ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2007 года № 293-ПП/10


Об утверждении результатов расчетов по определению
необходимых объемов строительства жилья
на территории Мурманской области

(с изменениями на 29 апреля 2008 года)



____________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 29 апреля 2008 года № 199-ПП

_____________________________________________________________________________________________     

В соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675, постановлениями Правительства Мурманской области от 13.07.2006 № 280-ПП/7 "Об утверждении плана реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Мурманской области", от 24.11.2005 № 441- ПП/14 "О Стратегии развития строительного комплекса Мурманской области до 2015 года", Правительство Мурманской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые результаты расчетов по определению необходимых объемов строительства жилья на территории Мурманской области.

2. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления, предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам строительной отрасли, независимо от форм собственности, руководствоваться в своей деятельности утвержденными результатами расчетов.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований в срок до 1 августа 2007 года с использованием утвержденных результатов расчетов, разработать перечень предложений и мероприятий, направленных на развитие жилищного фонда на территории муниципального образования, строительство нового жилья, расселение аварийного жилищного фонда и застройки территорий, занятых им, обеспечение жилыми помещениями граждан социальных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (Бережной Н.И.) совместно с департаментом экономического развития Мурманской области (Макаров А.В.) в срок до 1 августа 2007 года разработать перечень дополнительных предложений, направленных на увеличение объемов строительства жилья и представить на рассмотрение комиссии по реализации приоритетных национальных проектов в Мурманской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора - руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Бережного Н.И.

Губернатор
Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ

Утверждены
постановлением Правительства
Мурманской области
от 18.06.2007 № 293-ПП/10





РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
НЕОБХОДИМЫХ ОБЪЕМОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1.Цель выполнения расчётов


Главной целью выполнения расчётов является осуществление оценки состояния существующего на территории Мурманской области жилищного фонда для выработки последующего решения о необходимости строительства нового жилья в регионе с учетом происходящих экономических преобразований и демографических процессов, а также для определения необходимых объёмов производственных мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций.     

2.Особенности и условия выполнения расчетов


Особенностью выполненных расчётов является отсутствие типовой методики расчета, учитывающей специфические условия региона, а также отсутствие обновленных данных по ветхому и аварийному жилищному фонду. Последний раз инвентаризация жилищного фонда производилась в 90-х годах, в связи с чем в данном вопросе имеются значительные расхождения между статистическими данными и данными, предоставляемыми муниципальными образованиями. Поэтому в основу расчетов были заложены данные, представленные муниципальными образованиями, по состоянию на 01.01.2007 года с планируемыми изменениями до 2015 года.

3.Перечень основных показателей использованных при выполнении расчётов


По данным, представленным муниципальными образованиями:

- объем существующего жилищного фонда независимо от форм собственности;

- объем ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, с учетом его прироста до 2015 года;

- объем имеющегося на территории муниципального образования пустующего жилищного фонда;

- планируемые объемы освобождающегося жилья за счет программы переселения граждан из районов Крайнего Севера и территорий приравненных к ним;

- количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- количество семей, проживающих в жилищном фонде, подлежащем расселению.

По статистическим данным:

- объем существующего жилищного фонда по области с 1992 года (приложение 1);

- общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя по области (приложение 2);

- численность населения по городам и районам Мурманской области на 01.01.2007 г. (приложение 3)

Алгоритм расчета приведён в приложении 4.

4. Условия расчета


Для осуществления расчета были заданы следующие условия:

-для определения необходимого объема жилищного фонда принята в качестве норматива средняя площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя Мурманской области (по данным Росстата на конец 2005 года - 22,5 м2). При этом исходили из того, что данный показатель до 2015 года останется постоянным. В среднем по России этот показатель равен 20,9 м2, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" указанный норматив определён одним из целевых показателей, который должен к 2010 году достигнуть среднего значения - 22,5 - 22,7 м2. В расчетах с целью получения сравнимых результатов для всех муниципальных образований применен общий показатель - 22,5 м2.

-в основу расчетов положены сведения о численности населения по области на 01.01.2007 года. Принято, что численность населения в Мурманской области по отношению к показателю на начало текущего года, учитывая перспективы развития экономики региона, планируемое строительство крупных производственных объектов, и предпринимаемые государственные меры поддержки семьи, значительно не изменится, несмотря на сложившуюся за последнее время тенденцию уменьшения.

-объем ветхого жилищного фонда принят с учетом его прироста до 2015 года. Принято, что к ветхому фонду будут относиться жилые дома с процентом износа по нормативному сроку службы более 65% (по данным ГУПТИ к 2015 году практически 100% деревянных и каркасных многоквартирных жилых домов).

-предполагается, что за период до 2015 года все ветхое и аварийное жилье, подлежащее сносу, должно быть расселено. Изменение объема существующего жилфонда до 2015 года рассчитывалось с учетом его планового расселения и сноса.

