(с изменениями на 29 апреля 2008 года)
____________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 29 апреля 2008 года № 199-ПП
_____________________________________________________________________________________________
В соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, постановлениями Правительства Мурманской области от 13.07.2006 № 280-ПП/7 "Об утверждении плана реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Мурманской области", от 24.11.2005 № 441- ПП/14 "О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года", Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые результаты расчетов по определению необходимых объемов строительства жилья на территории Мурманской области.
2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам строительной отрасли, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности утвержденными результатами расчетов.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 августа 2007 года с использованием утвержденных результатов расчетов, разработать перечень предложений и мероприятий, направленных на развитие жилищного фонда на территории муниципального образования, строительство нового жилья, расселение аварийного жилищного фонда и застройки территорий, занятых им, обеспечение жилыми помещениями граждан социальных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.) совместно с департаментом экономического развития Мурманской области (Макаров А.В.) в срок до 1 августа 2007 года разработать перечень дополнительных предложений, направленных на увеличение объемов строительства жилья и представить на рассмотрение комиссии по реализации приоритетных национальных проектов в Мурманской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора - руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.
Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
НЕОБХОДИМЫХ ОБЪЕМОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Главной целью выполнения расчётов является осуществление оценки состояния существующего на территории Мурманской области жилищного фонда для выработки последующего решения о необходимости строительства нового жилья в регионе с учетом происходящих экономических преобразований и демографических процессов, а также для определения необходимых объёмов производственных мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций.
Особенностью выполненных расчётов является отсутствие типовой методики расчета, учитывающей специфические условия региона, а также отсутствие обновленных данных по ветхому и аварийному жилищному фонду. Последний раз инвентаризация жилищного фонда производилась в 90-х годах, в связи с чем в данном вопросе имеются значительные расхождения между статистическими данными и данными, предоставляемыми муниципальными образованиями. Поэтому в основу расчетов были заложены данные, представленные муниципальными образованиями, по состоянию на 01.01.2007 года с планируемыми изменениями до 2015 года.
По данным, представленным муниципальными образованиями:
- объем существующего жилищного фонда независимо от форм собственности;
- объем ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, с учетом его прироста до 2015 года;
- объем имеющегося на территории муниципального образования пустующего жилищного фонда;
- планируемые объемы освобождающегося жилья за счет программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и территорий приравненных к ним;
- количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- количество семей, проживающих в жилищном фонде, подлежащем расселению.
По статистическим данным:
- объем существующего жилищного фонда по области с 1992 года (приложение 1);
- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя по области (приложение 2);
- численность населения по городам и районам Мурманской области на 01.01.2007 г. (приложение 3)
Алгоритм расчета приведён в приложении 4.
Для осуществления расчета были заданы следующие условия:
-для определения необходимого объема жилищного фонда принята в качестве норматива средняя площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя Мурманской области (по данным Росстата на конец 2005 года - 22,5 м2). При этом исходили из того, что данный показатель до 2015 года останется постоянным. В среднем по России этот показатель равен 20,9 м2, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" указанный норматив определён одним из целевых показателей, который должен к 2010 году достигнуть среднего значения - 22,5 - 22,7 м2. В расчетах с целью получения сравнимых результатов для всех муниципальных образований применен общий показатель - 22,5 м2.
-в основу расчетов положены сведения о численности населения по области на 01.01.2007 года. Принято, что численность населения в Мурманской области по отношению к показателю на начало текущего года, учитывая перспективы развития экономики региона, планируемое строительство крупных производственных объектов, и предпринимаемые государственные меры поддержки семьи, значительно не изменится, несмотря на сложившуюся за последнее время тенденцию уменьшения.
-объем ветхого жилищного фонда принят с учетом его прироста до 2015 года. Принято, что к ветхому фонду будут относиться жилые дома с процентом износа по нормативному сроку службы более 65% (по данным ГУПТИ к 2015 году практически 100% деревянных и каркасных многоквартирных жилых домов).
-предполагается, что за период до 2015 года все ветхое и аварийное жилье, подлежащее сносу, должно быть расселено. Изменение объема существующего жилфонда до 2015 года рассчитывалось с учетом его планового расселения и сноса.
-при определении потребности в жилье по годам предполагалось вовлечение в оборот дополнительно освобождающегося жилья за счет программы переселения граждан из районов Крайнего Севера, и дополнительно введенного жилья после реконструкции и капитального ремонта.
-в расчетах не учитывались объемы начатого и находящегося в стадии строительства жилья, а также планируемые объемы нового строительства за исключением объектов жилищного строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета.
