Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2007 года № 382-ПП/14


О новой редакции региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды
и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области
от 30 июня 2014 года N 334-ПП

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 70 Устава Мурманской области, постановлением Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области", а также в целях уточнения объемов финансирования природоохранных мероприятий Правительство Мурманской области

постановляет:

внести изменения и дополнения в региональную целевую программу "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 09.12.2005 № 488-ПП "О региональной целевой программе "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2006-2008 годы (в редакции от 14.06.2007 № 290-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению.


Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ

Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 10.08.2007 № 382-ПП/14



Региональная целевая программа
"Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области"
на 2006-2008 годы


Мурманск
2007

ПАСПОРТ


Наименование
программы

     
- "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области"
на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание и дата принятия решения о разработке Программы

- постановление Правительства Мурманской области от 28.11.2005 № 447-ПП

Государствен-
ный заказчик Программы

- комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Мурманской области

Основные разработчики Программы

комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды  Мурманской области

Цели и задачи Программы:

1. Создание условий и обеспечение постепенного снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности человека и предприятий на здоровье населения и окружающую природную среду (атмосферу, водные объекты, ландшафты).

Задачи:

- техническое перевооружение предприятий;

- внедрение в производство новых технологий и технологических процессов;

- строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод в промышленности и жилищно-коммунальном секторе.

2. Предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

Задачи:

- разработка программы по рациональному использованию и обезвреживанию отработанных нефтепродуктов и нефтешламов на территории Мурманской области;

- строительство полигонов, приведение в порядок санкционированных и ликвидация несанкционированных свалок;

- строительство установок по переработке и обезвреживанию отдельных видов накопившихся отходов (нефтешламы, автошины, отходы жилищно-коммунального и сельского хозяйства, биологические отходы и др.).

3. Обеспечение экологической безопасности Мурманской области, а также управления и охраны региональных особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) в целях сохранения растительного и животного мира.

Задачи:

- создание и обеспечение охраны региональных заказников, укрепление их материально-технической базы;

- сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;

- организация и осуществление экологического контроля на территории Мурманской области.

4. Обеспечение регулярного сбора информации (ведение территориального мониторинга) о состоянии окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности населения.

Задачи:

- проведение территориального экологического мониторинга поверхностных и подземных вод на участках интенсивного негативного воздействия на окружающую среду (районы  гг. Апатиты, Мончегорска, Заполярного, п. г. т. Никель, Кольского залива);

- радиационный мониторинг по системе АСКРО;

- создание и функционирование единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды Мурманской области.

5. Дальнейшее развитие на территории области экологического образования, воспитания и просвещения.

6. Продолжение работы по переориентации хозяйственно - питьевого водоснабжения из поверхностных источников на подземные воды.

Задачи:

- поиск, оценка, разведка и обустройство водозаборов на подземных источниках.


Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
1. Площадь области, тыс. кв. км
144,9

2.Численность населения, тыс. чел.
2006 г. - факт      - 857,0
2007 г. - план      - 853,2
2008 г. - прогноз - 845,9

3. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу от

стационарных источников, тыс. т
2006 г. - факт       - 292,5
2007 г. - план       - 290,0
2008 г. - прогноз -  285,0

4. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. куб. м
2006 г. - факт      - 329,8
2007 г. - план      - 333,0
2008 г. - прогноз - 336,0

5. Образование токсичных отходов (1-4 класс опасности), млн. т

2006 г. - факт      - 178,0
2007 г. - план      - 170,0
2008 г. - прогноз - 170,0

6. Направлено средств на природоохранные мероприятия за счет областного бюджета,
млн. руб.

2006 г. - факт      -   87,2
2007 г. - план      -   98,5
2008 г. - прогноз - 133,7

7. Плата за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет территории, млн. руб.

2006 г. - факт      -  131,0
2007 г. - план      -  110,8
2008 г. - прогноз -  118,8

8. Объем предотвращенного экологического ущерба,
млн. руб.
2006 г. - факт      -  190,0
2007 г. - план      -  205,0
2008 г. - прогноз -  220,0

Сроки и этапы реализации Программы

                      начало -

                      окончание -

  1   января 2006 г.
31 декабря 2008 г.

Объёмы и источники финансиров.
Программы

Раздел 1. Характеристики проблем, на решение которых направлена Программа

Состояние экологической обстановки и проблемы экологической безопасности в Мурманской области имеют как общие для всей страны черты, так и ярко выраженные региональные особенности.

