и планов, в виде пилотных проектов или экспериментов. Это неизбежно снижало их результативность и не позволяло реформе выполнять в полной мере роль эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию политики Правительства Мурманской области, направленной на улучшение деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области и повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг для населения области.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона и повышения качества государственной политики, реализуемой на территории Мурманской области, необходим прогресс в сфере эффективности государственного управления в Мурманской области и качества предоставляемых государственных услуг, повышения прозрачности и подотчетности органов государственной власти. Это должно привести состояние государственного и муниципального управления в Мурманской области в соответствие существующему социально-экономическому потенциалу региона.

Программа составлена в соответствии с принципами, целями и задачами, определенными в Концепции программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, и является комплексным организационно-методологическим и практическим планом действий исполнительных органов государственной власти Мурманской области по повышению эффективности государственного управления, строгого соблюдения госслужащими законности, предоставлению ими качественных публичных услуг населению, обеспечению права граждан на объективную информацию, а также снижению издержек бизнеса, связанных с избыточным государственным регулированием, что окажет позитивное влияние на рост экономики и повышение уровня жизни населения региона.

В целях улучшения качества и уровня жизни населения области, укрепления региональной инфраструктуры предпринимательства и инновационной сферы в рамках административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах необходимо решить следующие основные блоки проблем, связанные с эффективностью государственного управления:

1. Недостаточная эффективность сферы государственного управления, низкая оценка населением и субъектами экономической деятельности предоставляемых государственных услуг, падение доверия граждан к государственным институтам и госслужащим.

Причины возникновения данного блока проблем носят управленческий и экономический характер и, в первую очередь, связаны с отсутствием четких правил и регламентов выполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Мурманской области, устанавливающих непосредственную зависимость материального стимулирования и ответственности госслужащих от достигнутых результатов.

Действующие механизмы реализации полномочий исполнительных органов государственной власти Мурманской области не в полной мере соответствуют требованиям для работы в новых условиях. Не разработан единый реестр государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области, отсутствуют стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

Проводимая до настоящего времени исполнительными органами государственной власти Мурманской области оценка потребности в предоставляемых бюджетных услугах основывалась на фактических количественных показателях контингента получателей и нормах предоставления бюджетных услуг. Однако использование существующих норм и нормативов - это, в первую очередь, определение затрат, но не определение качества предоставляемых бюджетных услуг.

Решение данной группы проблем возможно путем выполнения мероприятий по внедрению механизмов материального стимулирования через бюджетирование по результатам, подготовке кадров, стандартизации государственных услуг и регламентации административных процессов, а также проведением опросов, информированием о работе государственных органов и широким внедрением информационных технологий.

Необходимо продолжить реализацию структурной политики в государственном секторе экономики Мурманской области в направлении оптимизации его состава, совершенствования нормативно-правового регулирования и повышения эффективности использования государственной собственности.

Должны получить развитие меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.

Необходимо разработать механизмы противодействия коррупции. Как показывают социологические исследования, граждане готовы отказываться от коррупционных практик везде, где есть либо альтернативные способы решения проблем, либо отказ от взятки влечет умеренные обременения.

Требует оптимизации взаимодействие исполнительных органов государственной власти Мурманской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с гражданским обществом.

Требуется повысить уровень координации деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области.

2. Отсутствие системности в принятии решений и оценке адекватности социально-экономических последствий целям их принятия.

Оценка качества принимаемых и реализуемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области решений должна постепенно переходить от показателей осуществляемых действий к конечным результатам их воздействия на экономику и население области.

Причины возникновения данного блока проблем носят политический и управленческий характер и, в первую очередь, связаны с отсутствием планирования деятельности отдельных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, ориентированного на результат, а также недостаточно четким распределением полномочий между исполнительными органами власти разных уровней на территории области. Как показывают социологические исследования, основным требованием населения и бизнеса к государственным структурам является предсказуемость действий и решений органов власти и их должностных лиц.