-в расчете учитывались объемы имеющегося на территории муниципального образования пустующего жилья в качестве резерва площадей, который может быть вовлечен в общий фонд.
-принято, что средний состав семьи состоит из трех человек.
5.1. По результатам проделанных расчетов определён необходимый объём строительства нового жилья в разрезе муниципальных образований Мурманской области. В целом, согласно принятым условиям расчета, необходимо построить до 2015 года 1 386 тыс. м2, но учитывая, что норма обеспеченности жильём в закрытых муниципальных образованиях по состоянию на 01.01.07 существенно превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации, происходящие преобразования в вооружённых силах, направленные на их сокращение, а также наличие пустующего (брошенного) жилья в некоторых военных городках и необходимость решения перспективы развития ЗАТО совместно с Министерством обороны Российской Федерации, департамент предлагает исключить из общего расчетного объёма строительства нового жилищного фонда расчётный объём дефицита жилищного фонда в ЗАТО. С учетом этого объём строительства нового жилья по области составит - 1093,2 тыс. м2 (приложение 5).
5.2. В результате расчетов выявлено, что в ряде муниципальных
образований потребность в дополнительном объеме строительства жилья отсутствует (г. Кировск, п.г.т. Туманный, г. Островной), улучшение жилищных условий жителей данных муниципальных образований предлагаем решать за счет капитального ремонта и реконструкции имеющегося пустующего жилья.
5.3. Расчеты показывают, что по отдельным муниципальным образованиям, а также в целом по области существует потребность в дополнительных объемах строительства нового жилья, значительная часть которого должна восполнить замену жилищного фонда, пришедшего в непригодное для проживания состояние. При этом вопрос о строительстве жилья необходимо рассматривать дифференцированно не только по муниципальным образованиям, но и по населенным пунктам с учетом перспективы их развития в ближайшие годы.
6.1.Развитие жилищного строительства на территории области необходимо рассматривать в комплексе с перспективой развития региона, решениями, осуществляемыми федеральными органами в части реорганизации и размещения вооруженных сил, обеспечения государственной политики по переселению пенсионеров в среднюю полосу.
6.2.Необходимо нацеливать муниципальные образования на разработку документов перспективного развития, градостроительной документации по территориальному планированию, прогнозов и перспективных планов развития, в том числе в части развития жилищной сферы.
6.3.Результаты расчетов показывают необходимость создания условий и осуществление строительства в первую очередь на территории тех муниципальных образований, где существует дефицит и требуется восполнение жилищного фонда, пришедшего в непригодное состояние. При этом наращивание объемов строительства нового жилья до 100 - 150 тыс. в год к 2015 году (приложение 7) должно обеспечиваться привлечением инвестиций из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, в том числе средств граждан.
6.4.Увеличение объемов строительства жилья потребует развития базы стройиндустрии, применения новых эффективных технологий. При этом потребность в строительных материалах и конструкциях должна обеспечиваться с учетом имеющейся региональной минерально-сырьевой базы путем расширения и реконструкции существующих, а также строительства новых предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции на территории области.
При принятии решения о возобновлении панельного домостроения на территории Мурманской области представляется целесообразным рассматривать возможность строительства завода с мощностью 70-100 тыс. м2 жилья в год. При этом, одним из наиболее эффективных видов технологии на данном этапе, учитывая степень загрузки в настоящее время существующих производственных мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций (приложение 6), является строительство каркасно-монолитных жилых домов с монолитным и сборно-монолитным выполнением основных несущих элементов.
Динамика изменения объема жилищного фонда
по Мурманской области
по годам | объем жилищного фонда тыс. м2 | ежегодный ввод жилья тыс. м2 | ||||||
1991 |
| 472,00 | ||||||
1992 | 17220,4 | 386,90 | ||||||
1993 | 18168,8 | 302,70 | По годам до 2006 года информация по данным статистики | |||||
1994 | 18474,6 | 130,60 | ||||||
1995 | 18913,4 | 79,20 | ||||||
1996 | 19227,7 | 68,10 |
| |||||
1997 | 19761 | 29,10 |
| |||||
1998 | 19665,8 | 23,60 |
| |||||
1999 | 19652,8 | 14,40 |
| |||||
2000 | 19710,1 | 27,90 |
| |||||
2001 | 19791,3 | 7,80 |
| |||||
2002 | 19668,8 | 4,50 |
| |||||
2003 | 19656,5 | 13,26 |
| |||||
2004 | 19488,8 | 6,50 |
| |||||
2005 | 19465,3 | 8,07 |
| |||||
2006 | 19448,0 | 13,70 |
|
Отдельные показатели, характеризующие жилищные условия населения,
по России и регионам Северного экономического района
на конец 2005 года.