Мурманская область относится к крупным горнорудным районам России. Здесь сконцентрированы крупнейшие предприятия горнодобывающей промышленности и цветной металлургии, деятельность которых оказывает существенное негативное воздействие на окружающую природную среду.

Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников по видам экономической деятельности в 2006 году

 

Основными источниками загрязнения окружающей среды Мурманской области являются предприятия горно-промышленного комплекса, черной и цветной металлургии, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).

За последние 8-10 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от основных предприятий-природопользователей составило порядка 20 %. Такое снижение достигнуто по наиболее опасным компонентам загрязнения - SO2, Ni, Cu и другим металлам - в ходе реализации проектов реконструкции действующего производства на промышленных предприятиях области: ОАО "Кольская горно-металлургическая компания", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", ОАО "Апатитская ТЭЦ".

В целях снижения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ природопользователями области за прошедшие годы проведена большая работа.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта
в целом по Мурманской области

Тем не менее наряду с данными положительными тенденциями необходимо отметить увеличение с каждым годом массы выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников. В 2006 году эта величина возросла по сравнению с 2000 годом на 27,8 %.

От выхлопных газов автомобильного транспорта создаются высокие концентрации диоксида азота, оксида углерода, формальдегида. Структура суммарных выбросов (от стационарных источников и автотранспорта) в целом по области и в областном центре имеет существенные различия: по области превалирует диоксид серы (43,9 %), а в г. Мурманске - окись углерода (54 %), причем 97,5 % окиси углерода поступает в атмосферу областного центра от автотранспорта.

Общее экологическое состояние водных объектов, расположенных на территории Кольского полуострова, можно расценивать как удовлетворительное, в районах мало подверженных техногенному воздействию, качество воды приближается к эталонному.

Характерной особенностью водных объектов Кольского полуострова является присутствие в природных незагрязненных водах ионов меди, железа, марганца. Максимальные и повышенные концентрации этих металлов в водных объектах при отсутствии сбросов сточных вод и выбросов предприятий наблюдаются в меженные периоды, когда питание осуществляется преимущественно грунтовыми водами.

Динамика воздействия хозяйственной деятельности на водные ресурсы
Мурманской области


Следует отметить, что из общего объема загрязненных сточных вод, требующих очистки, доля проходящих через очистные сооружения составляет 81,5 %, а очищенных до нормативных величин - 5,4 %.

Крупнейшими промышленными предприятиями, определяющими водохозяйственную обстановку на территории Мурманской области, являются комбинаты "Печенганикель" и "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", ОАО "Апатит", ОАО "Ковдорский ГОК", ОАО "Олкон", ОАО "Ловозерский ГОК" и ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания". В зоне влияния этих горнодобывающих и металлургических производств наблюдается высокое и экстремально высокое содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений азота и др.

Наиболее сильному загрязнению подвергаются крупнейшие озера области - Имандра, Умбозеро и Ловозеро, а также реки Нюдуай, Печенга, Патсо-йоки, Колос-йоки, Сергевань, Ковдора.

Значительный вклад в загрязнение водоемов области вносят также предприятия ЖКХ: ГОУП "Мурманскводоканал", "Оленегорскводоканал", "Кандалакшаводоканал", МУП "Североморскводоканал", ОАО "Апатитыводоканал", "Мончегорскводоканал", ООО "Тепловодоснабжение" г. Полярные Зори, "Тепловодоканал" г. Ковдор. Объем сточных вод этой отрасли составляет 32% от общего количества загрязненных вод.

В конце 2005 года введена в строй 1-я очередь комплекса очистных сооружений Северного района города Мурманска производительностью 100 тыс.м(3)/сутки, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в Кольском заливе. На ряде станций биологической очистки Мурманской области проводятся работы по установке оборудования для ультрафиолетового обеззараживания сточных вод (гг. Кировск, Заполярный, пос. Никель, Мурмаши-3).

Самым грязным водным объектом Кольского залива является ручей Варничный. Он протекает через центральную часть города Мурманска, собирая по пути стоки с дорог, строительных площадок, а также сточные воды Мурманской ТЭЦ и других мелких предприятий города.

Гигиеническая характеристика водоемов I и II категорий

Категория водоемов

Доля проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, %

по санитарно-химическим
показателям

динамика
к 2005 г.

по микробиологическим
показателям

динамика
к 2005 г.

2004

2005

2006

2004

2005

2006

I

1,9

0,6

0

0,4

2,0

0

II

5,0

30,5

14,6

5,0

4,5

4,5

=


За 2006 год состояние водных объектов в местах водопользования населения, используемых в качестве питьевого водоснабжения (I категория), и для рекреации (II категория) в санитарно-эпидемиологическом отношении по сравнению с 2005 годом улучшилось.