-при определении потребности в жилье по годам предполагалось вовлечение в оборот дополнительно освобождающегося жилья за счет программы переселения граждан из районов Крайнего Севера, и дополнительно введенного жилья после реконструкции и капитального ремонта.

-в расчетах не учитывались объемы начатого и находящегося в стадии строительства жилья, а также планируемые объемы нового строительства за исключением объектов жилищного строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета.

-в расчете учитывались объемы имеющегося на территории муниципального образования пустующего жилья в качестве резерва площадей, который может быть вовлечен в общий фонд.

-принято, что средний состав семьи состоит из трех человек.

 

5. Результаты расчета


5.1. По результатам проделанных расчетов определён необходимый объём строительства нового жилья в разрезе муниципальных образований Мурманской области. В целом, согласно принятым условиям расчета, необходимо построить до 2015 года 1 386 тыс. м2, но учитывая, что норма обеспеченности жильём в закрытых муниципальных образованиях по состоянию на 01.01.07 существенно превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации, происходящие преобразования в вооружённых силах, направленные на их сокращение, а также наличие пустующего (брошенного) жилья в некоторых военных городках и необходимость решения перспективы развития ЗАТО совместно с Министерством обороны Российской Федерации, департамент предлагает исключить из общего расчетного объёма строительства нового жилищного фонда расчётный объём дефицита жилищного фонда в ЗАТО. С учетом этого объём строительства нового жилья по области составит - 1093,2 тыс. м2 (приложение 5).

5.2. В результате расчетов выявлено, что в ряде муниципальных

образований потребность в дополнительном объеме строительства жилья отсутствует (г. Кировск, п.г.т. Туманный, г. Островной), улучшение жилищных условий жителей данных муниципальных образований предлагаем решать за счет капитального ремонта и реконструкции имеющегося пустующего жилья.

5.3. Расчеты показывают, что по отдельным муниципальным образованиям, а также в целом по области существует потребность в дополнительных объемах строительства нового жилья, значительная часть которого должна восполнить замену жилищного фонда, пришедшего в непригодное для проживания состояние. При этом вопрос о строительстве жилья необходимо рассматривать дифференцированно не только по муниципальным образованиям, но и по населенным пунктам с учетом перспективы их развития в ближайшие годы.

6. Выводы и предложения


6.1.Развитие жилищного строительства на территории области необходимо рассматривать в комплексе с перспективой развития региона, решениями, осуществляемыми федеральными органами в части реорганизации и размещения вооруженных сил, обеспечения государственной политики по переселению пенсионеров в среднюю полосу.

6.2.Необходимо нацеливать муниципальные образования на разработку документов перспективного развития, градостроительной документации по территориальному планированию, прогнозов и перспективных планов развития, в том числе в части развития жилищной сферы.

6.3.Результаты расчетов показывают необходимость создания условий и осуществление строительства в первую очередь на территории тех муниципальных образований, где существует дефицит и требуется восполнение жилищного фонда, пришедшего в непригодное состояние. При этом наращивание объемов строительства нового жилья до 100 - 150 тыс. в год к 2015 году (приложение 7) должно обеспечиваться привлечением инвестиций из бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников, в том числе средств граждан.

6.4.Увеличение объемов строительства жилья потребует развития базы стройиндустрии, применения новых эффективных технологий. При этом потребность в строительных материалах и конструкциях должна обеспечиваться с учетом имеющейся региональной минерально-сырьевой базы путем расширения и реконструкции существующих, а также строительства новых предприятий по выпуску конкурентоспособной продукции на территории области.

При принятии решения о возобновлении панельного домостроения на территории Мурманской области представляется целесообразным рассматривать возможность строительства завода с мощностью 70-100 тыс. м2 жилья в год. При этом, одним из наиболее эффективных видов технологии на данном этапе, учитывая степень загрузки в настоящее время существующих производственных мощностей по выпуску строительных материалов и конструкций (приложение 6), является строительство каркасно-монолитных жилых домов с монолитным и сборно-монолитным выполнением основных несущих элементов.


Приложение 1
к результатам расчетов по определению необходимых
объемов строительства жилья в Мурманской области


Динамика изменения объема жилищного фонда
по Мурманской области

по годам

объем жилищного фонда  тыс. м2

ежегодный ввод жилья  тыс. м2

1991

 

472,00

1992

17220,4

386,90

1993

18168,8

302,70

По годам до 2006 года информация по данным статистики

1994

18474,6

130,60

1995

18913,4

79,20

1996

19227,7

68,10

 

1997

19761

29,10

 

1998

19665,8

23,60

 

1999

19652,8

14,40

 

2000

19710,1

27,90

 

2001

19791,3

7,80

 

2002

19668,8

4,50

 

2003

19656,5

13,26

 

2004

19488,8

6,50

 

2005

19465,3

8,07

 

2006

19448,0

13,70

 


  Приложение 2
     к результатам расчетов по определению необходимых
     объемов строительства жилья в Мурманской области




Отдельные показатели, характеризующие жилищные условия населения,
по России и регионам Северного экономического района
на конец 2005 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»