Суть проблемы в данной сфере состоит в наличии разрыва между целями и показателями регионального развития Мурманской области и целями и результатами работы исполнительных органов государственной власти Мурманской области, отражающими количественные показатели выполнения ими закрепленных функций.

Принятые на федеральном уровне нормативные документы задают основные подходы и рекомендации к административной и бюджетной реформам в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Однако при их реализации на региональном уровне уже выявились определенные методологические и организационные трудности в увязке принятых в Мурманской области стратегических планов и программ социально-экономического развития региона с определением целей исполнительных органов государственной власти Мурманской области и количественным измерением эффективности и результативности их деятельности.

Решить данную задачу возможно путем выполнения мероприятий по оптимизации функций (структуры) исполнительных органов государственной власти Мурманской области, внедрению механизмов управления по результатам и методов стратегического планирования их деятельности (детализации стратегических целей регионального развития до уровня задач и целевых показателей отдельных исполнительных органов государственной власти Мурманской области и их структурных подразделений), а также систематическим информированием о работе государственных органов.

Решение названных проблем требует хорошо скоординированной работы и значительных ресурсов. Исходя из имеющегося состояния и возможностей системы государственного управления в Мурманской области, рейтинг региональных приоритетов в области реформирования государственного управления при проведении административной реформы определен следующим образом:

создание эффективной системы управления мероприятиями административной реформы в Мурманской области, направленной на целенаправленное формирование новых механизмов работы исполнительных органов государственной власти Мурманской области;

завершение ликвидации избыточных и дублирующих функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области;

разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в исполнительных органах государственной власти Мурманской области;

повышение эффективности системы бюджетных закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд Мурманской области;

повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и общества;

проведение экспертизы нормативных правовых актов Мурманской области и их проектов на коррупциогенность, разработка и внедрение региональной антикоррупционной программы;

оптимизация реализации контрольных и надзорных функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области;

внедрение новых механизмов досудебного обжалования в исполнительных органах государственной власти Мурманской области;

внедрение системы результативного управления организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти Мурманской области;

модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Мурманской области;

разработка и внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в исполнительных органах государственной власти Мурманской области.

Все обозначенные проблемы государственного управления взаимосвязаны и требуют программно-целевого подхода в управлении, межведомственной координации и согласованного по времени и объемам привлечения средств.

Основные риски реализации мероприятий Программы, как большинства реформ государственного управления, обусловлены её новаторским характером реформы и существенной ролью человеческого фактора, в том числе и при определении её результативности и состоят в следующем.

Риск недостаточной общественной поддержки административной реформы связан со слабым уровнем развития в Мурманской области институтов гражданского общества и заключаются в определенной инфантильности граждан, их недостаточной правовой грамотности и информированности, а также возможным повышенным субъективным уровнем ожиданий.

Минимизировать его возможно высоким уровнем информационного, а именно, PR-сопровождения мероприятий административной реформы в аудио-визуальных СМИ, в сети Интернет, а также активным включением структур гражданского общества в разработку и реализацию мероприятий Программы и, что не менее важно, получением общественно значимых и ощутимых результатов уже на ранних стадиях реализации Программы.

Риск пассивного сопротивления новаторскому характеру мероприятий Программы со стороны государственных и муниципальных служащих связан с отсутствием необходимых знаний, навыков и мотивации к их разработке и проведению.

Минимизировать эту группу рисков возможно за счет большего количества отдельных проектов, предполагающих различные пути достижения цели с учетом специфики каждого вида деятельности и направления реформы, эффективной системы управления мероприятиями реформы, определения приоритетных направлений, поощрения лучших практик и стимулирования госслужащих, непосредственно задействованных в достижении результатов, а также созданием механизмов проведения независимой публичной экспертизы правовых актов, связанных с исполнением государственных функций и предоставлением госуслуг исполнительными органами государственной власти Мурманской области и подведомственными им организациями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»