Состояние водных объектов II категории по микробиологическим показателям остается на уровне 2005 года.

Обеспечение населения Мурманской области качественной питьевой водой является одной из приоритетных задач, решение которой необходимо для сохранения здоровья, повышения уровня жизни населения и обеспечения его безопасности.

Основными проблемами питьевого водоснабжения Мурманской области являются:

• Низкое качество питьевой воды из поверхностных источников;

• Интенсивные антропогенные нагрузки на поверхностный водный фонд;

• Потенциальная угроза радиационного заражения поверхностных источников от Кольской АЭС и др. объектов;

• Расточительное водопользование;

• Неудовлетворительное качество очистки сточных вод;

• Высокая степень износа гидротехнических и водохозяйственных сооружений и объектов.

В целях решения вышеназванных проблем Правительством Мурманской области принято решение о разработке целевой региональной программы "Питьевое водоснабжение Мурманской области" на 2008-2017 годы.

Основной целью программы должна стать разработка программных мероприятий по обеспечению населения Мурманской области качественной питьевой водой из защищенных от негативного воздействия источников водоснабжения (подземных источников); по повышению устойчивости и надежности работы систем водоснабжения и их элементов, снижению аварийности на сетях водопровода, и уменьшению непроизводительных потерь воды.

За последние 15 лет в рамках региональных и федеральных программ выявлены и разведаны подземные источники водоснабжения для гг. Апатиты, Ковдор, Кандалакша, Мурманск, пп. Африканда, Зеленоборский. Имеются перспективы выявления подземных источников для гг. Мончегорск, Оленегорск, Полярные Зори и других населенных пунктов.

Из образующихся в Мурманской области твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее - ТБО) 52 % поступает на санкционированные и несанкционированные свалки, 48 % отходов - термически утилизируются на ОАО "Завод термической обработки ТБО".

Исходя из динамики прошлых лет, растет доля отходов, размещаемых на свалках области.

Остальные города и другие населенные пункты Мурманской области не имеют мусороперерабатывающих мощностей и вывоз ТБО осуществляется без сортировки отходов на санкционированные и несанкционированные свалки.

Высокие уровни загрязнения от свалок ТБО обуславливаются:

- необоснованным выбором площадки для организации свалки ТБО;

- нарушением правил эксплуатации свалок, недостаточной изоляцией поступающих на свалки отходов;

- недостаточным контролем поступления на свалки ТБО токсичных веществ и опасных отходов, которые должны обезвреживаться на полигонах промышленных отходов.

Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд проблем, основные из которых:

- слабо стимулируются рециклинг и вторичное использование отходов;

- сбор ТБО коммунальными службами и частными предприятиями в населенных пунктах области не обеспечивает отделения из них вторичного сырья и, что особенно важно, - опасных отходов (опасные промышленные отходы, приборы, оборудование, содержащие ртуть (кроме люминесцентных ламп), кадмий и другие токсичные металлы, источники тока, отходы, содержащие нефтепродукты, поливинилхлорид и другие галогенсодержащие полимеры и др).

Более 90 % образующихся отработанных нефтепродуктов передаются на котельные, ТЭЦ в городах и поселках области, частично сжигаются на собственных предприятиях в топках и котлах. Небольшая часть (около 3 %) отходов повторно используется на собственных предприятиях как смазочный материал в узлах и агрегатах, где применение низкокачественного нефтепродукта возможно (например, редукторы).

Незначительная часть отработанных нефтепродуктов высокого качества сдается на регенерацию. Остро стоит проблема утилизации твердых отходов, содержащих нефтепродукты: шламов очистки мазутных резервуаров, замазученных грунтов и песка, промасленной ветоши и т.д., резиновых отходов, в том числе автошин.

На территории области лицензии на обращение с опасными отходами имеют 3 организации, принимающие ртутные лампы и другие ртутьсодержащие отходы для обезвреживания. Существует проблема финансирования организации сдачи на переработку ртутьсодержащих ламп и приборов, образующихся в бюджетных и муниципальных организациях области. На территории Мурманской области 39 предприятий в той или иной степени занимаются приемом и переработкой всех видов отходов (1-4 класса опасности), но все они не обеспечивают полностью потребности Мурманской области в переработке отходов.

Путь решения проблемы обращения с вышеперечисленными видами отходов - выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области через создание централизованной управляемой рыночной системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»